Перейти к публикации

Противоизносные присадки и антифрикционные присадки ZDDP, MoDTC, MoDTP, MOS2 итд.


Рекомендованные сообщения

Вот интересная статья

 

http://moto.swissblog.ru/primenenie-gonoch...ototsiklov.html

 

 

Ну что, любители заливать в мотоцикл масло с этикетками RACE, давайте разберемся, чем отличается гоночное масло от обычного. В каком-то англоязычном мото-журнале некто с развитым воображением сравнил современное масло с тортом, в котором базовое масло (основа) – это мука, а присадки – специи. Далее мысль развивается в следующем направлении: торты для дня рождения не годятся для свадьбы… Читаешь такое и создается впечатление о том, что автор журнальной статьи видит своих читателей детьми ясельной группы детского сада или взрослыми олигофренами. Поэтому перейдем к сути вопроса. Скажу сразу, что у меня нет цели сообщить, что заливать гоночное масло – это плохо, однако наравне с преимуществами, у гоночного масла есть и недостатки, о которых нужно знать.

 

Первый недостаток гоночного масла – его высокая цена. Считаем, что это нас не пугает, если нам хочется, чтобы любимый кусок железа работал только на всем самом лучшем. Остается вопрос, будет ли сильно лучше за эти деньги. К примеру, рабочая температура гоночного масла Мотул 300V может достигать 185С. Это очень хорошо и за это можно заплатить, но только если температура масла в мотоцикле может достигать таких значений. Скажем так, это имеет смысл для двигателя с воздушным охладжением, который нередко эксплуатируется в городских пробках. Как видим, пока счет 1:1, более высокую цену можно объяснить более высокой термической стабильностью масла.

 

Гоночное масло должно лучше защищать двигатель под действием высоких нагрузок. Это значит, что даже в условиях, когда две железяки очень сильно давят друг на друга между ними не должно возникнуть сухое трение. Ранее это достигалось наращиванием индекса вязкости при 100С (вторая цифра в каком-нибудь 10w60) и добавлением большого количества присадок. Последний шаг в этом направлении – смена синтетической основы, которая дает устойчивую пленку даже в сильно расжиженом состоянии. Хотя, конечно, встречаются смешные моменты.

 

Возьмем среднего маркетолога, смысл жизни которого заключается в том, сформировать спрос на любую фигню, чтобы успешно ее продать. Отсюда появляются вот такие рекламные шедевры: «Новое масло на основе Эстеров!!! Масла на основе Эстеров уменьшают трение там, где другие масла терпят неудачу.» Это не я придумал, это цитата с сайта motul.ru. После этого любому дураку становится понятно, что масло Мотул 300V Двойной Эстер – это ровно в два раза круче, чем волшебный одиночный Эстер. Но на самом деле типичный эстер в масле – это не более чем основа карбоновой кислоты с какой-нибудь гидрокарбоновой группой. Любимая игрушка детей – нитроглицерин, тоже эстер, но на основе азота, а не углерода. Эстеры на основе группы C=O – основа многих природных жиров, поэтому данную рекламу можно перефразировать приблизительно так: «Масло “Двойной жЫр” – это круто». Особенно умиляет сравнение с некоторым полиальфаолефином, который был основой первых распространненных синтетических масел, производство которых было начато в 1960х годах (из чего делали совсем первые синтетические масла немцы во время второй мировой войны я не знаю). Чтобы было совсем понятно, скажу так: слово “эстер” в химии – это такое же широкое понятие как “спирт”, а спирт бывает в и вкусный этиловый, и ядовитый метиловый (он же древесный).

 

В общем, наберите в гугле название любой известной марки масла вместе со словом ester, и вы убедитесь, что эстер – он в практически каждом современном моторном масле. Единственное, что может выгодно отличать базовую основу дорогого гоночного масла от более дешевого обычного – какие конкретно эстеры там намешаны, потому что их смазочные и пленкообразующие свойства могут значительно отличаться. Но для высокофорсированных моторов современных спортбайков смазочных свойств синтетической основы моторного масла недостаточно, основную часть работы по защите двигателя от сухого трения принимает на себя пакет присадок. Это могут быть вышеназванные полимерные эстеры или же соединения цинка и фосфора (например ZDDP, он же zinc dialkyl dithio phosphate), имеющие бесконечную полимерную молекулярную структуру. Вернее, присадки против износа деталей двигателя на основе соединений фосфора и цинка использовались в моторном масле практически всегда, но в последенее время их концентрацию значительно уменьшили. Причина в нормах экологии, к тому же фосфор и цинк вредят катализаторам, которыми оборудованы многие современные мотоциклы.

 

Таким образом, обычное моторное масло для мотоцикла – это некоторый компромисс между тем, что нужно среднему мотоциклетному двигателю и требованиями экологии. Гоночное масло сделано без оглядки на требование экологии и содержит именно те присадки, которые способствуют уменьшению износа двигателя. Но есть проблема: цинк и фосфор в масле – это не измельченный порошок, а химические соединения на основе этих элементов таблицы Менделеева. Для того, чтобы они начали работать, на них должна подействовать высокая температура и давление. Они тоже бывают разные и расчитаны на разное давление и температуру. Таким образом, если двигатель не может создать условия для работы какой-то присадки, то она не работает. Следовательно, когда мы заливаем в спортивный мотоцикл гоночное масло и тошним на нем между рядами машин в пробках, то в моторном масле работают не все присадки. Да, там есть повышенная температура масла, но нет больших нагрузок на детали двигателя…

 

Другая проблема гоночного масла – в нем уменьшено содержание противоокислительных и моющих присадок. Во-первых, потому что интервал замены масла на гоночных мотоциклах обычно составляет пару дней или 1000 км. Во-вторых, нельзя растворять в масле бесконечное количество присадок, и если основной пакет присадок ориентирован на противостояние износу двигателя, то для прочих присадок уже не остается много места. Противоокислительные присадки нужны при длительной эксплуатации, потому что в бензине содержится сера, соединения которой попадают в моторное масло. Окислившееся же масло называют не иначе как отработкой.

 

Последняя тема – вязкость гоночного масла при 100 градусах Цельсия. Типичные значения этого параметра w50, w60. Это отлично, когда при нормальной эксплуатации двигатель расчитан под масло w40, в гонке масло нагревается сильнее и более густое масло разжижается до расчетной вязкости. Однако, если гоночное масло прогревается лишь до обычной рабочей температуры (что-то около температуры охлаждающей жидкости, которую можно увидеть на приборной панели), то двигатель делает дурную работу – качает более вязкое масло, а это никак не может способствовать увеличению мощности исправного двигателя.

 

Источник информации: вольный пересказ разъяснений от Amsoil, Red Line Oil, Royal Purple Synthetic Oils и прочих производителей моторных масел.

 

 

 

 

Конечно можно :) Во-первых ZDDP - это семейство химических соединений (ссылку я давал)

>Zinc dithiophosphates (often referred to as ZDDP) are a family of coordination compounds

 

 

Во-вторых, ZDDP действительно меняет свою структуру под воздействием давления и температуры.

Подробнее тут http://www.springerlink.com/content/x08453240g55314m/

(при желании этот PDF можно купить и прочитать польностью, но и аннотации в принципе достаточно).

 

Если учесть, что -R в формуле ZDDP може принимать разные значения типа

Alkyl group Formula

methyl group -CH3

ethyl group -CH2CH3

n-propyl group -CH2CH2CH3

n-butyl group -CH2CH2CH2CH3

то логично поверить, что свойства различных ZDDP отличаются.

 

Molybdenum Additive Technology for Engine Oil Applications - Japan Tribology 2009

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Другие ответы в этой теме

И вот уже вторая заливка (без присадки) масла, но серые разводы до сих пор появляются на щупе

А что в этом катастрофического? Это же модификатор трения.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У MoS2 есть главное преимущество (которое перекрывает все недостатки) - это антифрикционный эффект. Любая самая примитивная машина трения это в состоянии зафиксировать. И снова вернусь к вопросу - а что позитивного в том же органическом молибдене?

Не понял? Типа у 3-х ядерного (3-х атомного) молибдена нет антифрикционного эффекта? :acute:

Тогда первая картинка в этом посту - http://www.oil-club.ru/forum/topic/1856-protivoiznosnie-prisadki-zddp-modtc-mos2-itd/page__view__findpost__p__165427 ;)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не хочу обидеть, но глупее просто не придумать вопроса. А что происходит с маслом в камере сгорания - правильно, ничего так как объем масла, туда попадаемый - ничтожен. А MoS2 находится в масле и если масла в камеру сгорания попадает 0,000013%, тогда откуда туда попадет MoS2 в большем количестве. Ну что, есть аргументы?

Есть.

Молибден все равно попадает в камеру сгорания. И что с ним происходит при высокой температура

 

ПыСы: так же не хочу кое-кого обидеть, но большинство людей хоть мало-мальски разбирающиющихся в двигателях, знают что приличное кол-во масла проходит через маслосъемные кольца. И температура этих колец тоже не маленькая. Что происходит с молибденом?

 

Есть аргументы?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А что в этом катастрофического? Это же модификатор трения.

В том,что мне он там уже на фиг не нужен. Но две заливки масла не вымыли его

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

кто может привести небольшой список масел, в которых содержится MoDTC?

никак не могу нагуглить ничего вменяемого

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
но большинство людей хоть мало-мальски разбирающиющихся в двигателях, знают что приличное кол-во масла проходит через маслосъемные кольца. И температура этих колец тоже не маленькая. Что происходит с молибденом?

"мало-мальски разбирающиеся" вобщем осведомлены, что в зоне МС колец всего 150С -200С. и что происходит с молибденом при этих температурах?

температура поршня2.PNG

Изменено пользователем Nordman
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"мало-мальски разбирающиеся" вобщем осведомлены, что в зоне МС колец всего 150С -200С. и что происходит с молибденом при этих температурах?

Вы считаете 150-200 градусов это маленькая температура?

Так вот меня и интересует,что происходит с ним при таких температурах

Изменено пользователем dimonpit
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

кто может привести небольшой список масел, в которых содержится MoDTC?

никак не могу нагуглить ничего вменяемого

Создай тему в советах масла а тачку, с описанием требований по хар-кам. Я тебе постараюсь несколько масел таких накидать.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

эта картинка от чего? Над верхним компрессионным кольцом 250-270 градусов. Кратковременно 290. И я не бью себя в грудь что моя информация самая свежая - температуры в современных двигателях могли подрости еще на 10-20 градусов.

http://www.oil-club.ru/vliyanie-temperatur-na-otlozheniya-v-dvi/

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Молибден же в данном случае - не металл в чистом виде, а его соединения в виде кристаллов

 

Используем самый простой источник - дабы не рыться в Инете

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сульфид_молибдена(IV)

 

Сначала про валентность:

"Сульфид молибдена(IV) (дисульфид молибдена) — неорганическое бинарное химическое соединение четырехвалентного молибдена с двухвалентной серой. Химическая формула MoS2"

 

А теперь про "ядра":

"Дисульфид молибдена существует в двух кристаллических модификациях:

- гексагональная сингония, пространственная группа P 63/mmc, a = 0,316 нм, c = 1,229 нм, Z = 2;

- ромбоэдрическая сингония, пространственная группа R 3m, a = 0,3164 нм, c = 1,839 нм, Z = 3.

В дисульфиде молибдена каждый атом Mo(IV) находится в центре тригональной призмы и окружён шестью атомами серы. Тригональная призма ориентирована так, что в кристалле атомы молибдена находятся между двумя слоями атомов серы[2]. Из-за слабых ван-дер-ваальсовых сил взаимодействия между атомами серы в MoS2, слои могут легко скользить друг относительно друга. Это приводит к появлению смазочного эффекта."

 

Зовут одноядерным - видимо, из-за конструкции кристалла

Есть и другие кристаллы - другой конструкции, как понимаю - с иным количеством атомов (ядер"?) молибдена в них

Тут можно почитать, в форуме - отсюда и далее

http://www.oil-club.ru/forum/topic/1856-protivoiznosnie-prisadki-zddp-modtc-mos2-itd/page__st__45__p__166714#entry166714

Вы так полагаю, это скопировали с Вики, на самом деле тут не хрена не понятно, так думаю остальной части читателей тоже, но что бы вдруг их не приняли за дураков, прочитали и ушли с умным выражением на лицах.

Поэтому плиз давайте несколько подробней об этом, с рисунками, где там в молекуле затаились ядра и как это стало возможно при валентности равной константа.

Так что бы это было доходчиво понятно человеку среднего ума образованием средним и (или) выше среднего.

Хотя изначально речь идет про некоторые формы органического Молибдена, а отнюдь не про их производное (MoS2).

Изменено пользователем dmitri
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Подскажите.

Если противоизносные присадки предотвращают износ, образующийся в результате заедания или задира трущихся поверхностях. Например, диалкил-дитиофосфат цинка (ZDDP) которые разлагаются на микроскопических горячих участках и образуют пленку, которая предотвращает непосредственный контакт металлических поверхностей, предотвращая увеличение точки контакта, а противозадирные присадки, ЕР присадки (Extreme pressure additives), содержащие соединения серы, фосфора, хлора и др., которые в местах наивысшего трения и высоких температур разлагаются с выделением соответствующих активных элементов, реагирующих с металлом и образующих сульфидную, фосфидную, хлоридную твердую хемосорбционную пленку, то:

что будет лучше работать в подшипниках качения? ZDDP или соединения серы, фосфора, хлора и др? Вопрос как бы в разнице пакетов некоторых трансмиссионных масел. Например у меня с завода и по документам должно быть на базе ZDDP пакета, а задача продлить ему срок службы, лучше/хуже будет если будет заливаться стандартное масло на базе пакетов фосфора/серы?

Изменено пользователем Inv
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вы так полагаю, это скопировали с Вики

Так я и упомянул об этом - и текст в кавычках, ясно - что цитаты

 

Поэтому плиз давайте несколько подробней об этом, с рисунками, где там в молекуле затаились ядра и как это стало возможно при валентности равной константа.

Так что бы это было доходчиво понятно человеку среднего ума образованием средним и (или) выше среднего.

Рисунок есть там же, в Википедии

А пояснить толком не смогу - ибо и сам не до конца "въехал" - да и химию последний раз изучал 40 с лишним лет назад

Просто пытался дать какую-то инфу

 

Хотя изначально речь идет про некоторые формы органического Молибдена, а отнюдь не про их производное (MoS2).

То, что в теме - не годится, по ссылке и так?

Тогда всё-таки Инет в помощь

Мне-то все эти изыскания ни к чему... что там, какой молибден - работает, есть эффект, и ладно - а как он достигается - "по барабану"

 

Надо было вообще ничего не писать, теперь только понял - "разжёвывать" не умею, тем более - при отсутствии 100% знаний о предмете...

Как говорится - уж извините...

Изменено пользователем Paulson
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вы считаете 150-200 градусов это маленькая температура?

Так вот меня и интересует,что происходит с ним при таких температурах

Даю бесплатную справку. Поведение дисульфида молибдена (MoS2) в качестве модификатора трения давно и подробно изучено и разложено по полочкам. Если кто не в курсе, то MoS2 это вовсе не изобретение Ликви Молли или Маннола, а открыт "немного раньше" - в 1782 шведским химиком Петером Гьельмом. У нас же поведение MoS2 отражено в трудах Д.Н. Гаркунова. Так вот Гаркунов свидетельствует, что критические изменения MoS2 начинают происходить с температуры 571 градус и выше. Что касается непосредственно MoS2 в двигателе, то его температура в принципе не может быть выше температуры масла, так как дисульфид молибдена находится в масле. Надеюсь, все знают, что температура масла в двигателе не бывает выше 150 градусов.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...