Перейти к публикации

Подшипники генератора


Рекомендованные сообщения

Другие ответы в этой теме
14 часов назад, SL1 сказал:

+110С не смущает?

А почему меня что то должно смущать? Это писатели и рекомендователи из SKF пусть смущаются

Ссылка на сообщение
22.10.2019 в 18:54, D'AVerk сказал:

Это не тезис. NSK черным по белому пишет, что если скорость работы подшипника составляет 1/3 от той, на которую он максимально рассчитан, то заполнение нужно 2/3.

Маркировка генераторных подшипников - только подтверждает это.

Осталось изучить чисто генераторные подшипники других производителей.

 

А мы жертва мантры "высокоскоростные подшипники надо наполнять только 1/3 смазки" .

Да! но только когда они впахивают на этой своей высокой скорости. А средняя скорость работы генераторных подшипников и рядом не валялась с их предельной 12-14 тысяч оборотов.

Тогда при заполнении 2/3 на высоких оборотах, например при форсированном обгоне, будет экстремальный режим работы для подшипника. И тут хороший вопрос возникает: где лучше иметь запас - в режиме средних оборотов или при максимальных?

P.S. К сожалению "маркетинг" добрался до подшипниковой индустрии. Старые подшипники как работали хорошо без "улучшающих" суффиксов и префиксов, так и работают. 

Ссылка на сообщение
1 час назад, Kosta02 сказал:

Тогда при заполнении 2/3 на высоких оборотах, например при форсированном обгоне, будет экстремальный

Это в чем экстремальность?

Ссылка на сообщение

А ведь в теме про высокоскоростные подшипники в последних моих сообщениях разжевано так, что младенцев кормить можно...

Ссылка на сообщение
2 часа назад, Kosta02 сказал:

К сожалению "маркетинг" добрался до подшипниковой индустрии.

Вероятно добрался именно тем, что производитель подшипников ВНЕЗАПНО закладывает туда больше смазки чем нужно. Не, какой подлец, нет бы на термообработке подшипника сэкономить - он слишком много закладывает смазки, чтобы началась "экстремальность".

Правда встает вопрос - а в чем экстремальность - на таких высоких скоростях смазка полностью превращается в неНьютонову жидкость, и соответственно вся проблема только в повышенном сопротивлении качению. Генератор следует немного отличать от работающего простого высокоскоростного устройства, т.к. если у устройства как правило идет повышенное охлаждение подшипниковой группы (например у дрели или дремеля - крыльчатка на валу остужает и мотор и подшипники), то генератор сам находится рядом с высокотемпературным источником тепла.

 

Соответственно, смазка в нем имеет достаточно невысокую кинетическую вязкость при рабочей температуре, хорошо если 10-13сст.

Напомню, что при, например заводке машины на морозе, смазка в подшипнике генератора длительное время (минуты, и не одну) имеет вязкости много больше 100сст. И само по себе это для подшипника экстремальным не является.

 

Повышенное заполнение и вязкость генераторной смазки может повлечь за собой (и влечет) только повышенное выделение тепла. Именно поэтому генераторные смазки идут на полимочевине (высокая температурная стойкость и тиксотропность) и эстерах (сопротивление высокотемпературному окислению и полярность для удержания смазки на металле даже на высоких скоростях вращения). Соответственно, генераторные смазки и имеют высокую наработку на скоростных тестах при температурах 140-150 или даже 160 градусов. Не будем забывать и то, что с ростом температуры допустим с 100 градусов до 110 градусов, кинематическая вязкость смазки еще сократится, что послужит делу достижения температурного равновесия.

 

Резюмируя - с моей точки зрения нельзя рассматривать кратковременные раскрутки генератора до рабочих 10-11 тысяч оборотов как экстремальные нагрузки в случае повышенного заполнения подшипника смазкой. Экстремальным для генератора является как раз длительная работа на низких оборотах в случае разогретого двигателя, когда вязкость низка, и получить на ней стабильную гидродинамику проблематично.

 

Возвращаясь к маркетингу - именно из подшипников генератора родом из 1996 года я извлек просто невообразимое количество смазки. Невообразимо высокой консистенции. И невообразимо живой, добавлю, с учетом возраста и пробега.

 

 

IMG_20190827_192231.jpg

Изменено пользователем D'AVerk
Ссылка на сообщение

D'AVerk Я про маркетинг не это имел в ввиду. Сейчас в обозначении подшипников маркетологи указывают некоторые улучшенные характеристики. У SKF "Explorer" например, у NSK - "HPS", у FAG "С". 

Недавно в руках "вологодские" с генератора 95 г.в. держал, там С9. Пробеги маленькие со слов хозяина. Не вскрывал подшипник.

Изменено пользователем Kosta02
Ссылка на сообщение

Kosta02 я не знаю что вы имели в виду. Речь шла про процент заполнения смазки в подшипнике генератора и про "сверхэкстремальные" режимы его работы. Я не знаю, насколько много маркетинга в СКФ эксплорере, но деление по линейкам это свойственно множеству производителей. Обозначение Сх, где х это цифра в общем случае показывает радиальный зазор подшипника и не имеет отношения к маркетингу.

Ссылка на сообщение
22 hours ago, D'AVerk said:

...именно из подшипников генератора родом из 1996 года я извлек просто невообразимое количество смазки. Невообразимо высокой консистенции. И невообразимо живой, добавлю, с учетом возраста и пробега.

По фото не сказал бы что живая, много оттисков на смазке и присутствуют разломы.

В живую конечно всё лучше видно, а по фото гуталин скорее.))

Хотя в живую я не видел например NLGI4 может это она и есть.

Изменено пользователем verlube
Ссылка на сообщение
34 минуты назад, verlube сказал:

живую конечно всё лучше видно, а по фото гуталин скорее.))

Все так, но на палтце размазывается в жирно блестящий слой. И в подшипнике 1996 года и в подшипнике 200х одинаковая. Разве что в 1996 году чуть посуше.

Ссылка на сообщение
05.12.2019 в 19:03, D'AVerk сказал:

на таких высоких скоростях смазка полностью превращается в неНьютонову жидкость, и соответственно вся проблема только в повышенном сопротивлении качению

Смазка по определению жидкость неньютонова. Причём при высоких скоростях скольжения она становится "менее неньютоновой", чем на низких.

 

05.12.2019 в 19:03, D'AVerk сказал:

генератор сам находится рядом с высокотемпературным источником тепла.

 

Соответственно, смазка в нем имеет достаточно невысокую кинетическую вязкость при рабочей температуре, хорошо если 10-13сст.

Напомню, что при, например заводке машины на морозе, смазка в подшипнике генератора длительное время (минуты, и не одну) имеет вязкости много больше 100сст. И само по себе это для подшипника экстремальным не является.

 

Повышенное заполнение и вязкость генераторной смазки может повлечь за собой (и влечет) только повышенное выделение тепла. Именно поэтому генераторные смазки идут на полимочевине (высокая температурная стойкость и тиксотропность)

Само по себе это как раз является для подшипника экстремальным и криминалом. Если мы посмотрим талмуды, то обнаружим, что на высоких скоростях даже смазываемые маслом подшипники стараются в нём НЕ купать; самые скоростные подшипники смазывают масляным туманом. Ибо "масловорот" получается с таким выделением тепла, что это влечёт большие проблемы. Даже если у масла малая вязкость - потому что выделение тепла при "смазковороте" далеко не прямо пропорционально вязкости. Грубо говоря, когда шарик наезжает в лужу масла или цепляет шмат смазки, он её расплёскивает и ускоряет её брызги, не спрашивая, какая у неё вязкость. И потом эти брызги летят на стенки и гасят там энергию почти полностью, а не мягко обтекают поверхности. Возникает турбулентность: ну и хрен с ним, что вязкость маленькая, зато вихри получаются очень замысловатые, и это сильно компенсирует малую вязкость.

Так что начиная с некоторого количества смазки, происходит классический переход количества в качество: от режима "смазка в основном лениво лежит по стенкам и только иногда кусочками касается шариков" в режим "вся смазка вовлечена в процесс кидания её шариками, отскакивания от стенок и опять кидания, ни один кусочек не остаётся в стороне, потому что его сбивают другие кусочки". Соответственно - перегрев, маслоотделение, коксование.

Точно по той же причине, бывает, если редуктор зверски греется, чуть уберёшь оттуда смазку - и редуктор холодный. Вихри прекратились. Причем как раз у смазки с высокой консистенцией критическое заполнение будет больше, что и понятно - её труднее вовлечь в это безобразие.

 

Да и вообще логика странная: понятно, что перегрев извне - так зачем ещё и усугублять-то?

 

Ну и потом - что значит высокая тиксотропность? Тиксотропность это способность жидкости быть практически неподвижной при воздействии механических напряжений ниже некоторого предела (предела прочности). И, судя по всему, у полимочевины она не лучше, а хуже, чем у лития. Иначе бы в SKF не писали о том, что именно полимочевина может утекать с опор вертикальных валов.

Изменено пользователем psnsergey
Ссылка на сообщение

Kosta02 Тут надо понимать простую вещь, NSK когда говорит про заполнение, она отдельно акцентирует то, на какой скорости работает подшипник в основном режиме и на какую скорость конструктивно рассчитан (и до какой может эксплуатироваться). Когда речь идет о подшипниках предназначенных в какие-нибудь скоростные электромоторы, да и еще работающие при умеренных температурах, то мы видим что NSK закладывает 1/3 маловязкой смазки типа Куодо Йоши. Потому что

1) Предполагается что подшипник в этих электромоторах будет работать значительную часть времени на  определенных плановых оборотах

2) Предполагается, что температура у электромоторов будет либо умеренная, либо они будут подвергаться соответствующему охлаждению

Соответственно, будут рабочие 60-70 градусов (типовая температура саморазогрева таких смазок на средних оборотах) - вязкость будет около 10-13сст, постоянно будет масляной клин в силу высоких оборотов и нам будет не нужно лишнее сопротивление излишне вязкой или излишне плотно набитой смазки. Ну и температурный режим позволяет шмалять литий у которого каплепадение всего 190 градусов. Собственно, на 125 градусах даже столь качественная смазка как мультитемп срл держит 4000 часов. Напомню, что при режиме работы 24 часа это всего 166 дней, соответственно, 125 градусов для этой смазки считается уже критическим по сути состоянием. Но при всем при этом пенетрация этой смазки близка к NKGI 2.5-3 (250конусов)

 

Но когда речь заходит про подшипники для генераторов, NSK закладывает MA7, причем чуть ли не 3/4 от свободного пространства. Почему же NSK не смущает повышенная вязкость этой смазки. Потому что NSK знает, как знает впрочем и любой автолюбитель, летом, на ряде генераторов типовая температура даже на поверхности около 90-100 градусов, а непосредственно в подшипнике она выше. При всем при этом часто использование машины, когда генератор работает на минимальных или вообще околохолостых оборотах, не превышающих 1500об/мин. Также, генератор характеризуется проблемами с непостоянной нагрузкой - и сопротивление генератора вращению возрастает при большей токоотдаче, и ремень на генераторе регулярно дергается при каждом такте работы ДВС. При отсутствии натяжителя (а даже и при его наличии), подшипники генератора постоянно получают нетипичные нагрузки, которых лишены их братья в других электрических устройствах.

Соответственно на первый план выходит сохранение, по возможности клина при высоких температурах - поэтому приходится мириться с повышенной вязкостью на холодном агрегате. И с чуть более сильным саморазогревом на высоких оборотах.

 

Вернемся к процентам заполнения. Подшипники рассчитанные на работы при высоких скоростях (а в случае генератора это подшипники до 12 тысяч и 14 тысяч оборотов) естественно рассчитаны еще и на то, что вращающаяся с обоймой смазка имеет повышенную энергию и "разбрасываемость" центробежными силами. При работе подшипника на высокой скорости эта приводит к тому, что даже при не очень высоком заполнении  смазка, которая выходит из рабочей зоны и теряет подвижность (переходит к более густой базовой своей консистенции) вовлекается обратно в процесс этими высокоэнергетическими фрагментами смазки. Грубо говоря, не происходит налипания и коксования смазки на уплотнителях. Но в моменты, когда подшипник работает сильно далеко от своих предельных оборотов - а в случае генератора так практически 90% времени, этот процесс работает иначе и малое количество смазки может спокойно "рассестся" на уплотнителях, оставив рабочую зону без смазывания - что кстати мы и наблюдали не так давно тут в случае с смазыванием генератора гадусом в малом количестве, который именно так и расселся. Особенно это сказывается для высокогустых смазок типа NLGI2.5-3.

 

Поэтому, вслед за паллиативным решением закладывать смазку 100сст, вместо 25-35сст NSK начинает и процент заполнения повышать, чем больше смазки, тем эффективнее она возвращается в рабочий процесс при невысоких скоростяъ вращения. Да, на оборотах высоких, близких к 10 тысячам, повышенный процент заполнения начинает интенсивнее греть подшипник и оказывать большее сопротивление вращению, но они не часты на гражданских автомобилях.

 

Соответственно, имея такой набор решений NSK отдает  себе отчет, что генератор, помимо тепла от двигателя и естественного тепла от работы будет дополнительно разогреваться вязкой и обильной смазкой. Именно поэтому MA7 высокотемпературная, подшипники NSK для генераторов высокотемпературной закалки, а уплотнители для генераторных подшипников NSK тестировало при температурах до 150 градусов. Так как комплекс решений нацеленных на то чтобы при низких оборотах подшипники были как следует смазываемы вынужденно приводит к повышенной температуре. Но не сильно повышенной, т.к. на оборотах 1500 все равно потери на трение смазки невелики.

Также дополнительно повышенная закладка повышенно густой смазки решает и вопрос с сепарацией масла - чем больше загустителя/выше консистенция, тем, в общем случае, ниже сепарация смазки, а чем смазки больше в подшипнике, тем сложнее маслу покинуть подшипник, т.к. из массы уже совсем жидкой смазки в зоне работы подшиника оно попадает на относительно густую смазку около уплотнителей, которая эта масло впитывает и потом возвращается в рабочую зону вместе с ним при каждой хорошей раскрутке генератора.

 

Учитывая что у генератора ось расположена горизонтально, нас не должно совершенно волновать поведение полимочевинной смазки в подшипниках с вертикальными осями, работающими при неизвестных нам температурных режимах. Масло при сепарации вообще склонно стекать вниз и такие подшипники по умолчанию требуют более густых смазок даже при невысоких скоростях. Если же у нас постоянно высокая температура, то мы также ориентируемся в подшипниках качения на более густые смазки.

 

Не будем также забывать про способность смазки сопротивляться сбрасыванию - этот параметр не нормируется в современных ТДС в явном виде, но в свое время в Московском нефтяном институте его для смазок замеряли

 

 

 

 

Ссылка на сообщение

Заказал для навесного Nachi : 62032NSE и 62032NSE9 - второй чуть дороже и думал будет С3-й (хотел два разных), но пришло оба одинаковых. Вскрывать гермопакет и тем более прокладку не стал, в сети гуглится что полимочевина ди все равно самостоятельно домазывать не собираюсь и нечем.

Мораль - если нужно обычный, то переплачивать не надо, если обязательно С3 надо, то смотреть ххххСМ - скорее всего он.

Ссылка на сообщение

Реактив фото коробок? Так то в этих подшипниках литиевый куодо йоши мультитемп срл. Впрочем для тх режима работы это не самое страшное.

Ссылка на сообщение
36 минут назад, D'AVerk сказал:

фото коробок?

 

 Обычные коробки - в сети фоток полно поэтому не стал запечтлевать. Спрятал далеко. :) Мож потом достану снова сфотаю если уж так тебе нужно.

Думал что польского происхождения будут, но думаю все таки азиатские, ибо за такую цену все акуратненько - заклейки маленьким скотчеми с надписями, гермопакеты газированные что бы влага не портила, Кью-Ар код, "Жапань" написано :) Так что скорее всего азиатские.

Скрытый текст

вот как тут 1566625645062_bulletin.1575713660.jpg

 

36 минут назад, D'AVerk сказал:

Так то в этих подшипниках литиевый куодо йоши мультитемп срл. Впрочем для тх режима работы это не самое страшное.

 

На истину не претендую - м.б. ты прав. Перед тем как заказывать гуглянул - там модификации С3 похоже что полимочевина - и чел кот. обозревал о ней и написал - за что купил за то продал. Может полимочевина это привелегия - С3 моделей, потому дороже?

Изменено пользователем Реактив
Ссылка на сообщение

Реактив Не надо гадать, на короьках начи написана примененная смазка! Если как на этой фото mtsrl то это литиевый мульттемп srl.

Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...