Jump to content
Autobacs - моторное масло для любых дорог!
Моторные масла Kixx!
Завод смазочных материалов!
sashasanya

ZP - Zinc Dialkyl Phosphate (цинк диалкил фосфат)

Recommended Posts

Давайте поговорим о современном пакете противоизноски ZP(Zinc Dialkyl Phosphate) взамен ZDDP(zinc dialkyldithiophosphate). Поделимся материалом, порассуждаем... Фосфор/цинк, я так понял, в  пакете ZP держится в районе 500/600ppm

Share this post


Link to post
Share on other sites
Синтетические моторные масла TCL - продли жизнь двигателю!

Другие ответы в этой теме

У меня если честно пробел в этой теме :) Есть что почитать? выкладывайте, будем вместе разбирать :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кратко:

Недавние исследования  показали, что использование цинк-ортофосфатного порошка представляет интересную альтернативу противоизносным органическим  добавкам. Этот материал свободен от серы и очень близок по составу к основной части ZDDP.

Преимущество растворимости в базовом масле благодаря группе алкилов в молекуле.

Предполагается, что использование фосфатной добавки цинка (ZP) облегчит образование защитной пленки  на основе фосфатного основания даже при низкой температуре и низкой концентрации, поскольку это позволяет избежать вредного индукционного периода.

Термическое разложение, которое необходимое для активации молекулы ZDDP через продукты деградации, не является необходимым. Добавка ZP - уже окончательный защитный материал, который непосредственно вводится в пятно контакта.

 

Тестовые образцы - 1. базовое масло 3 группы + zddp 800ppm .  2. базовое масло 3 группы + zp 800ppm (без содержания серы!)

 

Трибологические испытания проводились при температурах 25 и 100  градусов цельсия. При 25 преимущество имеет ZP пакет, и в этих условиях куда более выраженная разница при использовании бедного пакета (200ppm). При 100 градусах уже лидирует ZDDP.

Вот как работает сера:   в случае более тяжелых условий смазки (экстремальное давление) защитный слой не мог оставаться в контакте, и между металлом железа и серой протекает иная трибохимическая реакция. В контакте образуются сульфиды металлов. Эта  реакция объясняет возможности экстремального давления молекулы ZDDP.

 

Что касается экстремальных условий давления, активности ZP не ожидается, так как в молекуле отсутствует сера. EP испытаний ZP пакета не проводились.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В химии не силен) вопрос, можно ли как то по анализу определить зддп или зп? кроме косвенного количества ппм

Share this post


Link to post
Share on other sites

В химии не силен) вопрос, можно ли как то по анализу определить зддп или зп? кроме косвенного количества ппм

По содержанию серы. Я бы за ZP не гнался.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Серы будет меньше, но насколько? Но чистый ZP, насколько я понимаю не используется, т. к. при 100 градусах недостаточная защита.

В товарных маслах сейчас ZP используется?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Eneos Sustina 0w20 тот что из США, на банке прям ришут ZP. На форуме есть анализ американского Amtecol 5w30. Там фосфор /цинк 500/600 - ZP это? Не известно, не понятно

Edited by sashasanya

Share this post


Link to post
Share on other sites

http://www.patentsencyclopedia.com/app/20130005625

Я правильно понял что по ссылке про диалкил монотиофосфат цинка, в котором меньше серы, он снижает трение, а по защите от износа не хуже ZDDP? Про него кто что знает?

JX Nippon Oil & Energy Corporation это же Eneos? Может в Sustina как раз диалкил монотиофосфат?

Share this post


Link to post
Share on other sites

JX Nippon Oil & Energy Corporation наверное использовали ZP. Но в патенте отмечают, что не смотря на отсутствие серы, защита на ZP недостаточная. А диалкил монотиофосфат самое то

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если нет серы то эти масла с ZP должны дольше срабатываться и держать щелочное число в теории. Наверное в будущем будет комбинирование ZP и ZDDP что бы невилировать минусы друг друга.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Получается Eneos в Sustina уже давно ZP использует. Интересно там ZDDP есть?

Кто-нибудь ещё кроме Eneos использует ZP? Или по крайней мере рекламирует?

Может мало серы в современных маслах этом в том числе и из-за использования ZP или диалкилмонотиофосфата, а мы не знали?

Мало цинка-фосфора-серы в Amtecol, Elf Solaris,

Но пакет там не такой, как в Sustina. Анализ Sustina:http://www.toyotanation.com/forum/8-general-discussion/404687-new-eneos-sustina-5w-30-voa.html

Основное различие в боре и кальции.

P.S. A в BlackStone Laboratories сера измеряется? Я не увидел.

Edited by SiOG

Share this post


Link to post
Share on other sites

http://global.eneos.com/oil/high-quality-oil/sustina.html

Здесь пишут, что серы меньше на 70%, следовательно, не чистое ZP, но и не диалкилмонотиофосфата (на нем больше чем на 50% серу не снизить).

Получается какая-то комбинация из ZP, ZDDP, диалкилмонотиофосфата (может его ZDMP обозвать?). И не раз упоминается про эксклюзивную запатентованную технологию.

Share this post


Link to post
Share on other sites

я думаю обычный там пакет присадок ZDDP пока. Сера вообще должна упасть сильно тогда. Представь было 0.200 стало 0.060 - мы это должны увидеть как ни как :) 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Заключение из длинной статьи о сравнении ZDDP и ZP:

 

https://translate.google.ru/#en/ru/Conclusion%0AThe%20comparison%20of%20ZP%20anti-wear%20performance%20with%20ZDDP%0Aallows%20us%20to%20conclude%20that%0A%E2%80%93%20although%20the%20anti-wear%20ef%EF%AC%81ciency%20of%20these%20two%20molecules%20is%20found%20at%20100%20mm%2Fs%20of%20sliding%20speed%20and%20100%20%EE%80%83C%2C%0AZDDP%20exhibits%20a%20slightly%20better%20anti-wear%20behaviour%0Athan%20ZP%20at%20this%20temperature.%20For%20both%20additives%2C%0Atribo%EF%AC%81lms%20are%20mainly%20made%20of%20zinc%20and%20iron%20phosphate.%0A%E2%80%93%20at%20room%20temperature%20and%2025%20mm%2Fs%20of%20sliding%20speed%2C%20ZP%0Ais%20a%20better%20anti-wear%20additive%0A%E2%80%93%20at%20room%20temperature%20and%2025%20mm%2Fs%20of%20sliding%20speed%2C%20ZP%0Ais%20able%20to%20protect%20steel%20surfaces%20from%20wear%20even%20at%0A200%20ppm%20of%20phosphorus.%20In%20these%20conditions%2C%20ZDDP%20is%0Anot%20so%20active.%0ATaking%20into%20account%20all%20these%20data%2C%20we%20show%20that%20ZP%20is%0Aan%20interesting%20anti-wear%20additive%20for%20the%20lubrication%20of%0AInternal%20Combustion%20Engines%20at%20ambient%20temperature%2C%0Awhich%20is%20the%20characteristic%20of%20cold%20engine%20start.%20In%20steady-%0Astate%20conditions%2C%20ZDDP%20molecule%20is%20more%20ef%EF%AC%81cient%20than%20ZP.%0AThe%20combination%20of%20both%20additives%20(keeping%20a%20small%20amount%0Aof%20P)%20is%20a%20good%20option%20to%20optimise%20the%20anti-wear%20capabilities%0Aof%20engine%20lubricants.%20The%20ef%EF%AC%81ciency%20of%20these%20additives%20in%0Athe%20EP%20regime%20was%20not%20studied.%20However%2C%20the%20loss%20of%0Aextreme%20pressure%20properties%20and%20antioxidant%20properties%20with%20%0AZP%20molecule%20is%20expected%20and%20requires%20the%20addition%20of%20other%0Amolecules%20in%20the%20lubricant%20completely%20formulated%0A%0AResearch%20paper%20(PDF)%3A%20Zinc%20Dialkyl%20Phosphate%20(ZP)%20as%20an%20Anti-Wear%20Additive%3A%20Comparison%20with%20ZDDP.%20Available%20from%3A%20https%3A%2F%2Fwww.researchgate.net%2Fpublication%2F227076645_Zinc_Dialkyl_Phosphate_ZP_as_an_Anti-Wear_Additive_Comparison_with_ZDDP%20%5Baccessed%20Apr%2010%2C%202017%5D.

 

Сама статья:

https://www.researchgate.net/publication/227076645_Zinc_Dialkyl_Phosphate_ZP_as_an_Anti-Wear_Additive_Comparison_with_ZDDP

 

В общем, ZP как перспективная присадка, но не конкурент ZDDP.

Edited by Tods

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×