Jump to content
Моторные масла Novus!
Завод смазочных материалов!

Смачиваемость масла (spreading coefficient)


Recommended Posts

Вот многое в данной теме имеет основание быть, я про причины расхода масла при работе ДВС.

Но есть один очень интересный параметр у масел, в частности, это степень смачиваемости поверхности маслом. Производители масел хорошо знают это, но всегда стремятся об этом не говорить, так как потребителю незачем знать этот параметр.

Так вот, степень смачиваемости очень важна для снижения/минимизации расхода масла при работе ДВС именно в паре кольцо-цилиндр и лежит этот показатель в очень узком диапазоне, отклонение как в одну, так и в другую сторону вредно для ДВС, это может вызывать как повышенный износ, так и повышенный расход масла.

При этом надо понимать, что данный параметр напрямую не связан с вязкостью масла, я имею в виду, что масла одной вязкости могут иметь разную степень смачиваемости, это достигается введением в масла, например специальных ПАВ.

Вот поэтому мы и имеет, иногда, на одном и том же ДВС, но с разными марками масел одной вязкости, разный расход, при прочих равных параметрах (испаряемость и т.п.).

 

Link to post
Share on other sites
UnPinned posts
7 часов назад, Golfoman сказал:

Вот многое в данной теме имеет основание быть, я про причины расхода масла при работе ДВС.

Но есть один очень интересный параметр у масел, в частности, это степень смачиваемости поверхности маслом. Производители масел хорошо знают это, но всегда стремятся об этом не говорить, так как потребителю незачем знать этот параметр.

Так вот, степень смачиваемости очень важна для снижения/минимизации расхода масла при работе ДВС именно в паре кольцо-цилиндр и лежит этот показатель в очень узком диапазоне, отклонение как в одну, так и в другую сторону вредно для ДВС, это может вызывать как повышенный износ, так и повышенный расход масла.

При этом надо понимать, что данный параметр напрямую не связан с вязкостью масла, я имею в виду, что масла одной вязкости могут иметь разную степень смачиваемости, это достигается введением в масла, например специальных ПАВ.

Вот поэтому мы и имеет, иногда, на одном и том же ДВС, но с разными марками масел одной вязкости, разный расход, при прочих равных параметрах (испаряемость и т.п.).

 

Так может быть "прилипаемость", разные масла, в разном количестве остаются шапочкой например на головках болтов, что в свою очередь зависит от коэффициента поверхностного натяжения.

Link to post
Share on other sites
Только что, Golfoman сказал:

Aleksszlat Нет, именно смачиваемость.

Поверхностное натяжение это другое.

Смачиваемость - это характеристика поверхности вообще то. (например лист лотоса)...

Link to post
Share on other sites
34 минуты назад, Golfoman сказал:

Нет, именно смачиваемость.

Поверхностное натяжение это другое.

Ну, х.з. ... Может "Смачиваемость" это всем известная Адгезия, но в изложении учебников Сороса? :unknown:

 

Golfoman , а какими взаимодействиями описывается "Смачиваемость" в вашем понимании?

Как бы обычная Адгезия обуславливается Ван-дер-Ваальсовыми, ну или там Полярными ...

Какие стандарты это нормируют? Единицы измерения?

Link to post
Share on other sites

Вы, что друзья, серьезно?

Ну и ну... Смачиваемость измеряется краевым углом или углом смачивания, при этом имеет значение как свойства самой поверхности, так и свойства жидкости.

Ну и кроме адгезии есть еще и когезия :yes:

Не надо упрощать, не все так просто как Вам кажется.

Link to post
Share on other sites

 

21 час назад, Golfoman сказал:

Вы, что друзья, серьезно?

Ну и ну... Смачиваемость измеряется краевым углом или углом смачивания, при этом имеет значение как свойства самой поверхности, так и свойства жидкости.

Ну и кроме адгезии есть еще и когезия :yes:

Не надо упрощать, не все так просто как Вам кажется.

Здесь это не катит.  Всё что можно уже  укрыто, провзаимодействовала с оксидными и другими пленками и какой либо капли не может быть... (на/по ровной поверхности любое масло растечётся ровным слоем) :hi:

Или по твоему какое то встанет шишкой ....

Link to post
Share on other sites

Применительно к ДВС всё же ближе сорбционные процессы: адсорбция, в частности хемосорбция и десорбция или даже когезионный износ.

Link to post
Share on other sites

Есть такое дело, здесь описано

https://www.mdpi.com/2075-4442/6/3/70/htm

Но если честно, когда все масла в мире на одном и том же гидрокрекинге и одних и тех же присадках, по одним и тем же рецептурам, думаю этот параметр как тоже вспенивание или hths. У всех приемлимый, протестированный производителем рецептуры, вот собственно и все... руками не пощупать и не протестировать. Так, поспорить на форумах, да удивить кого нибудь умным словом в беседе. В остальном, будет висеть в воздухе...

 

SAE20 у нас реолог, вот ему и дадим слово. :)

Link to post
Share on other sites

SAE20 Зачем так передергивать...

Вы говорите об поверхностном натяжении, именно оно и указано у Вас в таблице и на графике, да и по размерности это понятно.

А вот смачиваемость поверхности определяется таким понятием как краевой угол и измеряется в градусах.

Вы немного путаетесь, когда говорите об 2коэффициенте растекамости" (spreading coefficient) и потом приводите графики, где черным по белому написано "поверхностное натяжение" (surface tension).

 

Да, конечно, все эти величины взаимосвязаны, но эти взаимосвязь очень сложна и большинство измерений проводится на так называемых "тестовых поверхностях".

Но, кроме как изменить поверхностное натяжение или качество самой поверхности, мы можем еще и изменять полярность жидкости, а так же и увеличить межмолекулярное взаимодействие.

 

И Вы конесно же правы, что практически все производители масел стараются попасть в очень узкий диапазон смачиваемости. Ключевое слово узкий.

И это конечно же согласуется с политикой производителей масел сделать среднестатистический продукт...

 

Но вот, если вспомните, с чего начались наши рассуждения о смачиваемости, то вроде все встает на места.

 

Мы говорили о еще одной и немаловажной причине повышенного/пониженного расхода масла на абсолютно исправном ДВС.

 

Мы же прекрасно знаем, что конструкции ЦПГ различных производителей отличаются, различаются форма поршня, ширина и положение колец, конструкция колец (маслосъемные в основном), а так же сама поверхность или иными словами цилиндр (материал, тип хона, дополнительные покрытия и т.п.).

 

А вот показатель смачиваемости у всех масел практически одинаков, но как Вы правильно указали есть и отклонения в разные стороны.

 

Но диапазон, скажем так подходящей смачиваемости, для конкретного ЦПГ ДВС очень и очень узок и вот попасть в этот диапазон могут не все масла.

 

Под диапазоном я понимаю величину краевого угла, в пределах 3-4 -х градусов. Увеличение угла, будет приводить к повышенному расходу масла, а вот уменьшение угла будет увеличивать износ...

 

и это прекрасно видно как на корейских моторах, так и на некоторых ДВС VW, где подбором масла можно легко снизить его расход.

 

Но всегда остается вопрос, а не увеличим ли мы износ этим;)

 

P.S. Не всегда иностранная научна литература предпочтительней отечественной, тем более в вопросах гидродинамики.

 

Да и смачиваемость поверхности это surface wettability.

Edited by Golfoman
Link to post
Share on other sites
18 минут назад, Golfoman сказал:

SAE20 Зачем так передергивать...

Вы говорите об поверхностном натяжении, именно оно и указано у Вас в таблице и на графике, да и по размерности это понятно.

А вот смачиваемость поверхности определяется таким понятием как краевой угол и измеряется в градусах.

Вы немного путаетесь, когда говорите об 2коэффициенте растекамости" (spreading coefficient) и потом приводите графики, где черным по белому написано "поверхностное натяжение" (surface tension).

 

 

Я ничего не передергивал, вы меня не так читаете.

В вашем утверждении сказано, что surface tension "это другое" от смачивания.

Однако, это не совсем так.

Для понятия смачивает или не смачивает - в индустрии принято, что spreading coefficient должен быть положительным (>0) на определенной тестируемой поверхности (так как энергия зависит от типа поверхности) - а цифра, на которую мы опираемся - это цифра surface tension, а не spreading coefficient.

 

И чем она меньше - тем лучше получается смачивание вообще, в рамках стандартной модели тестирования (и между определенных значений - условно 19-26)

 

Так что смотрим именно surface tension.

 

p.s.

И да - речь только о готовых маслах, в которых есть необходимые вещества, так как очевидно, что для чистой "ароматики"  условно 35 surface tension - это полное смачивание (с запасом по spreading coefficient) , для минералки цифра 35 mN/m surface tension - уже хуже, а для чистой IV группы - может быть совсем плохо.

Edited by SAE20
Link to post
Share on other sites
12 минут назад, SAE20 сказал:

спрашивал меня про когезию и не на шутку напугал меня: если SAE20 "от реологии" сразу ударить в когезию! Хорошо хоть он не спросил про surface tension, а то бы я сразу решил, что за мной следит NSA :-))

Скрытый текст

Если бы я встречал в открытых источниках информацию об исследованиях поверхностного натяжения, то непременно спросил бы. Но увы, ни разу не видел, ну или по крайней мере не отложилось.:pardon: А вот про хемосорбцию и когезию - сколько угодно!

SAE20 ну раз информация закрытая и разглашать Вы её не можете, то могли бы намекнуть? Из нашего (форума) с Вами общения явно прослеживаются три табуированные темы:

1. когезионный износ

2. механизм образования и состав перитектики в кольцах

3. модификаторы вязкости

Исходя из этого, можно ли считать, что на когезионный износ и образование перитектики в наибольшей степени влияет тип применяемого VM?

Link to post
Share on other sites

Интересно. Много раз этот эффект точек-загрязнений и ямки масла вокруг, но не додумывался, что он имеет практическую плоскость. :)

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...