Популярное сообщение Barmaley 3 555 Опубликовано: 1 февраля 2018 Популярное сообщение Поделиться Опубликовано: 1 февраля 2018 (изменено) Восстановление оригинальных требований по охлаждающим жидкостям к советским и российским автомобилям на примере 'Москвича' и соответствие им современных антифризов Тосол у нас 'принято' ассоциировать исключительно со всеми советскими и российскими машинами. Но если в 'Жигулях' уже встречались, например, упоминание с 2000-х годов иностранных антифризов в руководстве по обслуживанию, причём требований к наличию или отсутствию компонентов вроде нитридов-аминов-фосфатов-боратов-силикатов не выдвигалось, то в 'Москвичах' с 80-х годов кроме как 'Тосол' ничего не писали. Но история данного вопроса далеко не прямолинейна и, зачастую, имеет много фактов, которые позволяют как поставить данное утверждение под сомнение, так и определить оптимальные требования, которые бы позволили подобрать адекватные современным требованиям жидкости. Начнём с того, что незамерзающие жидкости у нас имеют давнюю историю (страна-то холодная), поэтому необходимо начать с послевоенного времени, когда существовал вариант 'Антифриза В-2' (55% этиленгликоля и 45% воды, что давало температуру замерзания -40) или как вариант водно-глицерино-спиртовая смесь (60%+10%+30% соответственно, что давало температуру замерзания -18 градусов). Но этиленгликоль довольно агрессивен к металлам и в итоге на смену таким 'рецептурам' пришёл стандарт ГОСТ 159-52, где уже детально прописывались плотность, вязкость и зольность и даже химический состав, в который входили декстрин, динатрифосфат, молибденовокислый натрий. В принципе, стандарт 1952 года - 'Open Source' с открытой рецептурой, которую можно воспроизвести при наличии компонентов, что называется 'на столе'. Это, как бы мы выразились сейчас, простой 'фосфатник'. Следует отметить, что в этом мы близки основной массе тех же японских антифризов внутреннего рынка с невысокой ценой, простым составом и сроком службы до 40 000 км. Да, там есть LLC-SLLC OEM продукция, но основная масса продукции - такие антифризы, особенностью которых является отсутствие привязки к требованиям местных автопроизводителей. А если для сравнения посмотреть литературу по обслуживанию 'Москвичей' 1950-х...1960-х годов, то там есть только упоминание использования антифризов по данному ГОСТу в холодное время года, хотя речи о том, что нельзя использовать этот продукт летом нет. А ещё в справочниках тех лет много внимания уделяется фильтрации и умягчению воды. Отдельно продолжают существовать смеси этиленгликоля, воды и спирта, но их применение в тех же 'Москвичах' со 2-й половины 1950-х ЗАПРЕЩЕНО. Тем не менее, следует отметить, что простота изготовления данного типа охлаждающей жидкости приводит в современных условиях к тому, что появляется возможность выброса на рынок большого числа продуктов с разными рецептурами, причём зачастую не совместимыми между собой. Дело в том, что антифриз не просто жидкость для переноса тепла от рубашки охлаждения к радиатору. Современная антикоррозионная защита подразумевает собой электрохимические процессы с 'катодами' и 'анодами' в роли которых выступают внутренняя поверхность системы охлаждения и непосредственно жидкость, причём в разных продуктах используется разный механизм взаимодействия, поэтому и существуют запреты на смешивания разных антифризов. Да и заранее скажу, что единой системы цветовой маркировки этих продуктов в мире нет, а число используемых цветов в антифризах невелико и у каждого производителя свой набор соответствия цвета и 'химии', причём даже при выпуске официального клона расцветка не наследуется. Мало того - в ситуации , когда надо 'долить' по причине выкипания добавлять стоит даже не антифриз, а дистиллированную воду, поскольку именно она и 'уходит'. Ну а в случае 'пролива', вызванного разрывом патрубков или повреждением радиатора стоит уже добавлять антифриз, который используется. Ситуацию с 'доливом' описывают в справочниках начиная с 1950-х годов, когда по-факту кроме антифриза по ГОСТ 159-52 и некоторых суррогатных химсоставов со спиртом (причём с открытой рецептурой) ничего и не могло быть, но почему-то этот вопрос постоянно всплывает на автофорумах. Но вернёмся к основной теме данной статьи. Ситуация изменяется с начала 1970-х годов, а именно с 'пришествием' ВАЗа. В справочниках начинают публиковаться данные по антифризам нового поколения - Тосолам. Причём они не привязываются непосредственно к той или иной марке машин, а выступают наравне с продукцией по ГОСТу 159-52. В то же время отличаются тем, что в данных о составе, стоят пропуски. Мало того - вводится понятие 'пакет присадок', причём отдельно 'противовспенивающей' и отдельно 'антикоррозионный', чего не было раньше. Но эти странности не ограничиваются. По итогам раскопок в подшивке 'Автомобильной промышленности' данных об испытаниях 'промежуточных вариантов тосолов' нет, но есть, скажем данные по экспериментальным пробегам по Туркмении с использованием антифриза 'М40' (1972, № 12, с.5) и к тому же в справочниках 'антифриз' и 'тосол' существуют параллельно, вплоть до 80-х годов, причём даже в руководствах по эксплуатации 'Москвичей'. В итоге автору данной статьи удалось, не без некоторой помощи, выкупить исходный текст 'ТУ 6-02-619-70', на который часто ссылались в справочниках по автомобильным материалам. Данное ТУ не публиковали, ограничиваясь только выборочными сведениями в различной литературе. Непосредственно в тексте обращает на себя внимание следующий момент: декларировалось право на дополнительное проведение проверки автозаводом на соответствие 'нормали ВАЗ-ФИАТ 55523/1'. Отдельно отмечу, что в данном случае под 'нормалями' подразумевались иностранные стандарты материалов 'имплантированные' в нашу систему ГОСТов в связи с началом производства автомобиля 'Жигули'. Фактически же, речь может идти о том, что под видом ТУ может выступать OEM антифриз Fiat или пакеты присадок от иностранных производителей (суперконцентраты). Этим можно объяснить все вышесказанные 'странности' с сокрытием данных, причём речь идёт не только об общедоступных справочниках, но и о специализированных монографиях (Бурков В.В. Эксплуатация автомобильных радиаторов, М.'Транспорт', 1975). В итоге можно говорить о том, что т.н. 'Тосол' не является 'аутентичным' продуктом для советских машин, за исключением ВАЗ и его 'привязка' с 80-х годов и до настоящего времени носит конъюнктурный характер, усугубившийся нежеланием проводить самостоятельные исследования работы охлаждающих жидкостей в своей продукции и выработки как требований, так и системы сертификации соответствия им. Относительно продукции ВАЗ, отмечу, что по причине отсутствия доступа к тексту вышеописанной 'нормали', сделать формулировку требований не представляется возможным на нынешнем этапе исследований. Возможно, она изменялась, как исходные требования FIAT, возможно осталась неизменной.Это выходит за рамки данного исследования. Но вопрос остаётся открытым. В принципе, можно до окончательной 'отрисовки' требований ВАЗ использовать имеющуюся базу по АЗЛК (ссылка внизу статьи), тем более что в будущем оба массива данных в ней будут взаимно пересекаться и действительно несовместимых с двигателями 'Жигулей' продуктов там НЕТ, Возвращаясь к основной теме, можно говорить о том, что имело место принудительное насаждение 'Тосола', как единственно верной охлаждающей жидскости для автомобилей производства СССР в ущерб отечественным разработкам, которые существовали в то время. Например, в вышеописанной монографии Буркова В.В. приводятся данные по 'Полиэтиленлоксановой жидкости № 1'. Определённую роль сыграло в этом и массовое производство 'Жигулей' и 'Камазов'. Возможно, изначально преследовались благие цели вроде 'подхлёстывания' развития отечественных технологии, тем более что в это время наблюдался в некоторой степени застой. Так, например в 'Москвичах' не было даже расширительных бачков для антифриза, поскольку система была незамкнутой и излишек мог спокойно слиться на дорогу при увеличении давления через клапан крышки радиатора. Причём, судя по статьям в 'Автомобильной промышленности', касающихся экспериментальных разработок радиаторов в 'Москвичи' ('Новые радиаторы для автомобиля Москвич' . Автомобильная промышленность,1967 № 7, с.16 ) направления работы велись только в области дизайна радиатора, но не теплоносителя. Подобному анализу такого рода подвергались также и иностранные модели автомобилей, в частности 'Форд Таунус 12М' ('Исследование радиаторов для легковых автомобилей', 'Автомобильная промышленность' 1967 г. № 5, с. 20). В дальнейшем ситуацию усугубил и ГОСТ 28084-89, по факту калька с ASTM D 3306 и BS 6580, который привёл к тому, что рынок оказался завален откровенно опасными для систем охлаждения продуктами. Здесь следует указать, что на Западе и у нас несколько разное понимание того, что принято называть 'стандартом'. Если там описан антифриз 'в общем и целом', а автопроизводитель из этого выбирает безопасный для своей продукции диапазон значений параметров и набор компонентов, то у нас, если возвращаться к ГОСТу 1952 года, требования автопроизводителей и есть ГОСТ. В итоге имеет смысл вернуться к изначально сформулированным требованиям к антифризам советских автомобилей, тем более что в том же АЗЛК набор сплавов деталей системы охлаждения не изменялся с 1950-х годов. Это - АЛ7, АЛ9, СЧ 24-44. Финальная формулировка звучит одинаково, что для АЗЛК, что для ЗИЛ, что для МАЗ : 'Низкощелочная жидкость с Ph 7,5-8,5 [содержащая фосфаты]'. По поводу [содержащая фосфаты] отдельно отмечу, что это требование факультативно, поскольку даже близкие по схеме использования японские антифризы имеют силикатно-фосфатные позиции (Nutec). Другое дело, что сейчас существует понятие, как 'конвейерная' заливка на весь срок гарантии, которая может составлять до 250 000 км. пробега и там может использоваться антифриз с большим сроком службы, а дальше производитель ответственности не несёт, вплоть до того, что надо специальные 'заглушки' извлекать из стенки блока цилиндров двигателя, иначе сливается только небольшой процент. Ну и есть 'aftermarket' из жидкостей попроще с меньшим сроком использования. Но здесь всё зависит от конкретного производителя или модели. В чугунных блоках 'Москвичей' , например, 425-й серии (402-407-403) 'заглушки' в блоке тоже есть, но они служат для предотвращения разрыва при замерзании воды, а краники для слива находятся и внизу рубашки охлаждения и внизу радиатора. И относительно срока действия антифриза, поскольку официально такую информацию предоставляет автопроизводитель, совместно с рекомендациями, а в даннном случае о этим не занимался, необходимо обращаться непосредственно к описанию продукта на упаковке или на сайте производителя. А если задаться вопросом о том, какие компоненты в антифризе приемлемы для использования в продукции МЗМА-АЗЛК, то исходя из современной ситуации допустимо и даже желательно использование как HOAT (Hybrid Organic Acid Technology) - гибридной смеси неорганики и органики, так и 'чистой' органики (OAT), органики с фосфатами (P-OAT) или с силикатами (S-OAT). Речь идёт о вариантах нормы, поскольку развитие технологий продолжается и новые технологии способны выполнять необходимые задачи по теплоотводу и защите от коррозии и дольше по времени и эффективнее. Мало того, ни 'европейская' схема с антифризами долговременного использования, ни рассматриваемая в данной статье ранее 'азиатская' с продуктами, которые имеют период использования до 40 000 км. пробега (Esper, TCL) не являются монолитными. Так, есть целый набор европейских антифризов (Paraflu, Prisma), на небольшие пробеги и в тоже время есть азиатские вроде 'TCL LLC', 'Mitasu', которые расчитаны на 3-5 лет. Совместимы с требованиями на советские автомобили и OEM-продукты вроде Honda Type-2, Toyota (LLC и SLLC), Subaru, а также поставляемые на конвейеры 'CoolStream A-110' и 'CoolStream NRC'. Полная версия базы доступна по ссылке. Тем не менее, по причине длительного использования воды и некачественных антифризов в системе охлаждения, особенно на дне 'рубашки' вокруг цилиндров может скопиться большое число накипи, а стенки могут быть покрыты ржавчиной. В итоге перед использованием качественного антифриза в автомобиле необходимо проводить серьёзную промывку и удаление окислов и прочих отложений. Также имеет смысл добавить и расширительный бачок , если он не предусмотрен конструкцией. Ну и в качестве заключения хочу отметить, что технология применяемого антифриза не зависит от возраста машины и ограничена только конструктивными требованиями автопроизводителя, и пожелать читателям думать головой и читать документацию, а не довольствоваться пересказами чьих-то домыслов и фантазий.Barmaley Продолжение статьи Изменено 5 февраля 2018 пользователем ModeratorSigma 19 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Дюпелёк 14 244 Опубликовано: 4 апреля 2021 Поделиться Опубликовано: 4 апреля 2021 блин Barmaley ты так то лютый тип в своей теме 0 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Barmaley 3 555 Опубликовано: 4 апреля 2021 Автор Поделиться Опубликовано: 4 апреля 2021 Дюпелёк Железной рукой приведём человечество к счастью! 1 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Barmaley 3 555 Опубликовано: 4 апреля 2021 Автор Поделиться Опубликовано: 4 апреля 2021 (изменено) Итак, заполучил книгу, которую можно назвать в общем-то ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ в плане охвата материала по зимней эксплуатации автомобилей и военных машин на конец 1950-х годов. Выкладываю главу по антифризам. О ней писал ранее https://www.oil-club.ru/forum/topic/32331-esli-v-trebovaniyah-napisano-tosol/?do=findComment&comment=1830664 В.Г.Карпенко. Зимняя эксплуатация колёсных и гусеничных машин. Москва, 1959 год. Издательство министерства обороны СССР. Скрытый текст ) Антифризы считаются важным элементом, но по причине отсутствия низкотемпературногустеющих масел без дополнительного обогрева системы от них мало толка. 2) Разобраны варианты химконструкторов на базе спиртов (метилового, этилового) и глицерина а также солей (хлористого магния , хлористого кальция). 3) Упомянуто распространение гликолевых жиж во время войны 4) Расписано, что выкипает в гликолевых антифризах вода, а в спиртовых-спирт с водой. 5) Разобрано применение гидрометра для проверки температуры замерзания и плотности антифриза Книга будет отсканена и вложена на форуме. В списке задач на выкуп и публикацию скана. https://www.oil-club.ru/forum/topic/32331-esli-v-trebovaniyah-napisano-tosol/?do=findComment&comment=1794184 Изменено 4 апреля 2021 пользователем Barmaley 0 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Barmaley 3 555 Опубликовано: 8 июня 2021 Автор Поделиться Опубликовано: 8 июня 2021 (изменено) Ещё к вопросу о разрушении сознания в 1980-е годы, корнях нынешнего бардака и т.д. Выкупил за 3 белрубля (87 российских) Справочник водителя автомобиля 1980 г. Авторы А.А.Милушкин и В.А.Черняйкин. 1) Переписали материал про воду для охлаждения, что было актуально для периода до 1960-х 2) В справочник перенесли бред из школьных учебников о том, что 'Тосол' только для ВАЗ и Камаз. 3) Легализовали использование спиртосмесей, как замену антифриза (запрещены с середины 1950-х) 4) Сам справочник является 2-м изданием (первое 1967 год). Короче говоря, ребята 'подхалтурили' на волне 'неудавшейся модернизации', разбавив старый материал времён хрущёвского кризиса, поганью 1970-х. Говно нации во всей красе. Врать за пайку их профессия. Изменено 8 июня 2021 пользователем Barmaley 0 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Barmaley 3 555 Опубликовано: 9 июня 2021 Автор Поделиться Опубликовано: 9 июня 2021 (изменено) Как выяснилось, справочник Мотовилина (выпускался с 1970 до 1989 года) имел предшественника, хотя и оформленного как учебник. Это к вопросу о том, что корни перехода от справочников автомеханика 'библейского типа' к системе профильных книг ведут в конец 50-х годов. С.М.Шварц, П.П.Леман Автомобильные эксплуатационные материалы и шины., М., 1958 год. Кстати, ЛУЧШИЙ справочник автомеханика за всю историю СССР был издан в 1959 году. А публикую здесь по причине весьма адекватного для своего времени раздела по охлаждающим жидкостям. Изменено 9 июня 2021 пользователем Barmaley 0 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Barmaley 3 555 Опубликовано: 9 августа 2021 Автор Поделиться Опубликовано: 9 августа 2021 Выкупил. Оцифрую и выложу в соответствующей теме, как заполучу. ПЕРВАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КНИГА ПО ОХЛАЖДАЮЩИМ ЖИДКОСТЯМ. Тарасенков Д.Н. Охлаждающие жидкости для авиационных двигателей. М. Военно воздушная Академия РККА. 1934г. 57с. Скрытый текст 0 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Barmaley 3 555 Опубликовано: 26 октября 2021 Автор Поделиться Опубликовано: 26 октября 2021 (изменено) Пример АДЕКВАТНОГО раздела по системе охлаждения и антифризам из книжки 1934 года, по которой, наверное, учился ещё мой дед в Гомельском техникуме. Учебник техминимума шофёра 1934 года Изменено 26 октября 2021 пользователем Barmaley 0 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Barmaley 3 555 Опубликовано: 27 ноября 2021 Автор Поделиться Опубликовано: 27 ноября 2021 На замену всяким 'тосолам'. Проверенный в лаборатории на сплавах отечественного автопрома 1950-х..1990-х антифриз https://www.oil-club.ru/forum/topic/56001-seiken-antifriz-zelenyj-52s/ 0 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Barmaley 3 555 Опубликовано: 16 марта 2022 Автор Поделиться Опубликовано: 16 марта 2022 Второй современный антифриз, проверенный на материалах отечественных машин. https://www.oil-club.ru/forum/topic/47180-tcl-power-coolant-40-krasnyj-svezhee/?do=findComment&comment=2200739 0 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
lexandro401 354 Опубликовано: 26 апреля 2022 Поделиться Опубликовано: 26 апреля 2022 (изменено) Третий антифриз, УСПЕШНО проверенный на сплавах отечественных машин. Недавно выведен японцами на рынок И уже проверен на сплавах АЗЛК Изменено 27 апреля 2022 пользователем lexandro401 0 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Barmaley 3 555 Опубликовано: 1 июля 2022 Автор Поделиться Опубликовано: 1 июля 2022 (изменено) Итак, выкладываю материалы по антифризам из ЛУЧШЕЙ, наверное, книжки, изданной в СССР в 1940-е годы с обобщением военного опыта и без хрущёвско-брежневской цензуры. По некоторым причинам данные сканы могла быть выложены ещё 3 месяца назад. В.Г.Карпенко. Эксплоатация танков и автомобилей в зимних условиях. 1947 г. В отечественном обороте присутствовали и этиленгликоль из США, и упоминаемый ранее Prestone оттуда же. А ещё Zerex и... антифриз из Англии. Изменено 1 июля 2022 пользователем Barmaley 0 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Barmaley 3 555 Опубликовано: 1 июля 2022 Автор Поделиться Опубликовано: 1 июля 2022 А ещё в этой книге ЧЕСТНО написали про НЕБОЕВЫЕ ПОТЕРИ в связи с производственным браком каталитических подогревателей, в результате чего бронетехника превращалась для экипажа в Gaswagen, а попросту говоря в 'душегубку'. Ну и про то, что после спиртовых антифризов частенько случались случаи употребления гликолевых. Со смертельными исходами. Вот и приходилось быть бдительными. Кстати, спирт-динатурат был в штатном наборе материалов для обслуживания тяжёлой техники. Последствия можете себе представить. Всё вышесказанное было в ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ, СВОБОДНО ПРОДАВАЛОСЬ (цена 4 рубля на момент выпуска) и не было изготовлено организацией или лицом, являющимся по нынешним законам иностранным агентом. Это ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ Министерства Вооружённых сил ССР. Всё, что надо знать об уровне цензуры во времена 'Дикого сталинизма'. 1 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Barmaley 3 555 Опубликовано: 1 июля 2022 Автор Поделиться Опубликовано: 1 июля 2022 (изменено) 4 года назад поднял вопрос https://www.oil-club.ru/forum/topic/32331-esli-v-trebovaniyah-napisano-tosol/?do=findComment&comment=1204148 Цитата В качестве антифриза рекомендовались этиленгликолевые антифризы. Значит, был некоторый выбор? В итоге нашёлся ответ США поставляли по Лендлизу этиленгликоль и концентраты антифризов, англичане - пакет присадок. После войны это попало на рынок и использовалось в гражданских машинах. Проблема в том, что в 1950-е годы уже всё упоминание про это исчезло. Стали так развивать 'патриотизм', что даже историю переписали. Конечно, страна большая и должен быть и свой рынок, и свои разработчики с производителями и т.д. Конечно, в условиях разного автопрома это может привести к 'сферическому JDM' или 'сферическому USDM', когда есть свои спеификации, адекватные продукты, вот только историю забывать нельзя. Изменено 1 июля 2022 пользователем Barmaley 0 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Barmaley 3 555 Опубликовано: 4 июля 2022 Автор Поделиться Опубликовано: 4 июля 2022 (изменено) Месяц назад на свалке одного минского ГСК нашёл вот это. ОЖ 'Лена', оказывается производилось в Могилёве в 1992 году на заводе 'Химволокно'. Уровень текста оцените сами. По поводу смешиваемости - весьма спорно. По поводу химсостава- ничего. Хорошо, что хоть срок годности указали, как и время работы в системе охлаждения. Кстати, наверняка были одни дизайнеры тары: Изменено 4 июля 2022 пользователем Barmaley 1 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
знаток 3 610 Опубликовано: 4 июля 2022 Поделиться Опубликовано: 4 июля 2022 Barmaley Скрытый текст Прекращай по свалкам шляться. 0 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.