Перейти к публикации

Противоизносные присадки и антифрикционные присадки ZDDP, MoDTC, MoDTP, MOS2 итд.


Рекомендованные сообщения

Вот интересная статья

 

http://moto.swissblog.ru/primenenie-gonoch...ototsiklov.html

 

 

Ну что, любители заливать в мотоцикл масло с этикетками RACE, давайте разберемся, чем отличается гоночное масло от обычного. В каком-то англоязычном мото-журнале некто с развитым воображением сравнил современное масло с тортом, в котором базовое масло (основа) – это мука, а присадки – специи. Далее мысль развивается в следующем направлении: торты для дня рождения не годятся для свадьбы… Читаешь такое и создается впечатление о том, что автор журнальной статьи видит своих читателей детьми ясельной группы детского сада или взрослыми олигофренами. Поэтому перейдем к сути вопроса. Скажу сразу, что у меня нет цели сообщить, что заливать гоночное масло – это плохо, однако наравне с преимуществами, у гоночного масла есть и недостатки, о которых нужно знать.

 

Первый недостаток гоночного масла – его высокая цена. Считаем, что это нас не пугает, если нам хочется, чтобы любимый кусок железа работал только на всем самом лучшем. Остается вопрос, будет ли сильно лучше за эти деньги. К примеру, рабочая температура гоночного масла Мотул 300V может достигать 185С. Это очень хорошо и за это можно заплатить, но только если температура масла в мотоцикле может достигать таких значений. Скажем так, это имеет смысл для двигателя с воздушным охладжением, который нередко эксплуатируется в городских пробках. Как видим, пока счет 1:1, более высокую цену можно объяснить более высокой термической стабильностью масла.

 

Гоночное масло должно лучше защищать двигатель под действием высоких нагрузок. Это значит, что даже в условиях, когда две железяки очень сильно давят друг на друга между ними не должно возникнуть сухое трение. Ранее это достигалось наращиванием индекса вязкости при 100С (вторая цифра в каком-нибудь 10w60) и добавлением большого количества присадок. Последний шаг в этом направлении – смена синтетической основы, которая дает устойчивую пленку даже в сильно расжиженом состоянии. Хотя, конечно, встречаются смешные моменты.

 

Возьмем среднего маркетолога, смысл жизни которого заключается в том, сформировать спрос на любую фигню, чтобы успешно ее продать. Отсюда появляются вот такие рекламные шедевры: «Новое масло на основе Эстеров!!! Масла на основе Эстеров уменьшают трение там, где другие масла терпят неудачу.» Это не я придумал, это цитата с сайта motul.ru. После этого любому дураку становится понятно, что масло Мотул 300V Двойной Эстер – это ровно в два раза круче, чем волшебный одиночный Эстер. Но на самом деле типичный эстер в масле – это не более чем основа карбоновой кислоты с какой-нибудь гидрокарбоновой группой. Любимая игрушка детей – нитроглицерин, тоже эстер, но на основе азота, а не углерода. Эстеры на основе группы C=O – основа многих природных жиров, поэтому данную рекламу можно перефразировать приблизительно так: «Масло “Двойной жЫр” – это круто». Особенно умиляет сравнение с некоторым полиальфаолефином, который был основой первых распространненных синтетических масел, производство которых было начато в 1960х годах (из чего делали совсем первые синтетические масла немцы во время второй мировой войны я не знаю). Чтобы было совсем понятно, скажу так: слово “эстер” в химии – это такое же широкое понятие как “спирт”, а спирт бывает в и вкусный этиловый, и ядовитый метиловый (он же древесный).

 

В общем, наберите в гугле название любой известной марки масла вместе со словом ester, и вы убедитесь, что эстер – он в практически каждом современном моторном масле. Единственное, что может выгодно отличать базовую основу дорогого гоночного масла от более дешевого обычного – какие конкретно эстеры там намешаны, потому что их смазочные и пленкообразующие свойства могут значительно отличаться. Но для высокофорсированных моторов современных спортбайков смазочных свойств синтетической основы моторного масла недостаточно, основную часть работы по защите двигателя от сухого трения принимает на себя пакет присадок. Это могут быть вышеназванные полимерные эстеры или же соединения цинка и фосфора (например ZDDP, он же zinc dialkyl dithio phosphate), имеющие бесконечную полимерную молекулярную структуру. Вернее, присадки против износа деталей двигателя на основе соединений фосфора и цинка использовались в моторном масле практически всегда, но в последенее время их концентрацию значительно уменьшили. Причина в нормах экологии, к тому же фосфор и цинк вредят катализаторам, которыми оборудованы многие современные мотоциклы.

 

Таким образом, обычное моторное масло для мотоцикла – это некоторый компромисс между тем, что нужно среднему мотоциклетному двигателю и требованиями экологии. Гоночное масло сделано без оглядки на требование экологии и содержит именно те присадки, которые способствуют уменьшению износа двигателя. Но есть проблема: цинк и фосфор в масле – это не измельченный порошок, а химические соединения на основе этих элементов таблицы Менделеева. Для того, чтобы они начали работать, на них должна подействовать высокая температура и давление. Они тоже бывают разные и расчитаны на разное давление и температуру. Таким образом, если двигатель не может создать условия для работы какой-то присадки, то она не работает. Следовательно, когда мы заливаем в спортивный мотоцикл гоночное масло и тошним на нем между рядами машин в пробках, то в моторном масле работают не все присадки. Да, там есть повышенная температура масла, но нет больших нагрузок на детали двигателя…

 

Другая проблема гоночного масла – в нем уменьшено содержание противоокислительных и моющих присадок. Во-первых, потому что интервал замены масла на гоночных мотоциклах обычно составляет пару дней или 1000 км. Во-вторых, нельзя растворять в масле бесконечное количество присадок, и если основной пакет присадок ориентирован на противостояние износу двигателя, то для прочих присадок уже не остается много места. Противоокислительные присадки нужны при длительной эксплуатации, потому что в бензине содержится сера, соединения которой попадают в моторное масло. Окислившееся же масло называют не иначе как отработкой.

 

Последняя тема – вязкость гоночного масла при 100 градусах Цельсия. Типичные значения этого параметра w50, w60. Это отлично, когда при нормальной эксплуатации двигатель расчитан под масло w40, в гонке масло нагревается сильнее и более густое масло разжижается до расчетной вязкости. Однако, если гоночное масло прогревается лишь до обычной рабочей температуры (что-то около температуры охлаждающей жидкости, которую можно увидеть на приборной панели), то двигатель делает дурную работу – качает более вязкое масло, а это никак не может способствовать увеличению мощности исправного двигателя.

 

Источник информации: вольный пересказ разъяснений от Amsoil, Red Line Oil, Royal Purple Synthetic Oils и прочих производителей моторных масел.

 

 

 

 

Конечно можно :) Во-первых ZDDP - это семейство химических соединений (ссылку я давал)

>Zinc dithiophosphates (often referred to as ZDDP) are a family of coordination compounds

 

 

Во-вторых, ZDDP действительно меняет свою структуру под воздействием давления и температуры.

Подробнее тут http://www.springerlink.com/content/x08453240g55314m/

(при желании этот PDF можно купить и прочитать польностью, но и аннотации в принципе достаточно).

 

Если учесть, что -R в формуле ZDDP може принимать разные значения типа

Alkyl group Formula

methyl group -CH3

ethyl group -CH2CH3

n-propyl group -CH2CH2CH3

n-butyl group -CH2CH2CH2CH3

то логично поверить, что свойства различных ZDDP отличаются.

 

Molybdenum Additive Technology for Engine Oil Applications - Japan Tribology 2009

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Другие ответы в этой теме

@autec,

1) откуда ты увидел в Shell Rimula X нитрид бора? Можно анализ?

2) мы провели достаточно анализов отработки на маслах с порошком Boron Nitride что бы удостоверится, что никакого толку от него нет - по сравнению с обычными маслами.

С выводами твоими в корне не согласен, но спорить не охота, пусть каждый останется при своем :)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@autec,

1) откуда ты увидел в Shell Rimula X нитрид бора? Можно анализ?

2) мы провели достаточно анализов отработки на маслах с порошком Boron Nitride что бы удостоверится, что никакого толку от него нет - по сравнению с обычными маслами.

С выводами твоими в корне не согласен, но спорить не охота, пусть каждый останется при своем :)

 

предположил - новое масло когда неподвижно отстояло, появился светлый, мелкодисперсионный осадок. причем масло из разных партий и вязкости SAE (10w30 и 15w40)

 

дисульфид молибдена, графит - черного цвета. нитрид бора - белый, светлый.

 

2) я и написал (выше), что толку от него (BN) в легковых двигателях нет - по мнению института (по ссылке).BN для тяжелых грузовиков и прочей сверхтяжелой техники - как антизадирный компонент

 

 

интересно:

Графит С-0 (размер частиц 1-2 мкр) - стоит 200 руб/кг.

 

как раз такой добавляют в масло Xenium )))

 

берем обычное масло, добавляет 1% графита марки С-0 (200 руб/кг) и смешиваем все миксером 2-3 мин - вуаля, супермасло Xenium на выходе! :))

Изменено пользователем autec
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@autec, нет в нем нитрида бора :) Если бы он был полезен в дизелях - его применяли бы и мы его увидели по большому содержанию бора, около 1000ppm и выше. Есть же множество анализов и Rimula и Delvac и Chevron Delo и Total Rubia и Petro-Canada - там нет такого содержания. А 75-300ppm это EP присадки и беззольные детергенты.

 

Вот некоторые, ни в одном...

Chevron-Delo-LE-400-5W-30-_VOA-BASE_.jpg Chevron-Delo-LE-400-5W-40-_VOA-BASE_.jpg

Mobil-Delvac-1-SHC-5W-40.jpg Mobil-Delvac-MX-15W-40-_VOA-LIGHT_.jpg

Petro-Canada-DURON-E-Synthetic-0W-40.jpg Shell-Rimula-R5E-10W-40-_VOA-light_.jpg

 

Вот так выглядит в масле Нитрид Бора. Это уже в смеси масла с растворителем для проведения элементарных анализов на ICP

09112012836.jpg 09112012837.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@autec, нет в нем нитрида бора :) Если бы он был полезен в дизелях - его применяли бы и мы его увидели по большому содержанию бора, около 1000ppm и выше. Есть же множество анализов и Rimula и Delvac и Chevron Delo и Total Rubia и Petro-Canada - там нет такого содержания. А 75-300ppm это EP присадки и беззольные детергенты.

 

Вот некоторые, ни в одном...

post-2-0-63556900-1433333525_thumb.jpg post-2-0-42873100-1433333527_thumb.jpg

post-2-0-25705600-1433333528_thumb.jpg post-2-0-23909400-1433333529_thumb.jpg

post-2-0-26482300-1433333530_thumb.jpg post-2-0-17733600-1433333531_thumb.jpg

 

Вот так выглядит в масле Нитрид Бора. Это уже в смеси масла с растворителем для проведения элементарных анализов на ICP

post-2-0-21438400-1433333621_thumb.jpg post-2-0-03308700-1433333624_thumb.jpg

 

спасибо. в точности как на нижней картинке - в оригинальной бочке Rimula X 10W30 все дно покрыто этой светлой взвесью.

 

Torcon, масло "Xenium c графитом" - это моторное масло с простым добавлением мелкодисперчионного графита (марки С-0). можно же самому его сделать? (вопрос как к профессионалу)

 

графит инертный материал, 1-2% графита добавить к маслу и перемешать миксером - на выходе Xenium?

Изменено пользователем autec
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

спасибо. в точности как на нижней картинке - в оригинальной бочке Rimula X 10W30 все дно покрыто этой светлой взвесью.

ну тогда не знаю :unknw: Его бы в анализ да посмотреть на него. Белый осадок бывает выпадает в маслах но что бы именно так - никогда не видел.

Поверьте в графите - я полный профан :)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ну тогда не знаю :unknw: Его бы в анализ да посмотреть на него. Белый осадок бывает выпадает в маслах но что бы именно так - никогда не видел.

Поверьте в графите - я полный профан :)

 

описанние масла Xenium GP 10w40 - "полусинтетическое моторное масло с коллоидными микрочастицами графита" (коллоидные - значит находящиеся в взвешенном состоянии).

 

графит в масле ни с чем не реагирует, ни с какакими компонентами - полностью инертет. (Сажа, например, это загрязненный несгоревшими топливными примесями графит).

 

в моторных маслах,в качестве добавки, применяется только самый мелкий графит 1-2 мкр. марка подобного чистого Графита С-0, стоимость которого - 200 руб/кг. Этот чистый графит в 1000 раз безобидней сажи, попадающей в масло из-за несгоревшего топлива) - т.е. вреда от него никакого.

 

9-18 гр. графита (С-0) в 1 литр моторного масла (10W40) стоимостью 150-200 руб/литр = Xenium GP 10w40 стоимостью 600 руб/литр. :rolleyes:

 

любители Xenium - вот рецепт супермасла, не переплачивайте за маркетинг)

Изменено пользователем autec
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@autec, так ты хоть одно масло проверь анализом отработки и проверь так же обычный чистый лукойл - тогда и увидишь что никакого супермасла нет :) Еще вопрос как BN плохо просеянный где размеры частичек разные, будет забиваться в масляном фильтре. И как графит будет себя вести при образовании отложений в двигателе. :) Ни один серьезный производитель не ставит на графит или BN. Это заставляет задуматься.

 

Пример 1

К тому же я например после серии анализов, на обычных маслах понял что "когда и так околонулевой износ на обычных маслах есть ли смысл искать лучше лучшего?" :)

http://www.oil-club.ru/forum/index.php?app=core&module=attach&section=attach&attach_id=15166

http://www.oil-club.ru/forum/index.php?app=core&module=attach&section=attach&attach_id=20294

Куда мне еще лучше?

 

Пример 2

Вот например сравни анализ одного и того же человека на одной и той же машине, на масле с нитридом бора и масле ПАО+Эстеры.

 

Xenum WRX 7.5-W40 Отработка 5400км на Land Rover Discovery с Boron Nitride

http://www.oil-club.ru/forum/topic/4592-xenum-wrx-75-w40-otrabotka-5400km-na-land-rover-discovery-3-ot-il-padre/

 

NGN Nord 5w30 отработка на Land Rover Discovery после 6000км с ПАО + Эстеры

http://www.oil-club.ru/forum/topic/7565-7565/

 

И у тебя будет тоже самое :) Тогда ты задашь себе вопрос - а зачем я вообще деньги на эти улучшайзеры трачу? :)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пример 2

Вот например сравни анализ одного и того же человека на одной и той же машине, на масле с нитридом бора и масле ПАО+Эстеры.

 

Xenum WRX 7.5-W40 Отработка 5400км на Land Rover Discovery с Boron Nitride

http://www.oil-club.ru/forum/topic/4592-xenum-wrx-75-w40-otrabotka-5400km-na-land-rover-discovery-3-ot-il-padre/

 

NGN Nord 5w30 отработка на Land Rover Discovery после 6000км с ПАО + Эстеры

http://www.oil-club.ru/forum/topic/7565-7565/

 

И у тебя будет тоже самое :) Тогда ты задашь себе вопрос - а зачем я вообще деньги на эти улучшайзеры трачу? :)

Ну сейчас последует что "ненагруженный мотор".

Но я сейчас ровно такие же масла собираю с тяжело-нагруженного мотора. И закроем тему. :)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@autec, так ты хоть одно масло проверь анализом отработки и проверь так же обычный чистый лукойл - тогда и увидишь что никакого супермасла нет :) Еще вопрос как BN плохо просеянный где размеры частичек разные, будет забиваться в масляном фильтре. И как графит будет себя вести при образовании отложений в двигателе. :) Ни один серьезный производитель не ставит на графит или BN. Это заставляет задуматься.

 

Пример 1

К тому же я например после серии анализов, на обычных маслах понял что "когда и так околонулевой износ на обычных маслах есть ли смысл искать лучше лучшего?" :)

http://www.oil-club.ru/forum/index.php?app=core&module=attach&section=attach&attach_id=15166

http://www.oil-club.ru/forum/index.php?app=core&module=attach&section=attach&attach_id=20294

Куда мне еще лучше?

 

Пример 2

Вот например сравни анализ одного и того же человека на одной и той же машине, на масле с нитридом бора и масле ПАО+Эстеры.

 

Xenum WRX 7.5-W40 Отработка 5400км на Land Rover Discovery с Boron Nitride

http://www.oil-club.ru/forum/topic/4592-xenum-wrx-75-w40-otrabotka-5400km-na-land-rover-discovery-3-ot-il-padre/

 

NGN Nord 5w30 отработка на Land Rover Discovery после 6000км с ПАО + Эстеры

http://www.oil-club.ru/forum/topic/7565-7565/

 

И у тебя будет тоже самое :) Тогда ты задашь себе вопрос - а зачем я вообще деньги на эти улучшайзеры трачу? :)

 

спасибо. очень познавательно!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эффект низковязских масел и модификаторов трения (Effects of Lower Viscosity and Friction Modifiers)

 

piston ring wear - изснос поршневых колец

cam face wear - износ распредвала

rod bearing wear - износ вкладышй на шатунах

 

вывод: не такой уж и эффективен молибден MoDTC в маслах

Effects of Lower Viscosity and Friction Modifiers.pdf

Изменено пользователем autec
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@autec, ну это кто какие выводы делает и как переводит smile.gif
http://www.oil-club.ru/maslo-s-kakim-hths-vybrat/

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@autec, ну это кто какие выводы делает и как переводит :)

http://www.oil-club.ru/maslo-s-kakim-hths-vybrat/

 

преимущество "заметное" по сравнению с чистым маслом только в влиянии на распредвал на оборотах двигателя от 4000 (разница в 1 микро грамм в час) до 6000 (0,2-0,5 мкр.гр в час). при этом MoDTC полностью проигрывает Эстерам в защите распредвала.

но масло с Эстерами имеет чуть-чуть повышенный износ поршневых колец на 5000-6000 оборотах.

 

до 2000 об. MoDTC снижает износ поршневых колец до минимума. (разница в 1-2,5 мкр.гр в час по сравнению с чистым масло и маслом с эстерами - хотя такая разница не существенна). чуть лучше, чем масло с эстерами, снижает усилие воздействия на клапана на оборотах до 2000.

 

судя по износу поршневых колец, масло ниже (X)W-30 лучше не лить ни в какую машину ))

 

MoDTC имеет преимущество до 2000 об./мин. - клапана с меньшим усилием "нажимаются", немного меньше расход топлива из-за этого должен быть и поршневые кольца практически с "нулевым" износом

Изменено пользователем autec
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

судя по износу поршневых колец, масло ниже (X)W-30 лучше не лить ни в какую машину ))

Судя по полевым тестам (500 000 км) масел Шеврон 10w30 на грузовиках Вольво с моторами D13 это не так :)

post-3036-0-31002400-1433413523_thumb.png

В масле "голая" база + ZDDP и все, никаких "присыпок", судя по анализу бобойла:

http://www.bobistheoilguy.com/forums/ubbthreads.php?ubb=showflat&Number=3130596

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@autec, ты не забывай что MoDTC это модификатор трения(!) он снижает коэффициент трения. Снижает износ он побочно - это не его главная задача.

Противоизносные функции выполняет ZDDP + EP. Еще там где применяется MoDTC, часто есть другой более крутой агент Алкиллированные Нафталины - и в совокупности они будут работать лучше чем эстеры.

Почитать можешь здесь: http://www.oil-club.ru/forum/topic/11415-11415/

 

судя по износу поршневых колец, масло ниже (X)W-30 лучше не лить ни в какую машину ))

не правильный вывод, мне кажется ты не правильно переводишь :) На практике 0W-20 уже изучили износ часто даже меньше чем на сгущенках.

 

Ты не хочешь поизучать форум, а потом делать заявления? :) Почитай подумай - перевари - потом обсудим :)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@autec

не правильный вывод, мне кажется ты не правильно переводишь :) На практике 0W-20 уже изучили износ часто даже меньше чем на сгущенках.

 

Ты не хочешь поизучать форум, а потом делать заявления? :) Почитай подумай - перевари - потом обсудим :)

 

согласен. я предположил, что в условиях, когда в масло может попасть топливо, моторное масло станет более жидким (менее вязким), чем (x)W-20. соответственно лучше подстраховаться и залить (x)W-30 (HTHS=3,1) вместо (x)W-20 (НТНS =2,6) ради сохранности поршневых колец. - на этом основано мое мнение

post-11421-0-40323900-1433416612_thumb.png

Изменено пользователем autec
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...