Перейти к публикации

Противоизносные присадки и антифрикционные присадки ZDDP, MoDTC, MoDTP, MOS2 итд.


Рекомендованные сообщения

Вот интересная статья

 

http://moto.swissblog.ru/primenenie-gonoch...ototsiklov.html

 

 

Ну что, любители заливать в мотоцикл масло с этикетками RACE, давайте разберемся, чем отличается гоночное масло от обычного. В каком-то англоязычном мото-журнале некто с развитым воображением сравнил современное масло с тортом, в котором базовое масло (основа) – это мука, а присадки – специи. Далее мысль развивается в следующем направлении: торты для дня рождения не годятся для свадьбы… Читаешь такое и создается впечатление о том, что автор журнальной статьи видит своих читателей детьми ясельной группы детского сада или взрослыми олигофренами. Поэтому перейдем к сути вопроса. Скажу сразу, что у меня нет цели сообщить, что заливать гоночное масло – это плохо, однако наравне с преимуществами, у гоночного масла есть и недостатки, о которых нужно знать.

 

Первый недостаток гоночного масла – его высокая цена. Считаем, что это нас не пугает, если нам хочется, чтобы любимый кусок железа работал только на всем самом лучшем. Остается вопрос, будет ли сильно лучше за эти деньги. К примеру, рабочая температура гоночного масла Мотул 300V может достигать 185С. Это очень хорошо и за это можно заплатить, но только если температура масла в мотоцикле может достигать таких значений. Скажем так, это имеет смысл для двигателя с воздушным охладжением, который нередко эксплуатируется в городских пробках. Как видим, пока счет 1:1, более высокую цену можно объяснить более высокой термической стабильностью масла.

 

Гоночное масло должно лучше защищать двигатель под действием высоких нагрузок. Это значит, что даже в условиях, когда две железяки очень сильно давят друг на друга между ними не должно возникнуть сухое трение. Ранее это достигалось наращиванием индекса вязкости при 100С (вторая цифра в каком-нибудь 10w60) и добавлением большого количества присадок. Последний шаг в этом направлении – смена синтетической основы, которая дает устойчивую пленку даже в сильно расжиженом состоянии. Хотя, конечно, встречаются смешные моменты.

 

Возьмем среднего маркетолога, смысл жизни которого заключается в том, сформировать спрос на любую фигню, чтобы успешно ее продать. Отсюда появляются вот такие рекламные шедевры: «Новое масло на основе Эстеров!!! Масла на основе Эстеров уменьшают трение там, где другие масла терпят неудачу.» Это не я придумал, это цитата с сайта motul.ru. После этого любому дураку становится понятно, что масло Мотул 300V Двойной Эстер – это ровно в два раза круче, чем волшебный одиночный Эстер. Но на самом деле типичный эстер в масле – это не более чем основа карбоновой кислоты с какой-нибудь гидрокарбоновой группой. Любимая игрушка детей – нитроглицерин, тоже эстер, но на основе азота, а не углерода. Эстеры на основе группы C=O – основа многих природных жиров, поэтому данную рекламу можно перефразировать приблизительно так: «Масло “Двойной жЫр” – это круто». Особенно умиляет сравнение с некоторым полиальфаолефином, который был основой первых распространненных синтетических масел, производство которых было начато в 1960х годах (из чего делали совсем первые синтетические масла немцы во время второй мировой войны я не знаю). Чтобы было совсем понятно, скажу так: слово “эстер” в химии – это такое же широкое понятие как “спирт”, а спирт бывает в и вкусный этиловый, и ядовитый метиловый (он же древесный).

 

В общем, наберите в гугле название любой известной марки масла вместе со словом ester, и вы убедитесь, что эстер – он в практически каждом современном моторном масле. Единственное, что может выгодно отличать базовую основу дорогого гоночного масла от более дешевого обычного – какие конкретно эстеры там намешаны, потому что их смазочные и пленкообразующие свойства могут значительно отличаться. Но для высокофорсированных моторов современных спортбайков смазочных свойств синтетической основы моторного масла недостаточно, основную часть работы по защите двигателя от сухого трения принимает на себя пакет присадок. Это могут быть вышеназванные полимерные эстеры или же соединения цинка и фосфора (например ZDDP, он же zinc dialkyl dithio phosphate), имеющие бесконечную полимерную молекулярную структуру. Вернее, присадки против износа деталей двигателя на основе соединений фосфора и цинка использовались в моторном масле практически всегда, но в последенее время их концентрацию значительно уменьшили. Причина в нормах экологии, к тому же фосфор и цинк вредят катализаторам, которыми оборудованы многие современные мотоциклы.

 

Таким образом, обычное моторное масло для мотоцикла – это некоторый компромисс между тем, что нужно среднему мотоциклетному двигателю и требованиями экологии. Гоночное масло сделано без оглядки на требование экологии и содержит именно те присадки, которые способствуют уменьшению износа двигателя. Но есть проблема: цинк и фосфор в масле – это не измельченный порошок, а химические соединения на основе этих элементов таблицы Менделеева. Для того, чтобы они начали работать, на них должна подействовать высокая температура и давление. Они тоже бывают разные и расчитаны на разное давление и температуру. Таким образом, если двигатель не может создать условия для работы какой-то присадки, то она не работает. Следовательно, когда мы заливаем в спортивный мотоцикл гоночное масло и тошним на нем между рядами машин в пробках, то в моторном масле работают не все присадки. Да, там есть повышенная температура масла, но нет больших нагрузок на детали двигателя…

 

Другая проблема гоночного масла – в нем уменьшено содержание противоокислительных и моющих присадок. Во-первых, потому что интервал замены масла на гоночных мотоциклах обычно составляет пару дней или 1000 км. Во-вторых, нельзя растворять в масле бесконечное количество присадок, и если основной пакет присадок ориентирован на противостояние износу двигателя, то для прочих присадок уже не остается много места. Противоокислительные присадки нужны при длительной эксплуатации, потому что в бензине содержится сера, соединения которой попадают в моторное масло. Окислившееся же масло называют не иначе как отработкой.

 

Последняя тема – вязкость гоночного масла при 100 градусах Цельсия. Типичные значения этого параметра w50, w60. Это отлично, когда при нормальной эксплуатации двигатель расчитан под масло w40, в гонке масло нагревается сильнее и более густое масло разжижается до расчетной вязкости. Однако, если гоночное масло прогревается лишь до обычной рабочей температуры (что-то около температуры охлаждающей жидкости, которую можно увидеть на приборной панели), то двигатель делает дурную работу – качает более вязкое масло, а это никак не может способствовать увеличению мощности исправного двигателя.

 

Источник информации: вольный пересказ разъяснений от Amsoil, Red Line Oil, Royal Purple Synthetic Oils и прочих производителей моторных масел.

 

 

 

 

Конечно можно :) Во-первых ZDDP - это семейство химических соединений (ссылку я давал)

>Zinc dithiophosphates (often referred to as ZDDP) are a family of coordination compounds

 

 

Во-вторых, ZDDP действительно меняет свою структуру под воздействием давления и температуры.

Подробнее тут http://www.springerlink.com/content/x08453240g55314m/

(при желании этот PDF можно купить и прочитать польностью, но и аннотации в принципе достаточно).

 

Если учесть, что -R в формуле ZDDP може принимать разные значения типа

Alkyl group Formula

methyl group -CH3

ethyl group -CH2CH3

n-propyl group -CH2CH2CH3

n-butyl group -CH2CH2CH2CH3

то логично поверить, что свойства различных ZDDP отличаются.

 

Molybdenum Additive Technology for Engine Oil Applications - Japan Tribology 2009

Ссылка на сообщение
Другие ответы в этой теме

@Burton, там совсем другое соединение молибдена - MoDTC, а не MOS2. И в таком виде он применяется не только в Идемитсу, а, практически, всеми брендовыми производителями масел.

...но для турбин, говорят, вреден...

Ссылка на сообщение

Пардон за возможно дурацкий вопрос. такой низкий уровень ZDDP реально может повлиять на износ, или не стоит заморачиваться и в простых движках разницы особо не будет?

 

У меня такой же вопрос: http://www.oil-club.ru/forum/topic/1114-promyvochnye-masla-ne-pyatiminutki/page-38?do=findComment&comment=824182

Ссылка на сообщение

 

В последнее время у многих топовых производителей начали появлятся масла с GMO/глицерина моноолеат (почитать можно здесь http://bd.patent.su/2394000-2394999/pat/servl/servlet09b7.html

, который не обнаруживается в лабораторных анализах.

 

Какие мнения у публики?

Изменено пользователем NAK
Ссылка на сообщение

В последнее время у многих топовых производителей начали появлятся масла с GMO/глицерина моноолеат, который не обнаруживается в лабораторных анализах.

Какие мнения у публики?

Боюсь соврать уважаемой публике, но в органической химии так называются соли или соединения спиртов и кислот.

По сути, это тот же эстер или диэстер со всеми вытекающими...

Ссылка на сообщение

Вообще говоря, пятно износа абсолютно не актуально для моторных масел, поэтому даже Amsoil убрал его из TDS своих масел.

 

Мне просто интересно сравнить пятно испытанных 0W-20 с Idemitsu Zepro - так как там весьма вероятно Molyvan 855, про который Vanderbilt заявляет, что вовсю работает с ZDDP уже при комнатной температуре...

 

Molyvan 855.jpg

Изменено пользователем Вадим_69
Ссылка на сообщение

Ну да смысл молибдена в том что он с ZDDP симбиоз создает и в паре улучшаются противоизносные функции. ZDDP может при высоких температурах. А молибден это ведь слоистая ячеистая структура, она и на морозе должна работать... 

 

Я не знаю заметили вы или нет, а может мне показалось. На маслах Millers Oils c MoDTP и ZDDP я увидел снижение износа в отработках по акции... перепроверьте меня. 

 

Давайте только здесь это не будем обсуждать. Про молибден куча тем.

Ссылка на сообщение

 

 


Мне просто интересно сравнить пятно испытанных 0W-20 с Idemitsu Zepro - так как там весьма вероятно Molyvan 855, про который Vanderbilt заявляет, что вовсю работает с ZDDP уже при комнатной температуре...

 

Есть вот такая табличка сравнения различных AW-присадок, которое проводил Vanderbilt. Одно из сравнений как раз по диаметру износа на 4-х шариковой машинке трения. Если ей верить, то Molyvan 855 там уделывает всех. На втором месте вольфрамовый комплекс Vanlube W324. Это, конечно, упрощенное сравнение, так как присадки добавляются в одно и то же масло. В реальном же сравнении масла будут разные как по базе так и по рецептуре и результаты могут сильно отличаться. Поэтому мне тоже было бы интересно узнать какое пятно износа покажет Idemitsu Zepro 0W-20 в сравнении с Мобил, Шелл и Амсойл. И еще интересно будет ли по пятну износа абсолютным рекордсменом микс Zepro 0W-20 + 5% Eurol Engine Oil Treat с вольфрамом :)

 

Vanlube W324 Four Ball Wear.png
Ссылка на сообщение

Мне просто интересно сравнить пятно испытанных 0W-20 с Idemitsu Zepro - так как там весьма вероятно Molyvan 855, про который Vanderbilt заявляет, что вовсю работает с ZDDP уже при комнатной температуре...

 

attachicon.gifMolyvan 855.jpg

 

Меня терзают смутные сомнения в обьективности изложенного на картинке: если обратите внимание, то материал подложки в 3х случаях разный (вкрапления примесей) причем в 3м случае где минимальный износ там вкраплений практически нет. Таким образом напрашивается вывод что на подложке из "другого материала" износа практически нет (из отличной легированой электростали ;) ).

Ссылка на сообщение

Я не знаю заметили вы или нет, а может мне показалось. На маслах Millers Oils c MoDTP и ZDDP я увидел снижение износа в отработках по акции... перепроверьте меня. 

 

Я тоже это заметил. Как и на 0W-20 Idemitsu Zepro.

Уже купил 5W-30 Millers EE Longlife Eco на следующее лето - вот и проверим :) Переживаю только за фосфор 1500 ppm - кат у меня живой и на месте...

Изменено пользователем Вадим_69
Ссылка на сообщение

Лучше бы ты попробовал вариант с допуском GM dexos1 Gen2, всяко интереснее было бы сравнить с предыдущими цифрами. :)

Я тоже это заметил. Уже купил 5W-30 Millers EE Longlife Eco на следующее лето - вот и проверим :) Переживаю только за фосфор 1500 ppm - кат у меня живой и на месте...

Зачем сейчас заранее покупать масло, если в следующем году уже будет API SN Plus, непонятно?
Ссылка на сообщение

Лучше бы ты попробовал вариант с допуском GM dexos1 Gen2, всяко интереснее было бы сравнить с предыдущими цифрами.

Зачем сейчас заранее покупать масло, если в следующем году уже будет API SN Plus, непонятно?

 

1. Мне хватило сравнить цифры трёх UOA 0W-20 Mobil1 AFE - после Нового года опубликую... Урезание присадок, как ни странно, приводит к увеличению износа :) В этом плане не разделяю восторгов по поводу Dexos1 Gen2 - переход на кальциево-магниевый пакет НЕ СУЛИТ улучшений в UOA для машин, которым проблема LSPI только снится... Pennzoil в своём топовом Ultra Platinum, например, оставили кальциевый пакет и забили болт на Dexos1 Gen2.

2. А зачем SN Plus, если отлично отрабатывает в анализах API SL Millers EE Longlife c MoDTP? Ты отработки то глядел? В т.ч. с Lancer X. В т.ч. в сравнении с предыдущими ;)

Изменено пользователем Вадим_69
Ссылка на сообщение

@Вадим_69, не рубишься ты ;)

Кендал рулит

Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...