Перейти к публикации

FAQ Щелочное число (TBN Total Base Number) и кислотное число (TAN - Total Acid Number) в маслах


Рекомендованные сообщения

Другие ответы в этой теме

Прально показатель pH=TAN про TBN никто и не говорил по моиму ;)

 

TAN - это вообще сильно виртуальный показатель.

 

хоть как-то корелирует с pH это SAN.

 

TBN это грубо говоря сколько S03 и S04 находится В масле, а не на стенках блока.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Высказался о TAN и TBN в эстеровых маслах: http://www.oil-club.ru/forum/topic/1625-masla-red-line/page__st__105

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Покопался в Fluids and Lubricants Specifications All commercial MTU Series (except for 1600 and 1800 Series), DDC S60 Marine and Two-Stroke Engine
Требования по замене масла простые и не затейливые (см. ниже)

Коллеги, продолжим?
После того как от одного из будущих кандидатов технических наук получил ответ на свой вопрос по поводу сильной просадки TBN масле за детский трассовый интервал 4 500 км в течении месяца

Напоминаю, что имею опыт неоднократной эксплуатации с TBN=0, безо всяких последствий для ДВС. И с окисленностью >30, с кислотным >8.
Свойства масла - охлаждать и смазывать без последствий. Ключевой параметр - вязкость. Если у ...... она не будет расти после 20000 км пробега - это супер основа для экспериментов с модификаторами трения на ее базе

решил поинтересоваться что говорит по этому поводу буржуазная лженаука...
Сразу предупреждаю что очень надо много букавок по английски осилить, но это того стоит
CIMAC Congress 2004, Kyoto.pdf
Доклад был сделан в 2004 году © CIMAC Congress 2004, Kyoto на примере среднеоборотистого дизеля
изменение вязкости, износа, толщины депозитов компрессионых колец в зависимости от TBN, падение ТВN в зависимости от моточасов...

2. A MODEL FOR LUBRICANT STRESS IN MODERN MEDIUM SPEED DIESEL ENGINES AND ITS VERIFICATION IN AWÄRTSILÄ 4L20 LABORATORY ENGINE
на примере того же дизеля, более ранние исследования
 

TBN Retention Are We Missing the Point Diesel Engine.pdf
Типы щелочных присадок, динамика падения TBN возрастания TAN, металы износа в зависимости от TBN
Выводы делайте сами....

post-4037-0-29761800-1368475237_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

, какой нафиг кандидат? Серега с СТО БМВ сервиса?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

, какой нафиг кандидат? Серега с СТО БМВ сервиса?

Он самый. ...

Но у меня к нему нормальное отношение - в чем то я с ним согласен, в чем то нет...Т.е не воспринимаю что он говорит ни как истину в последней инстанции, но и не отношусь к нему как к аферисту и лжепророку, хотя заинтересовался масляной тематикой наткнувшись именно на его ЖЖ и даже чуть не стал его неофитом...

Знание не зазорно черпать из любого источника, но действовать по принципу Ф.Э. Дзержинского - доверяй но проверяй, и отделяйте зерна от плевел...

Самое печальное в наше время - видимое падение уровня образования и нежелание читать много буковок и в чем то разбираться самостоятельно - что в технической сфере - масло при прожарке свернулось в колбе, аффтар пиши исче, ты открыл нам глаза на истину, что в той же политике - мы за все хорошее против всей херни(С)Шнур

ИМХО но основная его клиентура у него появляется из за косяков производителей, тяжелых условий эксплуатации и перекатанному маслу с убитым TBN и высоким TAN (причем тут надо спасибо сказать самим автопроизводителям, которые как то не горят особым желанием известить своего клиента что у тебя вообще то очень тяжелые условия эксплуатации и сократи вдвое интервал)

 

TAN - это вообще сильно виртуальный показатель.

 

хоть как-то корелирует с pH это SAN.

 

TBN это грубо говоря сколько S03 и S04 находится В масле, а не на стенках блока.

==========================================

а в кратце что по выводам? :D

====================================

В случае TBN и TAN выводы просты, и к сожалению стиле Captain Obvious -уменьшение TBN и увеличение TAN приводит к:

1. Увеличению вязкости и образованию асфальтенов.

2. Увеличению износа.

3. Увеличению отложений на поршнях/кольцах...

4. Кальциевые пакеты дают меньшее падение TBN (обладают более долгоиграющим ресурсов) по сравнению с магниевыми...

Но это не значит что сломя голову надо бежать и лить в бензиновый двигатель дизельное масло с TBN = 20...

Потому что моторное масло в связке с двигателем и условиями эксплуатации - это чистая алхимия:)

Изменено пользователем ModeratorPrime
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Доклад был сделан в 2004 году © CIMAC Congress 2004, Kyoto на примере среднеоборотистого дизеля

изменение вязкости, износа, толщины депозитов компрессионых колец в зависимости от TBN, падение ТВN в зависимости от моточасов...

 

чё-то у них какие-то масла странные, с щелочным под 50...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

чё-то у них какие-то масла странные, с щелочным под 50...

Потому, что топливо RMG-25 с S=>3500ppm

 

==========================================

 

====================================

В случае TBN и TAN выводы просты, и к сожалению стиле Captain Obvious -уменьшение TBN и увеличение TAN приводит к:

1. Увеличению вязкости и образованию асфальтенов.

2. Увеличению износа.

3. Увеличению отложений на поршнях/кольцах...

4. Кальциевые пакеты дают меньшее падение TBN (обладают более долгоиграющим ресурсов) по сравнению с магниевыми...

Но это не значит что сломя голову надо бежать и лить в бензиновый двигатель дизельное масло с TBN = 20...

Потому что моторное масло в связке с двигателем и условиями эксплуатации - это чистая алхимия:)

Я, первые два файла не читал, а по третьему сделал противоположный вывод в п. 4, а п. 2 связан с п. 4

 

Потому, что топливо RMG-25 с S=>3500ppm

 

Пардон ошибся в 10 раз, не 3500ppm, а 35000ppm!!!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ну я читал его Тотек умер за 4500км - "Все номана! Ездим Дальше! Я будущий кандидат наук! У меня был опыт я и на моче ездил" :D И мир треснул пополам - все методики, инженеры, ученые - все коту под хвост...

 

Суть нашей темы проста - не доводить до кислой среды при которой начинается

1) образование отложений

2) коррозионный износ

 

У каждого понятие кислой среды разное, Сергея свое видимо - кислотное за 8 :D У меня это точка пересечения TAN TBN. У других опытных людей лишь бы щелочное было 2 значит еще есть... У четвертых лишь бы кислотное не начало стремительно расти. У пятых масло потемнело сливаем :D

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если кто-то помнит то этот кандидат писал, что можно и на трансмиссонке и все норм будет, а моторка - это вообще маркетинговая шелуха.

 

Цитата из забугорной лабы:

As a general rule of thumb, if the TBN is measured at 2.0mg KOH g-1 or less, or if it's 50% of the virgin oil TBN, the oil is considered unfit for engine protection and there is a risk that corrosion could take place. The use of a high sulphur fuel will decrease the TBN at a faster rate due to the increased formation of sulphuric acid.

 

Все тоже самое, что и писали выше, только еще высказывается мнение, что падение щелочного более, чем на 50% предполагает снижение защитных свойств масла и может вести к окислению.

Возможна ли такая зависимость, что именно при переходе за 50-ти процентный рубеж начинается рост TAN?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

у нас лаба в графах таблиц пишет как заметили? Обычно (если высокое щелочное 10-12) это наступает еще раньше чем точка пересечения TBN и TAN. Но вообще я понимаю и тех кто при щелочно

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А если посмотреть в документ с названием TBN-1, то выяснится следующее:

 

Чисто кальциевый среднезольник перестал защищать от коррозии после 250 часов.

Такое же щелочное (6 по ASTM D4739) с кальцием и магнием в пропорции три к одному оказалось примерно вдвое лучше, хотя износ начал расти примерно через те же 300 часов.

Чисто магниевый полнозольник был всегда хуже предыдущего варианта, но лучше первого после 300 часов.

Масло и с кальцием, и с магнием, и с щелочным >9 (это более 10 по методу, используемому для нового масла) полноценно защищало даже через 500 часов.

Правда в дизеле.

 

Оба среднезольных масла перестали защищать, когда BN упал ниже 2.5, у магниевого износ не особо кореллирует с BN, а сильнощелочное масло и через 500 часов сохраняло BN выше 4.

 

То есть можно сказать, что при щелочном более 2.5 масло ещё защищает в полную силу, но очень много зависит от конкретной рецептуры. Неудачная не защитит и при высоком BN.

 

Кислотное число оказалось почти никак не связано с износом - у магниевого оно всегда было выше всех, однако на большом пробеге оно оказалось лучше, чем чисто-кальциевый среднезольник.

 

Хорошую корреляцию с износом показало содержание продуктов окисления, но и по нему предсказать момент начала износа не легко.

Граничным значением содержании продуктов окисления можно было бы назвать +10 к исходной величине, но сильнощелочное масло на этой отметке сдаваться даже не собиралось.

 

Из проведённого исследования можно сделать такой вывод: когда щелочное упало ниже половины исходного, а содержание продуктов окисления выросло больше, чем на 8 единиц, масло может перестать полноценно защищать двигатель, но пока щелочное выше кислотного, беспокоиться не о чем.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я, первые два файла не читал, а по третьему сделал противоположный вывод в п. 4, а п. 2 связан с п. 4

Я не совсем корректно выразился по поводу Ca

Тестировалось 4 масла с различными типами детергентов в тесте Mack T-9 Test Oils (страница 7, таблица 2)

А) Internal Reference Oil - 6.08 TBN Detergent Type - All Ca

B) Low TBN - TBN 6.97 Detergent Type - All Mg

C) Low TBN - Ca/Mg 6.09 TBN Detergent Type Ca/Mg (3:1)

D) High TBN - Ca/Mg 9.83 TBN Detergent Type Ca/Mg (6:1)

лучшие результаты дало масло D

правильно надо было сказать что медленнее падает TBN у детергента Ca/Mg большей долей Ca

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Через лабу прошло уже 5 образцов отработки Mobil 1 0W-40, можно сделать выводы.

Пробеги от 7 до почти 13 тысяч.

Щелочное число сильнее всего сбил опелевский Z16XER, но и там оставалось 4.8, то есть запас ещё приличный.

Кислотное число сильнее всех взрастил Пежо, но при кислотном 3.9 щелочное было более 6, то есть ещё оставался огромный запас.

Впрочем, доливки масла намекают на неидеальное состояние двигателя.

Индекс вязкости сильнее всего уронил ВАЗовский двигатель, но до криминала не дошло - 166 это прилично. У других он оставался 174 и выше.

На поло-седане с пробегом 12800 и внедорожнике с двигателем 1.6 содержание продуктов окисления достигло 44, но по сравнению со свежим маслом это приемлемые +9. В остальных случаях всего лишь +3..4

Нитрация также максимальна на том же внедорожнике (+9), но там либо Мобил чуточку другой, либо Shell Helix оставил небольшое наследство, потому что содержание цинка выше, чем во всех остальных случаях.

 

Таким образом, ни одному из пяти водителей на пяти разных машинах не удалось "убить" это масло. Продукты износа - в следовых количествах, даже когда обнаружено превышение норм содержания пыли и воды. Даже на серьёзное превышение содержания калия (антифриз) масло отреагировало только лёгким превышением среднестатистического содержания меди (на том самам злополучном внедорожнике).

 

Так что предлагаю обозвать Мобил маслом нумер 1 и сравнивать с ним все остальные.

А NGN Nord и второму месту не обидится :)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И тут нужно добавить что Mobil1 имеет самое высокое щелочное изначально 12.45 по сравнению с обычными маслами и если рассматривать само падение щелочного от 12.45 и до X то у Mobil падение самое большое - чуда не произошло :)

 

А "ни олному водителю не удалось убить" - это смотря опять же каким критериям следовать.

Если следовать критерию падение щелочного в два раза - то Mobil1 убили все 5 водителей...

Если следовать критерию TBN=TAN - то Mobil не удалось убить ни одному водителю, но половина к этому приблизились.

Если следовать критерию катаем до износа - то этого никто не достиг.

 

Больше всех досталось Mobil1 на GreatWall сужу по нитрации +9.

 

В целом согласен Mobil1 0W-40 хорошее Heavy Duty масло. Не зря его еще выпускают под названием Mobil1 Turbo Diesel 0W-40. Интересно как бы тут пели деферамбы маслу Idemitsu Zepro Diesel 5W-40 с щелочным 16, если бы по этому маслу было 5 отработок. Или маслу Mobil Delvac 1 SHC 5W-40 с щелочным 17 :)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...