Перейти к публикации

Дисперсанты (Dispersants)


Рекомендованные сообщения

Другие ответы в этой теме

@StylerЯ бы видел, что @Nonconfo заинтересован в диспергаторах, так часто делал некоторые выводы по этому вопросу. Может быть, @Nonconfo мог бы подробнее рассказать об этом. Кстати, этот вопрос является частью большой темы диффузии и растворимости в целом. Однако я не уверен, что возможно исследовать такую большую тему за один раз. Так что вот о диспергаторах. И, возможно, вы бы могли увидеть, как они работают на реальных видеопримерах:

 

 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 минут назад, Niccolum сказал:

Продукты окисления и разложения топлива и смазочного материала, такие как сажа, смола, лак  и углерод, обладают низкой растворимостью в смазочном материале /углеводороде/ и имеют тенденцию к осаждению на поверхностях. Эта тенденция осаждения обусловлена размером частиц. Мелкие частицы склонны оставаться в масле, в то время как крупные частицы имеют склонность к осаждению. Следовательно, частицы смолы и сажи, являющиеся основными компонентами образования отложений, должны увеличивать свой размер путем агломерации перед осаждением. Рост происходит из-за полярных взаимодействий, таких как в случае молекул смолы, или из-за адсорбированных полярных примесей, таких как вода, кислород, присадки, как в случае частиц сажи. Частицы сажи могут также захватываться клейкой смолой. Диспергенты мешают агломерации, ассоциируясь с отдельными частицами смолы и сажи /других примесей/. Частицы, ассоциированные с молекулами диспергента, не могут сливаться из-за стерических или электростатических факторов. Диспергенты состоят из полярной группы, обычно на основе кислорода или азота, и большой неполярной группы. Полярная группа ассоциируется с полярными частицами, а неполярная группа удерживает такие частицы в суспензии в основном смазочном материале.
Таким образом, диспергенты контролируют накопление осадков и лаков, предотвращая образование крупных агрегатных структур, которые могут привести к образованию геля и кусков, и подавляют их фазовое разделение от масла на поверхностях двигателя.


Диспергенты имеют гораздо больший молекулярный вес, примерно в 4–15 раз больше, чем органическая часть детергента. Это позволяет диспергентам более эффективно выполнять функции удерживания в суспензии и очистки, чем детергенты.

Молекула среднего диспергента состоит из трех отдельных структурных элементов: углеводородной группы, полярной группы и соединительной группы или связи. Углеводородная группа имеет полимерную природу, и в зависимости от ее молекулярного веса диспергенты могут быть классифицированы на полимерные диспергенты и диспергирующие полимеры /polymeric dispersants and dispersant polymers/.

 

Процесс разработки диспергентов для контроля осадков/лаков и ингибирования образования отложений при низких и высоких температурах обычно начинается с выбора полимерного хвоста, который отвечает за поддержание растворимости в масле. Самый распространенный полимер, используемый для этой цели, - полиизобутилен /PIB/, который получается путем катионной полимеризации потока рефинерии С4 для образования полимерного хвоста с олефиновой группой на конце молекулы. Олефиновая концевая группа позволяет прикрепить полиаминовую или полиоловую головку для образования диспергента. Для облегчения этого процесса сначала ПИБ прикрепляется к соединительной группе, которая затем реагирует с желаемой полярной группой. В промышленности используются два типа соединительных химических соединений: малеация и алкилирование фенола, которые приводят к диспергентам на основе сукцинимида и Маниха, соответственно.
Однако эти традиционные диспергенты на основе сукцинимида и Маниха, предназначенные для контроля осадков/лаков и ингибирования образования отложений при высоких температурах, не так эффективны в поддержании реологического контроля в сильно загрязненных средах. Это связано с тем, что высокоароматическая поверхность частицы загрязнения иногда может требовать ароматического диспергента для эффективной связи и дисперсии.

Из Рудника про присадки? Интересная книжка) 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
15 minutes ago, kit72 said:

Из Рудника про присадки? Интересная книжка) 

В данном случае присутствует смешение источников, включая тот, о котором вы, возможно, упомянете, так как это часто становится предметом вопросов. Так что в основном описании или кратком изложении это абстрактно. Просто, чтобы пояснить основное, поскольку некоторые могут подумать, что легко найти любую работу диспергатора в УОА - однако из предоставленного абстракта/краткого изложения должно стать понятно, что найти какую-либо работу диспергатора в УОА невозможно, но очень важная роль диспергатора неотъемлема, несмотря на то, что мы не можем найти ее в УОА. Однако следует отметить, что диспергатор имеет спорные моменты, которые, при чрезмерном использовании, могут иметь негативные последствия.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
13 minutes ago, Nonconfo said:

Вы весьма наблюдательны! "И весьма коварный!" © (Не пытайтесь понять, это аллюзия на фанфик Евгения Онегина, там слишком сложный русский язык, но я не смог удержаться)))

Да, я пожалуй могу сойти за модель новоприбывшего ) Когда я сюда пришел полтора года назад, я всего лишь искал замену рекомендованному маслу. И в первую очередь искал вязкость по j300. А дальше этап развития стандартный, скорее всего: знакомство с HTHS, с динамической вязкостью. Далее, никак от этого не отделаться, не знаю, задумывал ли такой эффект @torcon, но он есть - щелочное. Даниил его на первый план выводит неизменно. После аутентичности допусков, но те непреходящие. Просто существуют. А щелочь самое важное после. Ну она вышла на первый план. Но, углубившись, пришло понимание, что это, в целом, вторичный параметр. Как и вязкость, которая главное чтобы не низкая. От того я перестал понимать идеологически правильные А3/В4 в условиях РФ 10-х годов. Ну не Африка же, в конце концов. А вот далее уже приходит понимание, насколько важны дисперсанты (или диспергенты, так даже правильнее, наверное). Был момент, когда я считал их наиболее важным компонентом масла. И сейчас считаю их из присадок самыми важными. В смысле, если отказываться от всего, то от них отказался бы в последнюю очередь. Хотелось побольше )) И АСЕА серии С начали казаться очень умными. Но через какое-то время пришло понимание, что опасности в них много. Не надо их много. И не делают они масла лонг-лайфами. Ничто не делает масла лонг-лайфами. Нет их. Весь лонг это производное от условий эксплуатации, топлива и двигателя. Масло глубоко вторично. Хоть и странно это писать на форуме про масла.

Я рад, что вы поддерживаете тему дисперсантов, один из немногих. Так как это важнейший компонент. И разделяю ваше к нему настороженное отношение. Второе самое важное свойство масла, на самом деле.

Я писал тут большой пост про истинные растворы и суспензии. Возможно вы видели. Возможно его стоит продублировать в эту важнейшую и многообещающую тему.

В настоящий день зафиксированы интересные совпадения, которые я только что обнаружил на форуме. Это действительно впечатляет! Несмотря на мою ограниченную способность воспринимать русский язык на слух, очевидно, что данное видео полностью посвящено диспергентам и наглядной демонстрации их работы. Однако следует отметить, что у видео есть довольно необычное название.
Roast, Part 1: The Disparity Between Bargain Bin Oils and Premium Picks /
Мне неясно, какова конкретная суть этого и почему данное название ассоциируется с работой диспергента, однако, безусловно, видео демонстрирует их функционирование./

 

https://www.youtube.com/watch?v=k4pKnpqOXpo

Изменено пользователем Niccolum
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
32 минуты назад, Nonconfo сказал:

И АСЕА серии С начали казаться очень умными. Но через какое-то время пришло понимание, что опасности в них много. Не надо их много.

Воот, и вероятно с этим связано то что в среднем в ACEA C5 меньше дисперсантов чем в С3. А какой собственно вред от них? Я так понимаю что в ACEA при разработке стандартов C5, C6 и близких к им допусков OEM поняли, что с диспергаторами они переборщили и в современных маслах их стало значительно меньше. При этом все на форуме в восторге от того, насколько хорошо ходят длинные интервалы (350 и больше моточасов) масла VW 508 - не хуже чем 504.

@Аргентум и SAE20 тоже ведь не спроста говорят что того что есть в ILSAC - достаточно. Правда под теми ILSAC подразумевается что-то типа Castrol Edge Supercar A, а не S-Oil за 2000.

Изменено пользователем Styler
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, Nonconfo сказал:

Хоть и странно это писать на форуме про масла

Как ни странно - нет)))

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, Niccolum сказал:

Мне неясно, какова конкретная суть этого и почему данное название ассоциируется с работой диспергента, однако, безусловно, видео демонстрирует их функционирование./

Там будет несколько материалов, начали вот с этого, а дальше собстаенно ближе к 'прожарке' как таковой будет.

И да, видео вышло наглядное.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 hours ago, BECHA said:

меня тоже впечатлило, что

 

нашли ролик, который автор опубликовал пратически одновременно с постом! вот это совпадение!

Наверняка вы неправильно поняли, о какой совпадении я говорил. Так что тема, которую я затронул, не появилась просто так. Эта тема обсуждалась в контексте ранее поднятых вопросов @Styler и масла Aeroshell с @Nonconfo. И, кажется, и вы сами задавали вопросы раньше.
Я создал тему, и через несколько часов появилось видео в теме Polymerium, демонстрирующее работу диспергаторов. Я увидел это видео и быстро промотал его.
Я никоим образом не связан с авторами видео, и не думаю, что выпуск видео, который состоялся через несколько часов после открытия мной темы, имеет отношение к этому. Это просто удивительное совпадение. Странное, но совпадение. Или вы думаете иначе? Тогда предложите свою версию этого странного события. Я создал тему несколько часов до публикации этого видео о диспергаторах на YouTube.
 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
18 hours ago, Styler said:

Воот, и вероятно с этим связано то что в среднем в ACEA C5 меньше дисперсантов чем в С3. А какой собственно вред от них? Я так понимаю что в ACEA при разработке стандартов C5, C6 и близких к им допусков OEM поняли, что с диспергаторами они переборщили и в современных маслах их стало значительно меньше. При этом все на форуме в восторге от того, насколько хорошо ходят длинные интервалы (350 и больше моточасов) масла VW 508 - не хуже чем 504.

@Аргентум и SAE20 тоже ведь не спроста говорят что того что есть в ILSAC - достаточно. Правда под теми ILSAC подразумевается что-то типа Castrol Edge Supercar A, а не S-Oil за 2000.

Наиболее распространены диспергенты, содержащие сукцинимидные группы, что обусловливает необходимость осуществления поиска аналогичных диспергентов при помощи методики спектроскопии инфракрасного излучения с преобразованием Фурье в диапазоне волн 1705/07 см^(-1). Однако встречаются и другие разновидности диспергентов, хотя их частота появления ниже, как, например, в случае с продуктами Aeroshell.

Таким образом, не все масла, содержащие диспергенты, демонстрируют пик в указанном диапазоне частот инфракрасного излучения. Стоит также отметить, что определение именно диспергентов с сукцинимидными группами необходимо проводить строго. Их избыточное применение нецелесообразно, так как это может привести к увеличению количества полимерных хвостов, что отражено в общем описании данной области.

Таким образом, количество диспергентов не является панацеей. Здесь важен баланс между диспергентов, детергентом и растворяющей способностью основных масел.

Изменено пользователем Niccolum
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 minutes ago, Дюпелёк said:

Где то я уже это читал))) повторение мать учения:Cherna-facepalm:

Корректно, это было обсуждено на предыдущих страницах данной дискуссии, где я упомянул, что это смешение источников. Один из них - компания Infineum, на которую сайт я предоставил ссылку ранее. Вторым источником была упомянута @kit72 -
Lubricant Additives: Chemistry and Applications, Third Edition
Edited by
Leslie R. Rudnick
Designed Materials LLC, Scottsdale, Arizona
2017
 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Niccolum сказал:

через несколько часов появилось видео в теме Polymerium, демонстрирующее работу диспергаторов. Я увидел это видео и быстро промотал его.

Настолько ли явно как в видео, будут проявляться преимущества прорекламированного масла,  при работе двигателя в реальных условиях.

 

Может ли быть другой результат при более высоких температурах ?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
19 minutes ago, знаток said:

Настолько ли явно как в видео, будут проявляться преимущества прорекламированного масла,  при работе двигателя в реальных условиях.

 

Может ли быть другой результат при более высоких температурах ?

Диспергент и процесс диспергирования играют ключевую роль в обеспечении качества и однородности суспензии или коллоидного раствора. Следует подчеркнуть, что диспергент не может полностью заменить растворимость, поскольку растворимость остается важным фактором. В то же время визуальное восприятие, вызванное просмотром видеозаписей, иногда может создать ложное впечатление, будто полностью диспергированная суспензия, 'раздробленная на мельчайшие частицы', считается полностью растворенной, и что диспергент всегда действует именно так. Однако это представление далеко не идеально. Кроме того, следует учитывать, что сам диспергент, как дополнительный добавка в избыток, может стать источником загрязнения.
Извините за пренебрежительное отношение к материалу. Я был поражен тем, что видео появилось так скоро после создания мной этой темы, и поэтому мой анализ был поверхностным. Относительно того, могло ли это быть рекламой, я бы хотел обратить внимание на то, что диспергенты, как правило, действенны и прекрасно справляются с определенными видами загрязнений. В самом начале темы я привел ссылки на два видео, которые также демонстрируют этот факт. Особенно хорошо себя показывают диспергенты с сукцинимидным соединением при оптимальной дозировке. Их действие при повышении температуры существует. Важно помнить, однако, что это вещество не решает всех проблем, несмотря на свою значимость и эффективность.

Результаты могли бы незначительно отличаться из-за изменений температуры. Однако более значительные вариации могут быть обусловлены воздействием на различные виды загрязнений и сажи.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
On 3/28/2024 at 11:34 PM, Nonconfo said:

Был момент, когда я считал их наиболее важным компонентом масла. И сейчас считаю их из присадок самыми важными. В смысле, если отказываться от всего, то от них отказался бы в последнюю очередь.

Я бы в последнюю очередь отказался от ZDDP и Детергентов. Почему? Потому что они многофункциональны. 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...