Jump to content

Дисперсанты (Dispersants)


Recommended Posts

UnPinned posts

@StylerЯ бы видел, что @Nonconfo заинтересован в диспергаторах, так часто делал некоторые выводы по этому вопросу. Может быть, @Nonconfo мог бы подробнее рассказать об этом. Кстати, этот вопрос является частью большой темы диффузии и растворимости в целом. Однако я не уверен, что возможно исследовать такую большую тему за один раз. Так что вот о диспергаторах. И, возможно, вы бы могли увидеть, как они работают на реальных видеопримерах:

 

 

Link to post
Share on other sites
8 минут назад, Niccolum сказал:

Продукты окисления и разложения топлива и смазочного материала, такие как сажа, смола, лак  и углерод, обладают низкой растворимостью в смазочном материале /углеводороде/ и имеют тенденцию к осаждению на поверхностях. Эта тенденция осаждения обусловлена размером частиц. Мелкие частицы склонны оставаться в масле, в то время как крупные частицы имеют склонность к осаждению. Следовательно, частицы смолы и сажи, являющиеся основными компонентами образования отложений, должны увеличивать свой размер путем агломерации перед осаждением. Рост происходит из-за полярных взаимодействий, таких как в случае молекул смолы, или из-за адсорбированных полярных примесей, таких как вода, кислород, присадки, как в случае частиц сажи. Частицы сажи могут также захватываться клейкой смолой. Диспергенты мешают агломерации, ассоциируясь с отдельными частицами смолы и сажи /других примесей/. Частицы, ассоциированные с молекулами диспергента, не могут сливаться из-за стерических или электростатических факторов. Диспергенты состоят из полярной группы, обычно на основе кислорода или азота, и большой неполярной группы. Полярная группа ассоциируется с полярными частицами, а неполярная группа удерживает такие частицы в суспензии в основном смазочном материале.
Таким образом, диспергенты контролируют накопление осадков и лаков, предотвращая образование крупных агрегатных структур, которые могут привести к образованию геля и кусков, и подавляют их фазовое разделение от масла на поверхностях двигателя.


Диспергенты имеют гораздо больший молекулярный вес, примерно в 4–15 раз больше, чем органическая часть детергента. Это позволяет диспергентам более эффективно выполнять функции удерживания в суспензии и очистки, чем детергенты.

Молекула среднего диспергента состоит из трех отдельных структурных элементов: углеводородной группы, полярной группы и соединительной группы или связи. Углеводородная группа имеет полимерную природу, и в зависимости от ее молекулярного веса диспергенты могут быть классифицированы на полимерные диспергенты и диспергирующие полимеры /polymeric dispersants and dispersant polymers/.

 

Процесс разработки диспергентов для контроля осадков/лаков и ингибирования образования отложений при низких и высоких температурах обычно начинается с выбора полимерного хвоста, который отвечает за поддержание растворимости в масле. Самый распространенный полимер, используемый для этой цели, - полиизобутилен /PIB/, который получается путем катионной полимеризации потока рефинерии С4 для образования полимерного хвоста с олефиновой группой на конце молекулы. Олефиновая концевая группа позволяет прикрепить полиаминовую или полиоловую головку для образования диспергента. Для облегчения этого процесса сначала ПИБ прикрепляется к соединительной группе, которая затем реагирует с желаемой полярной группой. В промышленности используются два типа соединительных химических соединений: малеация и алкилирование фенола, которые приводят к диспергентам на основе сукцинимида и Маниха, соответственно.
Однако эти традиционные диспергенты на основе сукцинимида и Маниха, предназначенные для контроля осадков/лаков и ингибирования образования отложений при высоких температурах, не так эффективны в поддержании реологического контроля в сильно загрязненных средах. Это связано с тем, что высокоароматическая поверхность частицы загрязнения иногда может требовать ароматического диспергента для эффективной связи и дисперсии.

Из Рудника про присадки? Интересная книжка) 

Link to post
Share on other sites
15 minutes ago, kit72 said:

Из Рудника про присадки? Интересная книжка) 

В данном случае присутствует смешение источников, включая тот, о котором вы, возможно, упомянете, так как это часто становится предметом вопросов. Так что в основном описании или кратком изложении это абстрактно. Просто, чтобы пояснить основное, поскольку некоторые могут подумать, что легко найти любую работу диспергатора в УОА - однако из предоставленного абстракта/краткого изложения должно стать понятно, что найти какую-либо работу диспергатора в УОА невозможно, но очень важная роль диспергатора неотъемлема, несмотря на то, что мы не можем найти ее в УОА. Однако следует отметить, что диспергатор имеет спорные моменты, которые, при чрезмерном использовании, могут иметь негативные последствия.

Link to post
Share on other sites
Posted (edited)
13 minutes ago, Nonconfo said:

Вы весьма наблюдательны! "И весьма коварный!" © (Не пытайтесь понять, это аллюзия на фанфик Евгения Онегина, там слишком сложный русский язык, но я не смог удержаться)))

Да, я пожалуй могу сойти за модель новоприбывшего ) Когда я сюда пришел полтора года назад, я всего лишь искал замену рекомендованному маслу. И в первую очередь искал вязкость по j300. А дальше этап развития стандартный, скорее всего: знакомство с HTHS, с динамической вязкостью. Далее, никак от этого не отделаться, не знаю, задумывал ли такой эффект @torcon, но он есть - щелочное. Даниил его на первый план выводит неизменно. После аутентичности допусков, но те непреходящие. Просто существуют. А щелочь самое важное после. Ну она вышла на первый план. Но, углубившись, пришло понимание, что это, в целом, вторичный параметр. Как и вязкость, которая главное чтобы не низкая. От того я перестал понимать идеологически правильные А3/В4 в условиях РФ 10-х годов. Ну не Африка же, в конце концов. А вот далее уже приходит понимание, насколько важны дисперсанты (или диспергенты, так даже правильнее, наверное). Был момент, когда я считал их наиболее важным компонентом масла. И сейчас считаю их из присадок самыми важными. В смысле, если отказываться от всего, то от них отказался бы в последнюю очередь. Хотелось побольше )) И АСЕА серии С начали казаться очень умными. Но через какое-то время пришло понимание, что опасности в них много. Не надо их много. И не делают они масла лонг-лайфами. Ничто не делает масла лонг-лайфами. Нет их. Весь лонг это производное от условий эксплуатации, топлива и двигателя. Масло глубоко вторично. Хоть и странно это писать на форуме про масла.

Я рад, что вы поддерживаете тему дисперсантов, один из немногих. Так как это важнейший компонент. И разделяю ваше к нему настороженное отношение. Второе самое важное свойство масла, на самом деле.

Я писал тут большой пост про истинные растворы и суспензии. Возможно вы видели. Возможно его стоит продублировать в эту важнейшую и многообещающую тему.

В настоящий день зафиксированы интересные совпадения, которые я только что обнаружил на форуме. Это действительно впечатляет! Несмотря на мою ограниченную способность воспринимать русский язык на слух, очевидно, что данное видео полностью посвящено диспергентам и наглядной демонстрации их работы. Однако следует отметить, что у видео есть довольно необычное название.
Roast, Part 1: The Disparity Between Bargain Bin Oils and Premium Picks /
Мне неясно, какова конкретная суть этого и почему данное название ассоциируется с работой диспергента, однако, безусловно, видео демонстрирует их функционирование./

 

https://www.youtube.com/watch?v=k4pKnpqOXpo

Edited by Niccolum
Link to post
Share on other sites
32 минуты назад, Nonconfo сказал:

И АСЕА серии С начали казаться очень умными. Но через какое-то время пришло понимание, что опасности в них много. Не надо их много.

Воот, и вероятно с этим связано то что в среднем в ACEA C5 меньше дисперсантов чем в С3. А какой собственно вред от них? Я так понимаю что в ACEA при разработке стандартов C5, C6 и близких к им допусков OEM поняли, что с диспергаторами они переборщили и в современных маслах их стало значительно меньше. При этом все на форуме в восторге от того, насколько хорошо ходят длинные интервалы (350 и больше моточасов) масла VW 508 - не хуже чем 504.

@Аргентум и SAE20 тоже ведь не спроста говорят что того что есть в ILSAC - достаточно. Правда под теми ILSAC подразумевается что-то типа Castrol Edge Supercar A, а не S-Oil за 2000.

Edited by Styler
Link to post
Share on other sites
9 часов назад, Nonconfo сказал:

Хоть и странно это писать на форуме про масла

Как ни странно - нет)))

Link to post
Share on other sites
9 часов назад, Niccolum сказал:

Мне неясно, какова конкретная суть этого и почему данное название ассоциируется с работой диспергента, однако, безусловно, видео демонстрирует их функционирование./

Там будет несколько материалов, начали вот с этого, а дальше собстаенно ближе к 'прожарке' как таковой будет.

И да, видео вышло наглядное.

Link to post
Share on other sites
6 hours ago, BECHA said:

меня тоже впечатлило, что

 

нашли ролик, который автор опубликовал пратически одновременно с постом! вот это совпадение!

Наверняка вы неправильно поняли, о какой совпадении я говорил. Так что тема, которую я затронул, не появилась просто так. Эта тема обсуждалась в контексте ранее поднятых вопросов @Styler и масла Aeroshell с @Nonconfo. И, кажется, и вы сами задавали вопросы раньше.
Я создал тему, и через несколько часов появилось видео в теме Polymerium, демонстрирующее работу диспергаторов. Я увидел это видео и быстро промотал его.
Я никоим образом не связан с авторами видео, и не думаю, что выпуск видео, который состоялся через несколько часов после открытия мной темы, имеет отношение к этому. Это просто удивительное совпадение. Странное, но совпадение. Или вы думаете иначе? Тогда предложите свою версию этого странного события. Я создал тему несколько часов до публикации этого видео о диспергаторах на YouTube.
 

Link to post
Share on other sites
Posted (edited)
18 hours ago, Styler said:

Воот, и вероятно с этим связано то что в среднем в ACEA C5 меньше дисперсантов чем в С3. А какой собственно вред от них? Я так понимаю что в ACEA при разработке стандартов C5, C6 и близких к им допусков OEM поняли, что с диспергаторами они переборщили и в современных маслах их стало значительно меньше. При этом все на форуме в восторге от того, насколько хорошо ходят длинные интервалы (350 и больше моточасов) масла VW 508 - не хуже чем 504.

@Аргентум и SAE20 тоже ведь не спроста говорят что того что есть в ILSAC - достаточно. Правда под теми ILSAC подразумевается что-то типа Castrol Edge Supercar A, а не S-Oil за 2000.

Наиболее распространены диспергенты, содержащие сукцинимидные группы, что обусловливает необходимость осуществления поиска аналогичных диспергентов при помощи методики спектроскопии инфракрасного излучения с преобразованием Фурье в диапазоне волн 1705/07 см^(-1). Однако встречаются и другие разновидности диспергентов, хотя их частота появления ниже, как, например, в случае с продуктами Aeroshell.

Таким образом, не все масла, содержащие диспергенты, демонстрируют пик в указанном диапазоне частот инфракрасного излучения. Стоит также отметить, что определение именно диспергентов с сукцинимидными группами необходимо проводить строго. Их избыточное применение нецелесообразно, так как это может привести к увеличению количества полимерных хвостов, что отражено в общем описании данной области.

Таким образом, количество диспергентов не является панацеей. Здесь важен баланс между диспергентов, детергентом и растворяющей способностью основных масел.

Edited by Niccolum
Link to post
Share on other sites
5 minutes ago, Дюпелёк said:

Где то я уже это читал))) повторение мать учения:Cherna-facepalm:

Корректно, это было обсуждено на предыдущих страницах данной дискуссии, где я упомянул, что это смешение источников. Один из них - компания Infineum, на которую сайт я предоставил ссылку ранее. Вторым источником была упомянута @kit72 -
Lubricant Additives: Chemistry and Applications, Third Edition
Edited by
Leslie R. Rudnick
Designed Materials LLC, Scottsdale, Arizona
2017
 

Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Niccolum сказал:

через несколько часов появилось видео в теме Polymerium, демонстрирующее работу диспергаторов. Я увидел это видео и быстро промотал его.

Настолько ли явно как в видео, будут проявляться преимущества прорекламированного масла,  при работе двигателя в реальных условиях.

 

Может ли быть другой результат при более высоких температурах ?

Link to post
Share on other sites
19 minutes ago, знаток said:

Настолько ли явно как в видео, будут проявляться преимущества прорекламированного масла,  при работе двигателя в реальных условиях.

 

Может ли быть другой результат при более высоких температурах ?

Диспергент и процесс диспергирования играют ключевую роль в обеспечении качества и однородности суспензии или коллоидного раствора. Следует подчеркнуть, что диспергент не может полностью заменить растворимость, поскольку растворимость остается важным фактором. В то же время визуальное восприятие, вызванное просмотром видеозаписей, иногда может создать ложное впечатление, будто полностью диспергированная суспензия, 'раздробленная на мельчайшие частицы', считается полностью растворенной, и что диспергент всегда действует именно так. Однако это представление далеко не идеально. Кроме того, следует учитывать, что сам диспергент, как дополнительный добавка в избыток, может стать источником загрязнения.
Извините за пренебрежительное отношение к материалу. Я был поражен тем, что видео появилось так скоро после создания мной этой темы, и поэтому мой анализ был поверхностным. Относительно того, могло ли это быть рекламой, я бы хотел обратить внимание на то, что диспергенты, как правило, действенны и прекрасно справляются с определенными видами загрязнений. В самом начале темы я привел ссылки на два видео, которые также демонстрируют этот факт. Особенно хорошо себя показывают диспергенты с сукцинимидным соединением при оптимальной дозировке. Их действие при повышении температуры существует. Важно помнить, однако, что это вещество не решает всех проблем, несмотря на свою значимость и эффективность.

Результаты могли бы незначительно отличаться из-за изменений температуры. Однако более значительные вариации могут быть обусловлены воздействием на различные виды загрязнений и сажи.

Link to post
Share on other sites
On 3/28/2024 at 11:34 PM, Nonconfo said:

Был момент, когда я считал их наиболее важным компонентом масла. И сейчас считаю их из присадок самыми важными. В смысле, если отказываться от всего, то от них отказался бы в последнюю очередь.

Я бы в последнюю очередь отказался от ZDDP и Детергентов. Почему? Потому что они многофункциональны. 

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...