Перейти к публикации

Индекс вязкости и HTHS - что это такое?


Рекомендованные сообщения

Предлагаю разобраться что же такое индекс вязкости.

На повестке. Что такое? от чего зависит? для чего нужен?

Понятно, что это вязкостно-температурная характеристика, и чем более пологая кривая, тем лучше.

Но почему именно при 40 и при 100 градусах определяется? При 100 понятно, рабочая температура и все такое. А 40? это к чему вообше? кому интересна температура в 40 градусов? почему не 60 или 70 что более интересно. или не -45? Просвятите, кто владеет информацией.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Другие ответы в этой теме

то теоретически при нагреве более 100 С вязкость будет больше у 0-40, затем идет 5-40 и далее 10-40.

Обычно HT/HS выше у 10w40 по сравнению с 5w40 и 0w40.

0w40 можно сравнить c 10w30 или 5w30

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я в эту тему глубоко не лез, но из того, что читал, у меня сложилось впечатление что HTHS ввели для того, чтобы получить показатель, характеризующий динамическую вязкость горячего масла, проще говоря он дает представление о потерях мощности на жидкостное трение и прокачивание масла при работе прогретого мотора на больших частотах. Чем этот показатель ниже, тем выше будет мех. КПД ДВС т.к. потери на прокачивание относятся к мех. потерям.

При работе ДВС на больших частотах вращения КВ (например при 5000 об/мин и выше) потери мощности на жидкостное трение и прокачивание масла могут достичь очень большой величины, что ухудшит топливную экономичность авты. Насколько помню затраты мощности от гидравлических потерь связаны с частотой (угловой ск-ю КВ) кубической зависимостью. Поэтому на современных движках стараются чтобы показатель HTHS был как можно ниже, а самый низкий он как помнится у 0-20, которое так любят сейчас производители.

 

В отличие от HTHS вязкость в сСт характеризует кинематическую вязкость, которая влияет на прочность масляной пленки, что немаловажно для работы шатунных подшипников.

Еще нужно учитывать влияние типа ДВС, например в современных стали все чаще пихать прямой впрыск, что в зимнее время способствует сильному разжижению масла топливом, а бензин, как известно сильно снижает вязкость масла и его содержание более 15% в масле не допускалось даже на Крайнем Севере, где часто пользовались смешиванием бензина с маслом для облегчения пуска моторов при низких Т при невозможности произвести предпусковой разогрев масла.

Поэтому в прямовпрысковых моторах запас вязкости помехой не станет

ИМХО

Изменено пользователем Lew
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый skorp777, я прочёл сообщение, оставленное вами в моем профиле.

Если в моих постах что-то представляется вам глупым и неверным, у вас имеется возможость тут же мотивированно опровергнуть мои выводы, для этого и создают подобные форумы.

А кидаться из кустов камешками как то не совсем солидно :drinks:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И небезызвестный производитель зик пиарит свое масло как VHVI, т.е. с очень высоким индексом вязкости. Видимо полагает, что чем он выше, тем лучше.

 

Копипаста с рекламного буклета zic.ru про обсуждаемые тут +40 и +100С:

Что такое VHVI – Очень Высокий Индекс Вязкости?

 

Моторное масло, имеющее одинаковую вязкость при разных температурах было бы идеальным. Но это невозможно, поэтому для определения качества существует понятие индекс Вязкости. Индекс вязкости — это разница показателей вязкости масла, зафиксированных при высокой и низкой температуре. Если эта разница большая, то индекс вязкости будет низким, чем меньше разница, тем выше индекс вязкости.

 

Качественное моторное масло должно обладать высокой вязкостью при высокой температуре для защиты двигателя от износа и низкой вязкостью при низкой темпе5ратуре для обеспечения легкого запуска.

 

Моторное масло ZIC благодаря высокому качеству базового масла Yubase и уникальной технологии VHVI обладает очень высоким индексом вязкости, обеспечивая надежную защиту вашего двигателя на новом уровне.

 

вот так, все просто - чем выше ИВ, тем надежнее защита от износа.

 

Вот я лью OEM SUZUKI 0W-20, с ИВ = 212, стало быть винтажные 40-ки отдыхают по защите от износа :spiteful: ?

 

201.jpg

Изменено пользователем A-10
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Господа, очень приятно что многие откликнулись на мой вопрос. С глубоким интересом читаю все сообщения, но мне покоя не дают эти сраные 40 градусов, хочу разобраться, что в этих 40 градусах может быть интересного для анализа, например, или для каких бы то нибыло испытаний? попрошу проявить сдержанность и конструктивизм по отношению к собеседникам, если возможно :drinks:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
И небезызвестный производитель зик пиарит свое масло как VHVI, т.е. с очень высоким индексом вязкости. Видимо полагает, что чем он выше, тем лучше.

...

вот так, все просто - чем выше ИВ, тем надежнее защита от износа.

 

Вот я лью OEM SUZUKI 0W-20, с ИВ = 212, стало быть винтажные 40-ки отдыхают по защите от износа :spiteful: ?

@A-10, не всё так однозначно.

Правильнее говорить о ИВ базового масла, а не о готовом продукте.

Т.к. высокий индекс вязкости готового продукта может быть получен как на качественной базе, с изначально высоким ИВ,

так и слабенькой базой с низким ИВ, но которую накачали "допингами"

 

Вязкостно-загущающие присадки.

 

Механизм их действия основан на изменении формы макромолекул полимеров в зависимости от температуры. В холодном состоянии эти молекулы, будучи свернутыми в спиральки, не влияют на вязкость масла, при нагреве же они распрямляются, и масло густеет, или, точнее, не становится слишком жидким. Фактически эта присадка повышает индекс вязкости масла. Масла, в состав которых входят вязкостные присадки (до 10%), называют загущенными - это зимние и всесезонные сорта. В зависимости от количества добавленной вязкостно-загущающей присадки можно получить масла с разными вязкостями. Чем выше изначальный индекс вязкости базового масла, тем меньше вязкостно-загущающей присадки необходимо добавлять. Если индекс вязкости достаточно высок, можно получить моторное масло, не содержащее загустителей.

 

Современные тенденции в области разработки моторных масел направлены на создание моторных масел с невысокими диапазонами вязкостей. Причина заключается в том, что такие масла, как правило, обеспечивают энергосберегающие свойства (т.е. позволяют экономить топливо) и содержат невысокое количество загустителя или вообще его не содержат.

 

Почему большое количество загустителя в моторном масле нежелательно для двигателя?

В двигателе множество пар трения, где масло подвергается высоким сдвиговым нагрузкам, в результате которых происходит разрушение загустителя. Это приводит к потере вязкости моторного масла, ухудшению функций смазывания (уменьшение толщины смазывающей пленки), а продукты разрушения загустителя являются потенциальным источником нагаров и лаковых отложений в двигателе.

Масла с большими диапазонами вязкостей ориентированы исключительно на спортивное применение. Они предназначены только для экстремальных условий эксплуатации, в которых наиболее важны высокие вязкостные свойства, а не их стабильность с течением времени.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@kommers, задача от обратного, теперь мы будем пытать тебя. Предположим. ты масленщик с широкой гаммой выпускаемых масел- моторка, индустриальные, гидравлические масла. Понятно, тебе в характеристиках надо указать вязкость масел. Так как масла работают в широком температурном диапазоне, то, наверное, уместно указать несколько ходовых температур, представив потенциальному клиенту полноту картинки. Или указать две вязкости, измеренные при разных температурах и ИВ, по которому можно прикинуть вязкость при другой температуре. Вот какие ты выбрал бы температуры? С учетом того, что моторка работает, в основе, при 100 гр, индустриальные, в основе, 30-80, гидравлические чуток выше температуры окружающей среды. А также принять во внимание тот факт, что методика должна быть универсальной, применительно к максимально широкому диапазону вязкостей (ИВ не считается для очень жидких и очень густых масел). Итак, две температуры в студию! :)

Изменено пользователем tabachka
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

хочется еще раз сказать что кинетическая вязкость (в общем) не является показателем качества, это указывает лиш на физическую величину

 

у меня сложилось впечатление что HTHS ввели для того, чтобы получить показатель, характеризующий динамическую вязкость горячего масла, проще говоря он дает представление о потерях мощности на жидкостное трение и прокачивание масла при работе прогретого мотора на больших частотах.

это довольно часто встречающееся заблуждение - при конструировании двигателя

именно HTHS позволяет определить минимальные обороты(скорость) вала при которой он "всплывает"

 

rp4cz6r4.jpg

 

и соответственно потери на трение при высоких оборотах

 

ygs2idu7.jpg

 

выбирая при этом компромисное решение между потерями на трение и износом

 

hrau9kjr.jpg

 

ну и еще раз на русском - вражеский не все понимают -

 

4zc4boyf.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Господа, очень приятно что многие откликнулись на мой вопрос. С глубоким интересом читаю все сообщения, но мне покоя не дают эти сраные 40 градусов, хочу разобраться, что в этих 40 градусах может быть интересного для анализа, например, или для каких бы то нибыло испытаний? :drinks:

Открыл старые книги и хочу сказать, что моя первоначальная версия про причины определения вязкости при Т 40 и 100, принятая в нашей стране, не совсем точна.

До 1950 г. в СССР была принята для моторных масел вязкость при 50 С ( ВУ50 )

Затем ГОСТ пересмотрели и приняли вязкость 100. А в качестве ИВ приняли отношение значение кинематической вязкости масла при 50 С и 100 С. Но это отношение индексом вязкости не называли. И еще к этому был доп. показатель - температурный коэф-т вязкости ТКВ, вычисляемый по формуле где подставлялись вязкости 0, 50 и 100.

 

В США применяли другой подход к определению ИВ, для его вычисления брали значение вязкости при 210 Ф (98,9 С) и 100 Ф (37,8 С).

Затем, видимо, наши перешли на американскую методику и округлили значения Т до 100 С и 40 С.

100 С как я уже упоминал это усредненная рабочая Т масла в моторе.

Откуда возникла цифра 100 Ф нужно спросить америкосов, возможно у них тоже давным-давно был какой-то стандарт и вязкость определялась сначала при 100 Ф, а спустя годы перешли на определения при 210 Ф. Затем на основе этих двух отметок выработали методику исчисления ИВ, как когда-то поступили и в СССР, приняв вязкость при 50 и 100.

Короче говоря 100 Ф это скорее всего дань традициям, а не температура, вызванная какими-то особенными свойствами масла при такой температуре

Изменено пользователем Lew
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

это довольно часто встречающееся заблуждение - при конструировании двигателя

именно HTHS позволяет определить минимальные обороты(скорость) вала при которой он "всплывает"

Ты как всегда свято веришь в то, что встречаешь в ин. лит-ре, а своей головой думать не хочешь.

HTHS ввели относительно недавно, а гидродинамически расчет подшипников скольжения применяли еще при конструировании паровых машин. При конструировании ДВС используют в расчетах подшипников значение абсолютной вязкости масла (сп)

До того как придумали HTHS этот показатель именовался проще: "High-Shear Viscositi at 150 С" в переводе что то типа "вязкость при интенсивном сдвиге при 150 С"

Изменено пользователем Lew
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Или еще нагляднее, если допустим взять масла 0w-40 и 10w-40, то при 100 С значениие их вязкости будет одинаково, но при Т более 100 С кинематическая вязкость первого станет выше, чем второго, и чем больше Т, тем больше будет разница в вязкости.

Все зависит от рецептуры и допусков, от загустителя. В 10-40 сама база, так сказать погуще, а в 0-40 пожиже + побольше загустителя (и от допуска зависит, какой это будет загуститель). Все зависит от требований, так в мотомаслах 10-40 база идет синтетика с минимум загустителя, тогда как в автомасла 10-40 - это так называемая полусинтетика (функции свои выполняет, но не долгоиграющая :rolleyes: ), в если посмотреть моноградные 40-ки, то никакие 0-40 (в плане сдиговых нагрузок) с ними не сравняться, т.к. просаживаться там нечему.

До того как придумали HTHS этот показатель именовался проще: "High-Shear Viscositi at 150 С" в переводе что то типа "вязкость при интенсивном сдвиге при 150 С"

Даже если так и было, смысл то изменился от того как оно называлось? HTHS - high temperature high shear, т.е. вязкость масла при высокой температуре (т.е. 150°С) и высокой скорости сдвига. По мне так, что ты написал (High-Shear Viscositi at 150 С) и HTHS - это же самое.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
вот так, все просто - чем выше ИВ, тем надежнее защита от износа.

 

Вот я лью OEM SUZUKI 0W-20, с ИВ = 212, стало быть винтажные 40-ки отдыхают по защите от износа :spiteful: ?

Извините, но вы в принципе не правы. Индекс вязкости (Viscosity Index) – это безразмерный показатель, характеризующий зависимость вязкости масла от изменения температуры в градусах Цельсия. Чем больше индекс вязкости, тем меньше изменяется вязкость масла при изменении температуры. Что же касается защиты от износа, то масляная пленка у 0W-20 будет гораздо слабее, чем у обычного минерального 15W-40, а значит и защита от износа тоже. Вот как-то так.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все зависит от рецептуры и допусков, от загустителя. В 10-40 сама база, так сказать погуще, а в 0-40 пожиже + побольше загустителя (и от допуска зависит, какой это будет загуститель).

Тогда как объяснить, что на примере масел Motul у 0W40 вязкость при 100 градусах 13,5, а у 10W-40 при тех же 100 градусах вязкость 15?
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тогда как объяснить, что на примере масел Motul у 0W40 вязкость при 100 градусах 13,5, а у 10W-40 при тех же 100 градусах вязкость 15?

Не совсем корректный вопрос: есть 0-40 с вязкостью 12.7 и даже 14, а есть 10-40 с 13.5.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Даже если так и было, смысл то изменился от того как оно называлось? HTHS - high temperature high shear, т.е. вязкость масла при высокой температуре (т.е. 150°С) и высокой скорости сдвига. По мне так, что ты написал (High-Shear Viscositi at 150 С) и HTHS - это же самое.

Тут суть не в том, как написано, а зачем введен этот показатель, что отражает?

Показатели кинематической вязкости в сСт дают общее представление о прочности масляной пленки при 100 С, т.е. при средней рабочей Т мотора. Ибо считается, что чем больше вязкость масла 100, тем прочнее пленка, причем эта прочность наиболее важна при работе подшипников на малых частотах вращения КВ и больших нагрузках (в дизелях). Для работы поршня это не особо актуально, о чем я говорил ранее.

 

High-Shear Viscositi at 150 С на мой взгляд не дает представления о прочности пленки, т.к. этот показатель определяется при больших частотах вращения КВ, а как известно чем больше относительная скорость разделяемых маслом поверхностей, работающих в режиме жидкостного трения, тем большую нагрузку может воспринимать пленка при ее относительно малой толщине и вязкости образующего её масла. Что мы и наблюдаем в подшипниках современных моторов, где толщина пленки снижается чуть ли не до 0,005 мм и при этом она держит без разрыва огромные нагрузки.

Это дает понимание почему производители не боятся рекомендовать в бензиновые движки легковушек 0-20.

Ибо для надежной работы подшипника важны следующие факторы: частота вращения КВ; Т в подшипнике; его конструкция; вязкость масла100; наличие в масле ПАВ и присадок. Как видите в этом перечне вязкость один из 6-ти факторов, поэтому мое ИМХО: не стоит придавать такое огромное значение вязкости 100, как это делают многие. Но и не нужно начисто отметать этот фактор, во всем нужно соблюдать чувство меры.

Поэтому опять же мое ИМХО: High-Shear Viscositi at 150 С (HTHS) введен для понимания мощности сопротивления, которое окажет то или иное масло при работе движка на высоких оборотах.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...