Популярное сообщение Barmaley 3 609 Опубликовано: 1 февраля 2018 Популярное сообщение Поделиться Опубликовано: 1 февраля 2018 (изменено) Восстановление оригинальных требований по охлаждающим жидкостям к советским и российским автомобилям на примере 'Москвича' и соответствие им современных антифризов Тосол у нас 'принято' ассоциировать исключительно со всеми советскими и российскими машинами. Но если в 'Жигулях' уже встречались, например, упоминание с 2000-х годов иностранных антифризов в руководстве по обслуживанию, причём требований к наличию или отсутствию компонентов вроде нитридов-аминов-фосфатов-боратов-силикатов не выдвигалось, то в 'Москвичах' с 80-х годов кроме как 'Тосол' ничего не писали. Но история данного вопроса далеко не прямолинейна и, зачастую, имеет много фактов, которые позволяют как поставить данное утверждение под сомнение, так и определить оптимальные требования, которые бы позволили подобрать адекватные современным требованиям жидкости. Начнём с того, что незамерзающие жидкости у нас имеют давнюю историю (страна-то холодная), поэтому необходимо начать с послевоенного времени, когда существовал вариант 'Антифриза В-2' (55% этиленгликоля и 45% воды, что давало температуру замерзания -40) или как вариант водно-глицерино-спиртовая смесь (60%+10%+30% соответственно, что давало температуру замерзания -18 градусов). Но этиленгликоль довольно агрессивен к металлам и в итоге на смену таким 'рецептурам' пришёл стандарт ГОСТ 159-52, где уже детально прописывались плотность, вязкость и зольность и даже химический состав, в который входили декстрин, динатрифосфат, молибденовокислый натрий. В принципе, стандарт 1952 года - 'Open Source' с открытой рецептурой, которую можно воспроизвести при наличии компонентов, что называется 'на столе'. Это, как бы мы выразились сейчас, простой 'фосфатник'. Следует отметить, что в этом мы близки основной массе тех же японских антифризов внутреннего рынка с невысокой ценой, простым составом и сроком службы до 40 000 км. Да, там есть LLC-SLLC OEM продукция, но основная масса продукции - такие антифризы, особенностью которых является отсутствие привязки к требованиям местных автопроизводителей. А если для сравнения посмотреть литературу по обслуживанию 'Москвичей' 1950-х...1960-х годов, то там есть только упоминание использования антифризов по данному ГОСТу в холодное время года, хотя речи о том, что нельзя использовать этот продукт летом нет. А ещё в справочниках тех лет много внимания уделяется фильтрации и умягчению воды. Отдельно продолжают существовать смеси этиленгликоля, воды и спирта, но их применение в тех же 'Москвичах' со 2-й половины 1950-х ЗАПРЕЩЕНО. Тем не менее, следует отметить, что простота изготовления данного типа охлаждающей жидкости приводит в современных условиях к тому, что появляется возможность выброса на рынок большого числа продуктов с разными рецептурами, причём зачастую не совместимыми между собой. Дело в том, что антифриз не просто жидкость для переноса тепла от рубашки охлаждения к радиатору. Современная антикоррозионная защита подразумевает собой электрохимические процессы с 'катодами' и 'анодами' в роли которых выступают внутренняя поверхность системы охлаждения и непосредственно жидкость, причём в разных продуктах используется разный механизм взаимодействия, поэтому и существуют запреты на смешивания разных антифризов. Да и заранее скажу, что единой системы цветовой маркировки этих продуктов в мире нет, а число используемых цветов в антифризах невелико и у каждого производителя свой набор соответствия цвета и 'химии', причём даже при выпуске официального клона расцветка не наследуется. Мало того - в ситуации , когда надо 'долить' по причине выкипания добавлять стоит даже не антифриз, а дистиллированную воду, поскольку именно она и 'уходит'. Ну а в случае 'пролива', вызванного разрывом патрубков или повреждением радиатора стоит уже добавлять антифриз, который используется. Ситуацию с 'доливом' описывают в справочниках начиная с 1950-х годов, когда по-факту кроме антифриза по ГОСТ 159-52 и некоторых суррогатных химсоставов со спиртом (причём с открытой рецептурой) ничего и не могло быть, но почему-то этот вопрос постоянно всплывает на автофорумах. Но вернёмся к основной теме данной статьи. Ситуация изменяется с начала 1970-х годов, а именно с 'пришествием' ВАЗа. В справочниках начинают публиковаться данные по антифризам нового поколения - Тосолам. Причём они не привязываются непосредственно к той или иной марке машин, а выступают наравне с продукцией по ГОСТу 159-52. В то же время отличаются тем, что в данных о составе, стоят пропуски. Мало того - вводится понятие 'пакет присадок', причём отдельно 'противовспенивающей' и отдельно 'антикоррозионный', чего не было раньше. Но эти странности не ограничиваются. По итогам раскопок в подшивке 'Автомобильной промышленности' данных об испытаниях 'промежуточных вариантов тосолов' нет, но есть, скажем данные по экспериментальным пробегам по Туркмении с использованием антифриза 'М40' (1972, № 12, с.5) и к тому же в справочниках 'антифриз' и 'тосол' существуют параллельно, вплоть до 80-х годов, причём даже в руководствах по эксплуатации 'Москвичей'. В итоге автору данной статьи удалось, не без некоторой помощи, выкупить исходный текст 'ТУ 6-02-619-70', на который часто ссылались в справочниках по автомобильным материалам. Данное ТУ не публиковали, ограничиваясь только выборочными сведениями в различной литературе. Непосредственно в тексте обращает на себя внимание следующий момент: декларировалось право на дополнительное проведение проверки автозаводом на соответствие 'нормали ВАЗ-ФИАТ 55523/1'. Отдельно отмечу, что в данном случае под 'нормалями' подразумевались иностранные стандарты материалов 'имплантированные' в нашу систему ГОСТов в связи с началом производства автомобиля 'Жигули'. Фактически же, речь может идти о том, что под видом ТУ может выступать OEM антифриз Fiat или пакеты присадок от иностранных производителей (суперконцентраты). Этим можно объяснить все вышесказанные 'странности' с сокрытием данных, причём речь идёт не только об общедоступных справочниках, но и о специализированных монографиях (Бурков В.В. Эксплуатация автомобильных радиаторов, М.'Транспорт', 1975). В итоге можно говорить о том, что т.н. 'Тосол' не является 'аутентичным' продуктом для советских машин, за исключением ВАЗ и его 'привязка' с 80-х годов и до настоящего времени носит конъюнктурный характер, усугубившийся нежеланием проводить самостоятельные исследования работы охлаждающих жидкостей в своей продукции и выработки как требований, так и системы сертификации соответствия им. Относительно продукции ВАЗ, отмечу, что по причине отсутствия доступа к тексту вышеописанной 'нормали', сделать формулировку требований не представляется возможным на нынешнем этапе исследований. Возможно, она изменялась, как исходные требования FIAT, возможно осталась неизменной.Это выходит за рамки данного исследования. Но вопрос остаётся открытым. В принципе, можно до окончательной 'отрисовки' требований ВАЗ использовать имеющуюся базу по АЗЛК (ссылка внизу статьи), тем более что в будущем оба массива данных в ней будут взаимно пересекаться и действительно несовместимых с двигателями 'Жигулей' продуктов там НЕТ, Возвращаясь к основной теме, можно говорить о том, что имело место принудительное насаждение 'Тосола', как единственно верной охлаждающей жидскости для автомобилей производства СССР в ущерб отечественным разработкам, которые существовали в то время. Например, в вышеописанной монографии Буркова В.В. приводятся данные по 'Полиэтиленлоксановой жидкости № 1'. Определённую роль сыграло в этом и массовое производство 'Жигулей' и 'Камазов'. Возможно, изначально преследовались благие цели вроде 'подхлёстывания' развития отечественных технологии, тем более что в это время наблюдался в некоторой степени застой. Так, например в 'Москвичах' не было даже расширительных бачков для антифриза, поскольку система была незамкнутой и излишек мог спокойно слиться на дорогу при увеличении давления через клапан крышки радиатора. Причём, судя по статьям в 'Автомобильной промышленности', касающихся экспериментальных разработок радиаторов в 'Москвичи' ('Новые радиаторы для автомобиля Москвич' . Автомобильная промышленность,1967 № 7, с.16 ) направления работы велись только в области дизайна радиатора, но не теплоносителя. Подобному анализу такого рода подвергались также и иностранные модели автомобилей, в частности 'Форд Таунус 12М' ('Исследование радиаторов для легковых автомобилей', 'Автомобильная промышленность' 1967 г. № 5, с. 20). В дальнейшем ситуацию усугубил и ГОСТ 28084-89, по факту калька с ASTM D 3306 и BS 6580, который привёл к тому, что рынок оказался завален откровенно опасными для систем охлаждения продуктами. Здесь следует указать, что на Западе и у нас несколько разное понимание того, что принято называть 'стандартом'. Если там описан антифриз 'в общем и целом', а автопроизводитель из этого выбирает безопасный для своей продукции диапазон значений параметров и набор компонентов, то у нас, если возвращаться к ГОСТу 1952 года, требования автопроизводителей и есть ГОСТ. В итоге имеет смысл вернуться к изначально сформулированным требованиям к антифризам советских автомобилей, тем более что в том же АЗЛК набор сплавов деталей системы охлаждения не изменялся с 1950-х годов. Это - АЛ7, АЛ9, СЧ 24-44. Финальная формулировка звучит одинаково, что для АЗЛК, что для ЗИЛ, что для МАЗ : 'Низкощелочная жидкость с Ph 7,5-8,5 [содержащая фосфаты]'. По поводу [содержащая фосфаты] отдельно отмечу, что это требование факультативно, поскольку даже близкие по схеме использования японские антифризы имеют силикатно-фосфатные позиции (Nutec). Другое дело, что сейчас существует понятие, как 'конвейерная' заливка на весь срок гарантии, которая может составлять до 250 000 км. пробега и там может использоваться антифриз с большим сроком службы, а дальше производитель ответственности не несёт, вплоть до того, что надо специальные 'заглушки' извлекать из стенки блока цилиндров двигателя, иначе сливается только небольшой процент. Ну и есть 'aftermarket' из жидкостей попроще с меньшим сроком использования. Но здесь всё зависит от конкретного производителя или модели. В чугунных блоках 'Москвичей' , например, 425-й серии (402-407-403) 'заглушки' в блоке тоже есть, но они служат для предотвращения разрыва при замерзании воды, а краники для слива находятся и внизу рубашки охлаждения и внизу радиатора. И относительно срока действия антифриза, поскольку официально такую информацию предоставляет автопроизводитель, совместно с рекомендациями, а в даннном случае о этим не занимался, необходимо обращаться непосредственно к описанию продукта на упаковке или на сайте производителя. А если задаться вопросом о том, какие компоненты в антифризе приемлемы для использования в продукции МЗМА-АЗЛК, то исходя из современной ситуации допустимо и даже желательно использование как HOAT (Hybrid Organic Acid Technology) - гибридной смеси неорганики и органики, так и 'чистой' органики (OAT), органики с фосфатами (P-OAT) или с силикатами (S-OAT). Речь идёт о вариантах нормы, поскольку развитие технологий продолжается и новые технологии способны выполнять необходимые задачи по теплоотводу и защите от коррозии и дольше по времени и эффективнее. Мало того, ни 'европейская' схема с антифризами долговременного использования, ни рассматриваемая в данной статье ранее 'азиатская' с продуктами, которые имеют период использования до 40 000 км. пробега (Esper, TCL) не являются монолитными. Так, есть целый набор европейских антифризов (Paraflu, Prisma), на небольшие пробеги и в тоже время есть азиатские вроде 'TCL LLC', 'Mitasu', которые расчитаны на 3-5 лет. Совместимы с требованиями на советские автомобили и OEM-продукты вроде Honda Type-2, Toyota (LLC и SLLC), Subaru, а также поставляемые на конвейеры 'CoolStream A-110' и 'CoolStream NRC'. Полная версия базы доступна по ссылке. Тем не менее, по причине длительного использования воды и некачественных антифризов в системе охлаждения, особенно на дне 'рубашки' вокруг цилиндров может скопиться большое число накипи, а стенки могут быть покрыты ржавчиной. В итоге перед использованием качественного антифриза в автомобиле необходимо проводить серьёзную промывку и удаление окислов и прочих отложений. Также имеет смысл добавить и расширительный бачок , если он не предусмотрен конструкцией. Ну и в качестве заключения хочу отметить, что технология применяемого антифриза не зависит от возраста машины и ограничена только конструктивными требованиями автопроизводителя, и пожелать читателям думать головой и читать документацию, а не довольствоваться пересказами чьих-то домыслов и фантазий.Barmaley Продолжение статьи Изменено 5 февраля 2018 пользователем ModeratorSigma 19 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 10 апреля 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 10 апреля 2020 (изменено) Антифризы 1910-х годов. Водно-спиртово-глицериновая смесь. Грибов И.В. Современный автомобиль. Устройство, работа, управление, уход. - , 1917. http://gpntb.dlibrary.org/ru/nodes/4940-gribov-i-v-sovremennyy-avtomobil-ustroystvo-rabota-upravlenie-uhod-1917#mode/inspect/page/1/zoom/4 Интересна детализация возможных проблем из-за использования спиртов. И сведения о промывке. Скрытый текст Геллер А. Постройка автомобиля и его двигателя для жидкого горючего. - Петроград, 1918 г Книга переводная. Так что можно ивдеть, что в Европе была такая же ситуация. http://gpntb.dlibrary.org/ru/nodes/5225-geller-a-postroyka-avtomobilya-i-ego-dvigatelya-dlya-zhidkogo-goryuchego-petrograd-1918-g#mode/inspect/page/1/zoom/4 Скрытый текст Кстати, очень хорошее предисловие. Ну и в книге масса доступных и понятных формул. Изменено 10 апреля 2020 пользователем Barmaley Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 13 апреля 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 13 апреля 2020 В общем, в доказательство моего поста про антфириз Prestone на рынке СССР. Попал, естсетвенно, по Ленд-Лизу, поскольку был официальным антифризоим армии США с конца 20-х как минимум. Итак, буклет 1928 года Скрытый текст И постеры 1944 года Скрытый текст Кстати, во время войны для экономии металла выпускали антифриз в стеклянных бутылях. Скрытый текст Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 16 апреля 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 16 апреля 2020 (изменено) Напишу подробнее про эпоху спиртовых антифризов. Данное явление не было характерно только для наших краёв, хотя по причине откровенного упадка разработок в начале 1960-х затянулось официально до середины 70-х годов (кто не верит - могу выложить скан справочника механика за авторством Рунца). Ну а в наше мутное время, начиная с 90-х годов - снова вылезли на рынок в виде всякой шняги. Спиртовые смеси были весьма распространены и в такой автомобильно развитой стране как США в 20-е..50-е годы. Естественно, по причине того, что хватало автомобилей, где использовались двигатели с рабочей температурой около 85 градусов и с довольно низкой по нынешним временам степенью сжатия. Итак, примеры продуктов (фото упаковок взял с ebay). Упоминание спирта - выделил. Eastern states Скрытый текст Goodyear Gas Line Скрытый текст GULF COLDFLO Скрытый текст Heet Gas Line Скрытый текст KoldPruf Скрытый текст Mac's Thermo Aid Скрытый текст Monarch Petrol-Aid Gas Line Скрытый текст Safety от Pure Oil Company Скрытый текст Super Frigidtest Скрытый текст Super Thermo (на основе ЭТИЛОВОГО СПИРТА). Скрытый текст Union-76 Скрытый текст ZeroPruf Скрытый текст Изменено 17 апреля 2020 пользователем Barmaley Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 17 апреля 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 17 апреля 2020 (изменено) Следующим шагом, который шёл параллельно с развитием двигателей, да и автохимии в целом - стал переход на этиленгликолевые ('Etylene glycol base')продукты круглогодичного использования. Шли под обозначением 'Permanent' - постоянный. Пример подобных в США. У нас это направление в отечественной автохимии в 1960-е годы про..ли. Фактически отечественный продукт даже в 80-е годы был представлен 'сезонной схемой', которая должна отмереть в 1960-е годы. 'Тосол' является банальной 'заплатой' из заимствованного продукта. Frigidtest Скрытый текст FARMERS UNION CO-OP Вообще интересный вариант - объединение фермеров заказало себе антифриз. Напоминает происходившее в 1970-х годах в Северном Казахстане (отношения Павлодарского завода и Машинно Тракторных Станций). Скрытый текст Firestone Frigitone Скрытый текст G.E.M. Скрытый текст GM (General Motors ) Итак, с 'постоянной' схемой появляются и OEM-решения. Допусков ещё нет. Скрытый текст Thermidor Скрытый текст Trizone Скрытый текст Unico Permanent Скрытый текст Изменено 17 апреля 2020 пользователем Barmaley Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 17 апреля 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 17 апреля 2020 И напоследок. Про изменения в языке, которые отражают реальность. При сезонной схеме использования антифриза (спиртовую или этиленгликолевую жижу заливали только на зиму) зимний вариант называли непосредственно 'антифризом', а летний 'coolant' (охладителем). Сейчас эти 2 слова - синонимы, но ранее не были. В нашем языке по причине имплантации 'Paraflu 11' под названием 'Тосол' понятия 'антифриз' и отечественный клон описанный выше, долгое время обозначали разные вещи, поскольку до 80-х годов включительно существовал выпуск жиж под сезонную схему. Некоторые клоуны и сейчас меня хотят 'типо проверить', понимаю ли отличия. Как пример того, как слова для определения разных жиж стали синонимами привожу примеры существовавших продуктов (объединивших antifreeze и coolant). Atlas Perma-Guard Скрытый текст DuPont N 7 Скрытый текст DuPont Zerex Скрытый текст Perma Fill Скрытый текст Quaker State Скрытый текст WEATHER SET от DOW Скрытый текст Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 17 апреля 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 17 апреля 2020 В общем, касательно рынка антифризов в СССР в 1980-е годы. Готовая 'литрушка'. Скрытый текст Привет с покойного 'Капролактама' Взял здесь https://www.avito.ru/nizhniy_novgorod/kollektsionirovanie/antifriz_sssr_lena_1990g._ozh_40_1761785743?slocation=621540 Сам ТУ на эту продукцию выкладывал раньше https://www.oil-club.ru/forum/topic/32331-esli-v-trebovaniyah-napisano-tosol/?do=findComment&comment=1209086 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 9 июня 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 9 июня 2020 Ну и немного истории. Памятка по эксплуатации автотранспорта зимой. 1944 год. 'Антифризов' нет, хотя по другим документам они были. Иными словами 'бомжвариант'. Скрытый текст Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 17 июня 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 17 июня 2020 Получен ответ из центрального архива научно-технической документации Скрытый текст Придётся поднимать архивы Горьковской области и Казахстана... Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 3 августа 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 3 августа 2020 В общем, очередное доказательство того, что антифризы вовсю использовались в 1940 годы, хотя и по 'сезонной' схеме. Инструкция по подготовке и работе автомобилей в осенне-зимних условиях. Для служебного пользования Ленинград Авт.Упр.Волховского фронта 1943г. 48с Скрытый текст Это к вопросу о том, что 'до тосола ничего не было'. Ссылка на сообщение
Paulson 8 402 Опубликовано: 4 августа 2020 Поделиться Опубликовано: 4 августа 2020 17 часов назад, Barmaley сказал: В общем, очередное доказательство того, что антифризы вовсю использовались в 1940 годы, хотя и по 'сезонной' схеме. Инструкция по подготовке и работе автомобилей в осенне-зимних условиях. Для служебного пользования Ленинград Авт.Упр.Волховского фронта 1943г. 48с Скрыть содержимое Это к вопросу о том, что 'до тосола ничего не было'. Barmaley под спойлером пусто - что читать-смотреть? Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 4 августа 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 4 августа 2020 Paulson у меня нормально открывается. 3 фотки. Если в браузере глюки - могу на почту скинуть. Ссылка на сообщение
Paulson 8 402 Опубликовано: 4 августа 2020 Поделиться Опубликовано: 4 августа 2020 Barmaley спасибо - извиняюсь, Интернет глючит, страница неполностью загружается - посмотрел в смартфоне Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 16 октября 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 16 октября 2020 (изменено) Итак, ВНЕЗАПНО всплыли ещё интересные факты. Заполучил книжку 1946 года, а в ней, к сожалению без указания ГОСТов или ТУ упоминания ещё об одном отечественном антифризе (не 'химконструкторе' из спирта-воды-глицерина) и не ГОСТ 159-41. А о жиже на основе лактана натрия. Это антифриз 'ЛН'. Автор Иларий Леонидович Крузе. 'Запуск автомобильных двигателей зимой'. 1946 г. Отсканю и выложу,а то своей же истории не знаем. Его же книжку 1960 года 'Автомобиль зимой' тоже выкупил. Также упоминается и использование Glysantin'а в немецкой армии. Скрытый текст Изменено 16 октября 2020 пользователем Barmaley Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 18 октября 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 18 октября 2020 (изменено) Книжка 1960 года этого же автора с кратким обзором ситуации на рынке (вытеснение 'химкострукторов' этиленгликолевыми жижами, хоть и на сезонной основе). Разбрано применение этиленгликолевых жиж и создание смесей с нужной температурой застывания. И.Л.Крузе. Автомобиль зимой. М., 1960. Практическое пособие для автолюбителя. Скрытый текст Банально, но на начало 1960-х годов у нас шли НОРМАЛЬНЫЕ процессы. Вопрос, когда НАЧАЛСЯ КРИЗИС? Изменено 18 октября 2020 пользователем Barmaley 1 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 18 октября 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 18 октября 2020 (изменено) Антифризы 1950-х в военном справочнике того времени: Инструкция по эксплуатации автомобилей, гусеничных тягачей и тракторов зимой., Москва, 1956 г. ДСП. Скрытый текст Изменено 18 октября 2020 пользователем Barmaley Ссылка на сообщение
Рекомендованные сообщения
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас