Перейти к публикации

Накачка шин азотом


Рекомендованные сообщения

"Тема с заправкой шин "специальным" инертным газом появилась у нас примерно год назад. Директора автосервисов, провожая клиентов, как бы между прочим интересовались: "Кстати, а что вы закачиваете в колеса?" Вопрос ставит богатых клиентов в тупик. "Ну, типа воздух..." - не слишком уверенно отвечали они. "Да Боже ж мой, у нас уже все приличные люди ездят на инертном газе! - удивленно поднимают брови директора СТО. - Попробуйте - машина ведет себя совершенно по-другому! На газе она едет мягко, плавно. Не разбивается подвеска. Сохраняется постоянное давление. Шины служат гораздо дольше. Вся Европа заправляется газом, и только мы, дикари, продолжаем калечить свои автомобили".

 

Постепенно все богатенькие автолюбители столицы стали дружно переходить на газ. В начале этой зимы "технологией от Формулы-1" массово запудрили мозги и среднему киевскому автомобилисту. Меняя летнюю резину на зимнюю, многие не пожалели 20-140 гривен (в зависимости от "фирменности" продукта) и тоже заправили шины чудо-газом.

 

"Использование гелия вместо обычного воздуха даст выигрыш в два-три грамма веса на колесе"

 

Серьезные автомобильные журналы предпочитают скользкий вопрос газа для шин обходить стороной. Мол, исследований на эту тему не проводилось - так что большой привет! Менее серьезные публикуют сенсационные материальчики, где, например, пишут, что "азот которым накачиваются колеса, это уникальный газ, не изменяющий давление при нагревании". Другой информации нет, и народу приходится верить побасенкам шиномонтажников и рекламным плакатам-агиткам, развешанным сейчас по всем СТО.

 

- А че непонятно-то? Тут, короче, молекулы "шинного" газа больше, чем молекулы воздуха, - поясняют чумазые мастера, - поэтому шина не так быстро спускается.

 

Судя по аннотациям, в состав удивительного "шинного" газа входят азот, аргон, неон, гелий и другие полезные газы. Инструкция написана доходчиво и понятно, как кулинарные рецепты: азот берется для того, чтобы шина не окислялась, неон и гелий - для плавности хода, а также для улучшения амортизации колес и сохранения постоянного давления. В готовое "блюдо" добавляют аргон, чтобы газовая смесь не вылетала через повреждения шины и неплотные места прилегания шины и диска.

 

Итак, первое достоинство ноу-хау мы уже с вами уразумели: "толстые" молекулы застревают в микротрещинках, как дохлые тараканы, - и шина лучше держит давление. Второе преимущество супергаза - он менее плотный, чем воздух. Это значит, что колесо становится существенно легче (некоторые шиномонтажники утверждают, что на целых полкило), а покрышка - мягче. Третий плюс нового продукта - при разогреве шины (а она летом на большой скорости может нагреться градусов до восьмидесяти) давление в ней останется прежним. К примеру, на интернет-сайте одного из крупнейших киевских сервисных центров читаем: "Фирменный газ обеспечивает постоянное давление в шинах независимо от скорости движения и температуры окружающей среды".

 

- Ты физику учил? - обижаются мастера. - Газ же называется инертным - в смысле, что ему все бим-бом. Вот и не расширяется.

 

У супергаза есть еще множество полезных свойств: он улучшает управляемость, устойчивость автомобиля, уменьшает тормозной путь и шум от соприкосновения шин с дорожным покрытием. Правда, как это получается, не смогли ответить даже сами продавцы ноу-хау.

 

Дело откровенно попахивает аферизмом, но в это все же не хочется верить. Ведь рекламу супергаза развесили не только самые известные киевские сервисные центры, но и сети автосупермаркетов. Это вам не мелкие жулики, торгующие на Окружной паленым маслом, а очень солидные фирмы. В поисках правды я обратился к экспертам.

 

- Срок жизни резины совершенно не сопоставим с ее коррозионной стойкостью, - считает Марк Бородай, эксперт-автотехник КНИИСЭ (Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз). - Обычно шина служит два-три года. Если бы мы катались на ней лет сто - действительно, за это время кислород, содержащийся в воздухе, резину бы съел. В отличие от инертного газа. Однако учтите, что, кроме внутреннего воздействия на резину, есть еще не менее агрессивный воздух снаружи. Теперь по поводу так называемой мягкости газа: все газы, за очень редким исключением (в природе таких газов нет вообще), имеют одинаковую жесткость. Они передают нагрузку сами на себя, это абсолютно сжимаемые субстанции. Поэтому говорить, что один газ мягче, а другой жестче, нельзя. Да, использование гелия вместо обычного воздуха даст выигрыш в два-три грамма веса на колесе. Возможно, это важно, если речь идет об установке нового рекорда скорости. Даже для Формулы-1 эффект от использования инертных газов незначителен. Они за одно кольцо стирают резину на 50 граммов!

 

Еще более категоричен декан физического факультета Киевского Национального Университета им. Шевченко профессор Леонид Булавин. Прочитав кипу рекламных объявлений и сопровождающих пояснений, член-корреспондент Национальной академии наук сказал:

 

- Вся эта история с закачкой шин инертными газами высосана из пальца и реального эффекта или выгоды для обычного автомобиля дать не может. Польза может исчисляться какими-то сотыми долями процента...

"Чистая прибыль от продажи супергаза - от 500 до 3000 процентов"

 

Был весьма удивлен появлением супергаза и заместитель директора по науке Института газа Национальной Академии наук Украины Александр Пятничко, заявивший следующее:

 

- Это все сплошной обман! Начнем с того, что резина - это каучук с углеродом. В общем-то углерод проницаем для всех видов газов. Это означает, что даже через неповрежденную шину происходит незначительная утечка газа, которым она накачана. Но, если заправить шины чистым азотом, утечка только усилится! Кроме разницы давлений, добавится еще и фактор неравновесной концентрации азота внутри шины и снаружи. Гелий и другие газы вытекают из шины еще быстрее, чем азот. В принципе, размер молекул влияет на скорость утечки, но величина молекул у перечисленных газов отличается крайне незначительно. Теперь о сохранении постоянного давления. С ростом температуры оно будет точно так же расти у всех газов. Коэффициент сжимаемости у всех перечисленных газов примерно один и тот же. У азота и воздуха он вообще одинаков. Единственная выгода от инертного газа - это замедление коррозии резины.

 

Дело в том, что при производстве инертные газы подвергаются процессам глубокой просушки. А нет влаги - нет коррозии. Но точно такого же результата можно добиться, если поставить осушку на обычный компрессор, качающий воздух. Кислород без влаги окислять не будет. Я допускаю, что незначительная выгода от колес с инертным газом может существовать на Формуле-1. Обычному же автомобилю и его хозяину инертный газ в шинах какой-либо ощутимой пользы не принесет.

 

Между тем продажа газа для шин уже превратилась в серьезный бизнес. Как признался мне хозяин столичной сети шиномонтажных станций, весь продаваемый у нас "шинный" газ - это в основном азот. Его покупают на кислородных заводах за бесценок - по 38 гривен за баллон, которого хватает на заправку 50 колес. А за подкачку одного колеса на шиномонтажах берут от 5 до 35 гривен (раньше брали и по 50 гривен). Чистая прибыль - от 500 до 3 тысяч процентов!

 

- Но мы не аферисты, - обиделся хозяин сети (кстати, физик по образованию). - Ведь "шинный" газ безвредный. Если бы он делал хуже - вот это была бы уже афера!

 

Фирма моего нового знакомого также предлагает другим СТО и шиномонтажам английские и итальянские установки (порядка трех тысяч долларов) для производства азота из воздуха. Зачем покупать баллоны у перекупщиков, когда можно и самому "бодяжить" супергаз?

 

- Правда, сказать, насколько чистым получается азот в этих установках, очень трудно, - признался коммерсант. - К тому же надо регулярно менять фильтры, иначе скоро установки будут закачивать в колеса тот же воздух.

 

Некоторые смекалистые шиномонтажники уже давно сообразили, что на самом деле проку от газа никакого.

Любопытные автомобилисты уже видели "мастеров-рационализаторов", закачивающих под видом супергаза обычный воздух. Хитрецы устроили стенд по подкачке таким образом, что шланг с газовой "смесью" уходит куда-то внутрь шиномонтажной постройки. Если внимательно проследить, где он кончается, окажется, что шланг соединяется с трубой, идущей от компрессора, качающего... обычный воздух. Думаю, это очень смешно - смотреть на людей, которые покупают у тебя воздух по двадцать гривен за колесо...

 

- Но какой же это лохотрон, - улыбнулся хозяин сети, - если многие люди после закачки шин газом чувствуют улучшение. Кроме того, они получают на колеса цветные колпачки.

 

Самое удивительное в этой истории, что многие автомобилисты стали на сторону "газовщиков". Они искренне уверяют, что машина и в самом деле стала ездить мягче. Но разбираться в этом феномене должны не физики или автотехники, а скорее психологи. Люди склонны к внушению, часто переходящему в самовнушение. И мастер, и директор СТО твердят: "Мы закачали газ - и машина стала ездить мягче".

 

Мягче, мягче, мягче... Человек садится в автомобиль, и ему кажется, что подвеска действительно ведет себя мягче. Но вспомните, как машина неожиданно становится резвее и спортивнее, когда вы садитесь за руль в приподнятом настроении. И как еле тянет движок, когда вы не в духе... "

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Другие ответы в этой теме

Все 4 колеса в Азоте . Резина по другому издаёт звуки , иначе ведет себя , чем на атмосфере

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ок и какая польза от этого?

Тише громче?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ок и какая польза от этого?

Тише громче?

Сложно ,однозначно сказать не могу. Что то поменялось , но что ....................большой вопрос , но как то поинтересней, у меня не хватает слов 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

 


Сложно ,однозначно сказать не могу. Что то поменялось , но что ....................большой вопрос
никакого вопроса - в психиатрии это называется плацебо
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@igork, УГЗС - универсальная газовая станция, в ней у нас 18 балонов, на каждом написано - азот, на станции большими буквами - азот. Так же имеется паспорт на каждый газ, который закачивают в ВС. Для 100% гарантии паспорт я посмотрю когда будет возможность, могу сделать фото.

Какая там разница в ощущениях, если воздух и так более чем на 70% из азота. Да и если подойти правильно, то нужно сперва остаток воздуха выкачать. 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

никакого вопроса - в психиатрии это называется плацебо

 Ветеринар?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

 


Для 100% гарантии паспорт я посмотрю когда будет возможность, могу сделать фото.

Не забудь, пожалуйста.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

 


о как то поинтересней, у меня не хватает слов 

Еще интересней гелием качать. Писк...практически.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Искандер,
Гелий самый текучий газ. Применять в колёсах крайне не целесообразно.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

За зиму прикуплю Slik , весной новую резину и закачаю Азотом , будем поглядеть 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@folow me,
Конечно))), ведь им накачивают детские шарики.
Азот тяжелее воздуха. Применение его, в принципе не повредит. Давление в колёсах будет более стабильным.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Искандер,

Гелий самый текучий газ. Применять в колёсах крайне не целесообразно.

Если бигфуты гелием накачать давление на грунт уменьшится. А если еще 2-3 запаски...это ж  страшное дело. В болоте к примеру.

И дело пойдет гораздо веселее чем у азота. Колпачки можно желтые ставить или полосатые. Это очень важно. что бы не путать с азотом.

И иметь 2-3 комплекта резины: с гелием - для болота, с азотом - для гонок, с аргоном - для прикола.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
@igork,вот, в машине имеется журал учёта ввдачи газов, к нему прикреплён сертификат качества.

post-7809-0-81619200-1473062297_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@folow me, коли уж ты напрямую связан с использованием азота в шинах такой серъёзной отрасли, то спроси у своих почему всё-таки его закачивают.

Я, например, вижу несколько плюсов, но очень уж они эфимерны, эти плюсы.

1) меньший коэффициент объёмного раширения у газообразного азота, чем у воздуха. Колесо у самолёта большое, следовательно кол-во литров закаченного в него газа будет большое. При температуре -50 азот будет меньше сжиматься, а при +50гр. будет меньше расширяться. Но на самом деле это мизер, поскольку у азота этот коэффициент 3.372 х 10-3, а у воздуха 3.665 х 10-3. При торможении самолёта я так понимаю покрышки разогреваются очень сильно и главное быстро, так что эта мизерная разница может и будет является некой подстраховкой.

А для среднестатистического автомобильного колеса с 60 литрами воздуха в баллоне эта разница в объёмном расширении вообще невидима, её можно посчитать только на калькуляторе.

2) инертность азота как газа. с покрышкой изнутри азот никик не реагирует, в отличии от воздуха.

3)практическое отсутствие воды и кислорода в газообразном азоте. тоже очень хорошо.

Но п.2 и п.3 не выдерживают критики, поскольку снаружи покрышка подвергается гораздо большему агрессивному воздействию.

4) вес колеса, накаченного азотом будет ниже, чем накаченного воздухом. для авиации это конечно имеет большое значение. не знаю объёма закачки газа в одно самолётное колесо, поэтому не могу сказать на сколько будет эта разница в весе. для среднестатистического автомобильного колеса, эта разница будет 2.5 грамма на колесо. как видим это совсем ниочём.

что-то больше плюсы не приходят в голову.

спроси всётаки у своих, почему его применяют.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@igork, факторы меньшее расширение и инертность к материалу покрышки и обода - влияют не так сильно, как отсутствие эффекта нежелательного конденсирования влаги внутри и не возможность поддержать воспламенение/горение. Хоть при штатной посадке колеса стараются сильно не греть (берегут, реверс собьет скорость), но в случае каких то траблов должен быть большой запас безопасности, тк на современных аппаратах могут стоять многодисковые тормоза, которые могут быстро разогреть все вокруг. 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...