Jump to content
Моторные масла Novus!
Завод смазочных материалов!
kommers

Индекс вязкости и HTHS - что это такое?

Recommended Posts

Предлагаю разобраться что же такое индекс вязкости.

На повестке. Что такое? от чего зависит? для чего нужен?

Понятно, что это вязкостно-температурная характеристика, и чем более пологая кривая, тем лучше.

Но почему именно при 40 и при 100 градусах определяется? При 100 понятно, рабочая температура и все такое. А 40? это к чему вообше? кому интересна температура в 40 градусов? почему не 60 или 70 что более интересно. или не -45? Просвятите, кто владеет информацией.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Другие ответы в этой теме

@kommers, кроме моторных, ещё много других масел, а вот для их применения 40 гр. может быть актуально (те же редуктора или гидравлика). Почему именно 40... хз, могло быть и 50 и 20, но кому-то больше понравилась цифра 40.

Edited by tabachka

Share this post


Link to post
Share on other sites

Почему именно 40... хз.

вот вот

Share this post


Link to post
Share on other sites
Предлагаю разобраться что же такое индекс вязкости.
Это условный показатель, дающий представление об изменении вязкостных свойств масел в широком температурном диапазоне.

 

Но почему именно при 40 и при 100 градусах определяется?
100 С считается нормальной Т масла в картере типичного автомотора. Поэтому и принята за ориентир.

Откуда -40, в какой стране принята?

По нашим гостам насколько помню для нижней температурной границы принято -18 С.

 

А вобще на пальцах: если имеется несколько брендов масла с одинаковой маркировкой но с разными ИВ, например 5w-40, то при нагреве более 100 С вязкость будет снижаться быстрее у масел с меньшим ИВ.

Или еще нагляднее, если допустим взять масла 0w-40 и 10w-40, то при 100 С значениие их вязкости будет одинаково, но при Т более 100 С кинематическая вязкость первого станет выше, чем второго, и чем больше Т, тем больше будет разница в вязкости.

Такой же результат получится при сравнении, допустим, 0w-20 и 10w-40, при какой-то Т более 100 С их вязкость сравняется, и при дальнейшем увеличении Т вязкость двадцатки уже будет выше, чем сороковки.

Обычно чем больше разница между первой и второй цифрой в маркировке масла, тем выше ИВ

Это как бы обще-упрощенно, не вдаваясь в нюансы

Edited by Lew

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Lew,

100 С считается нормальной Т масла в картере типичного автомотора. Поэтому и принята за ориентир.
Когда эта цифра появилась, это была не типичная Т масла. Возможно, просто круглая цифра, тем не менее, близкая к реальным температурам массовых узлов и механизмов, +- километр, так удобней. И, ещё раз- кроме моторки есть ещё масса других масел, со своим назначением, но у всех них, в общем случае, вязкость измеряется при 40 и 100 гр.
Откуда -40, в какой стране принята?

По нашим гостам насколько помню для нижней температурной границы принято -18 С.

не, знаю, откуда ты взял -40, мы говорим, подразумевая +40. Edited by tabachka

Share this post


Link to post
Share on other sites
Когда эта цифра появилась, это была не типичная Т масла.

 

 

рабочая температура масла двигателя запорожец ЗАЗ-968 965 80-110С, масла М12Г, М8Г М10ГИ

машина на то время довольно массовая ...

Edited by Nordman

Share this post


Link to post
Share on other sites

Воз

можно, просто круглая цифра,
Все круглые цифры в технике взятые для определения показателей физико-химических свойств жидкостей всегда берутся не по принципу "круглости", а как наиболее типичные для эксплуатационных условий, в которых они работают в технике. Т.е. это усредненная рабочая температура

 

не, знаю, откуда ты взял -40, мы говорим, подразумевая +40.
-40 очень часто берут для определения вязкости в тестах масел.

Встречный вопрос: откуда вы взяли +40 для моторных масел?

+40 считается усредненной рабочей Т индустриальных масел, при такой Т определяется их кинем. вязкость по ГОСТ

Edited by Lew

Share this post


Link to post
Share on other sites

Встречный вопрос: откуда вы взяли +40 для моторных масел?

+40 считается усредненной рабочей Т индустриальных масел, при такой Т определяется их кинем. вязкость по ГОСТ

@Lew, мож тебе матчасть поучить,а? А потом уже спорить?Зайди в техдоки ЛЮБЮГО моторного масла, там увидишь вязкость при +100 и (внимание!)+40град, по ним выводится индекс вязкости. При -40 у многих масел вязкость не измерить, ибо их уже ножиком резать можно. Все ясно,какой ты спец по маслам.

Edited by skorp777

Share this post


Link to post
Share on other sites
Все ясно,какой ты спец по маслам.

А я и не утверждаю, что спец по маслам. Я лишь худо-бедно знаю условия работы масел в ДВС, а тонкости их физико-химического состава мне не особо интересны. Из масла фетиш не делаю, и его свойства знаю в общих чертах. Если нужно глубже - есть где посмотреть.

Буду дома полистаю старые книги, м.б. найду разгадку тайны про +40

Могу лишь предположить: если сов. госты предписывали определять вязкость индустриальных масел при +40, значит лаборатории имели оборудование для данного испытания, где масла нагревались точно до 40. А также имелось оборудование позволяющее их нагревать до 100 (возможно одно и тоже оборудование использовалось для двух этих случаев). А поскольку вязкость масел изменяется линейно, то видимо и решили для определения ИВ снимать вязкость моторных маслел при 100 и 40, раз имелось соответствующее обурудование. По разнице в вязкости расчитывался ИВ.

Т.е. 40 приняли еще в мохнатые годы с позиции "так проще", а не по каким-то соображениям характера работы масла в моторе при 40, т.к. 40 С для работы моторного масла температура не типичная и знать какая вязкость будет при такой Т никому не интересно.

ИМХО

Edited by Lew

Share this post


Link to post
Share on other sites
Предлагаю разобраться что же такое индекс вязкости.

здесь да, Lew практически угадал - эти две точки температуры используются для расщета индекса вязкости, так- как вне этого диапазона вязкость масла (относительно температуры) очень нелинейна (normales Maßstab)

 

53crrtr9.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
40 С для работы моторного масла температура не типичная и знать какая вязкость будет при такой Т никому не интересно.
Если известен ИВ? Да. А если нет? :) Потом... типичная или нет, но часть своей жизни мотор работает при подобной температуре. И даже больше- зимой в хорошие морозы, да при коротких поездках (до нескольких км.) на современном моторе масло больше не прогревается.

 

А поскольку вязкость масел изменяется линейно...

Нарисуй по этому графику линейную функцию, любопытно

post-3427-0-62479500-1402488217_thumb.jpg

Edited by tabachka

Share this post


Link to post
Share on other sites

если имеется несколько брендов масла с одинаковой маркировкой но с разными ИВ, например 5w-40, то при нагреве более 100 С вязкость будет снижаться быстрее у масел с меньшим ИВ.

 

 

если допустим взять масла 0w-40 и 10w-40, то при 100 С значениие их вязкости будет одинаково, но при Т более 100 С кинематическая вязкость первого станет выше, чем второго, и чем больше Т, тем больше будет разница в вязкости.

 

Т.е. получается,что нулевка лучше чем 5-40? Тот же мобил 1 с ИВ 180?

 

Вроде тут наоборот всегда советуют по крайней мере на лето выбрать 5-40,а не 0-40. Не логично получается. Летом температура очень часто за 100 уходит.

И нулевка по вашей версии меньше разжижается и лучше защитит.

А у меня в память врезался тезис,что чем больше ИВ (т.е. чем больше загустителя),тем быстрей просядет вязкость при высокой темп-ре :unknw:

Share this post


Link to post
Share on other sites

здесь да, Lew практически угадал - эти две точки температуры используются для расщета индекса вязкости, так- как вне этого диапазона вязкость масла (относительно температуры) очень нелинейна (normales Maßstab)

 

53crrtr9.jpg

Как я понял 40 С берут не потому, что это границы диапазона, а потому, что есть построенная методика расчета при которой для вычисления ИВ берут вязкость 40 и 100, подставляют в формулы - и вперед http://www.norm-load.ru/SNiP/Data1/6/6154/index.htm

А впринципе ничто не мешает взять для расчета, например, вязкости при 0 С и 50 С, или какой-то др. диапазон, и выработать соответствующую методу и в итоге выйти на такой же ИВ, как расчитывается по ГОСТ.

Конечно с определенной долей погрешности.

 

 

Нарисуй по этому графику линейную функцию
Я имел в виду линейность когда масштаб сСт по ординате построен неравными по величине отрезками, и изменение вязкости масел с различными ИВ с изменением температуры (отложенной по абсциссе) представляют собой прямые линии, пересекающиеся в одной точке.

Например, линии отражающие изменения вязкости масел 0w-40 и 10w-40 будут изображены в виде 2-х прямых с точкой пересечения напротив значения 100 С.

Если же по ординате значение вязкости откладывать через равные промежутки, то получатся не прямые, а кривые круто восходящие вверх в левой части графика

Короче гворя наверное слишком туманно выразился

Edited by Lew

Share this post


Link to post
Share on other sites

Т.е. получается,что нулевка лучше чем 5-40? Тот же мобил 1 с ИВ 180?

 

Вроде тут наоборот всегда советуют по крайней мере на лето выбрать 5-40,а не 0-40. Не логично получается.

Я не говорю что это лучше, но могу сказать что если сравнивать 0-40 и 5-40 и 10-40, то теоретически при нагреве более 100 С вязкость будет больше у 0-40, затем идет 5-40 и далее 10-40.

ИВ дает представление как "просядет" вязкость двух масел с одинаковой вязкостью100 при их нагреве более 100 С.

Это теоретически, т.к. всегда может найтись какое-то масло с интересным составом, вязкость кот. при нагреве будет снижаться менее интенсивно несмотря на относительно невысокий ИВ.

Опять же это рассуждения о свежем неработавшем масле, при работе в моторе через н-е кол-во моточасов его свойства могут сильно измениться и как оно поведет себя при нагреве можно лишь гдать.

Точнее при нагреве вязкост будет снижаться, но интенсивность этого снижения будет зависить от изменения в его хим. составе

Edited by Lew

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Lew,

Короче гворя наверное слишком туманно выразился
а я понял тебя буквально, как ты любишь :)
...и как оно поведет себя при нагреве можно лишь гдать...
учитывая, что, в реале, все происходит в динамике, причём на разных скоростях сдвига, то... лучше замять эту тему :) Edited by tabachka

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...