Перейти к публикации

Кто может прояснить вопрос разложения дисульфида (сульфида) молибдена MoS2?


Рекомендованные сообщения

Добрый день!

В народе бытует страшная сказка, что, например, если теряется герметичность пыльника ШРУСа, то он быстро входит из строя из-за химической реакции MoS2 с кислородом и водой с образованием абразивного оксида молибдена и/или сернистой кислоты.

 

У меня по этому поводу сомнения. MoS2 используют во многих маслах и смазках, далеко не все из которых применяются без доступа воды и кислорода. Оба они присутствуют в атмосферном воздухе (причем с химической точки зрения, если влажность, допустим, 50%, то скорость гомогенной химической реакции с водой всего лишь вдвое меньше, чем при погружении в воду, если не брать в расчет скорость диффузии и химическое равновесие), оба они прекрасно диффундируют через многие эластомеры ("резины"), воздух неизбежно остаётся в узлах после их набивки.

 

Где правда? В каких условиях с MoS2 происходят эти прискорбные вещи, а в каких их не стоит опасаться?

Изменено пользователем psnsergey
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Другие ответы в этой теме

Если в ком-то кипит жажда познания MoS2, то советую прочесть книгу A.R. Lansdown "Molybdenum Disulphide Lubrication". В разделе 4.7 кратко описан процесс разложения при высокой температуре в присутствии влаги. https://books.google.ru/books/about/Molybdenum_Disulphide_Lubrication.html?id=9TRg1pkOkTsC&redir_esc=y

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
15 часов назад, Ямахин сан сказал:

И на деле про молибден могу точно сказать-уж точно никакого вреда нет и быть не может.

Резюмирую.

В чем конкретно польза от дисульфида молибдена в двигателе - вы сформулировать не можете, доказать - и подавно.

Что дисульфид молибдена не вреден для двигателя в долгосрочной перспективе - доказать не можете.

Одни только догадки и субъективные оценки, для опровержения которых которые вы почему-то требуете от оппонентов каких-то "доказательств". Вы сами сначала хотя бы одно доказательство верности своей позиции приведите. А то, что ваш двигатель проехал на дисульфиде 30 тысяч - доказывает только то, что негативное влияние дисульфида в данном конкретном случае невелико.

Изменено пользователем Screwdriver78
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Screwdriver78 сказал:

Резюмирую.

В чем конкретно польза от дисульфида молибдена в двигателе - вы сформулировать не можете, доказать - и подавно.

Что дисульфид молибдена не вреден для двигателя в долгосрочной перспективе - доказать не можете.

Одни только догадки и субъективные оценки, для опровержения которых которые вы почему-то требуете от оппонентов каких-то "доказательств". Вы сами сначала хотя бы одно доказательство верности своей позиции приведите. А то, что ваш двигатель проехал на дисульфиде 30 тысяч - доказывает только то, что негативное влияние дисульфида в данном конкретном случае невелико.

Ну дак все как у вас, одни слова! Негативного влияния дисульфида вообще нет. Двойные стандарты ваши надоели. Я должен доказать, а вы изначально правы. Вы самая большая проблема этой темы. Никогда она развития не получит ибо изначально есть группа лиц, подавляющая любые попытки доказать обратное. Опыт-не опыт. Тему считаю бесполезной для любого читающего. Здесь никогда не будет ответа, не тратьте, люди, свое время. Вы её в это превратили.

Изменено пользователем Ямахин сан
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 часов назад, Ямахин сан сказал:

Негативного влияния дисульфида вообще нет.

Ну конечно если не считать, что при его термическом разложении выделяется серная кислота.

8 часов назад, Ямахин сан сказал:

Я должен доказать

Неа. Хотите - доказывайте, не хотите - не доказывайте. Всем пофиг. 

8 часов назад, Ямахин сан сказал:

подавляющая любые попытки доказать

Так вы и не пытались начать. Что мы услышали тут от вас как доказательство пользы молибдена? Только то, что ваш двигатель от него за 30 тысяч не развалился, всё. Сомнительная "польза".

8 часов назад, Ямахин сан сказал:

Опыт-не опыт.

Опыт - не доказательство.

8 часов назад, Ямахин сан сказал:

Вы самая большая проблема этой темы.

Перевод дискуссии на личность оппонента - подтверждение отсутствия у дискутирующего каких-либо дальнейших аргументов по сути. Засим:

8 часов назад, Ямахин сан сказал:

Тему считаю бесполезной

-скатертью дорога.

8 часов назад, Ямахин сан сказал:

для любого читающего

А вот любые читающие разберутся с этой темой без ваших советов.

 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Screwdriver78 сказал:

Ну конечно если не считать, что при его термическом разложении выделяется серная кислота.

Неа. Хотите - доказывайте, не хотите - не доказывайте. Всем пофиг. 

Так вы и не пытались начать. Что мы услышали тут от вас как доказательство пользы молибдена? Только то, что ваш двигатель от него за 30 тысяч не развалился, всё. Сомнительная "польза".

Опыт - не доказательство.

Перевод дискуссии на личность оппонента - подтверждение отсутствия у дискутирующего каких-либо дальнейших аргументов по сути. Засим:

-скатертью дорога.

А вот любые читающие разберутся с этой темой без ваших советов.

 

Читать ваши извержения на любые не совпадающие с вашим мнения-это как рыться в чужих носках. Я жалею, что вообще здесь отписался. Сидите гадайте дальше, раз опыт ничего не значит. И никогда тут не появится человека, у которого есть в разы больший опыт, вы всегда его обосрете. Цель -не докопаться до истины, а продвинуть свою истину. Цена такой теме-плевок на асфальте. В будующем, если и создам тему, то попрошу вас в ней не участвовать. Как и вам подобным. Все, вылезаю из вашей выгребной ямы. 

П.С.-ни у кого в мире ещё не выделилась серная кислота в двс от дисульфида. Очередные тупорылые байки, относительно двс. 

Изменено пользователем Ямахин сан
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Screwdriver78 сказал:

если не считать, что при его термическом разложении выделяется серная кислота

А что заставляет Вас считать, что диоксид серы образует серную кислоту? Несмотря на попытки ликбеза не далее как вчера?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
28 минут назад, Ямахин сан сказал:

ни у кого в мире ещё не выделилась серная кислота в двс от дисульфида. Очередные тупорылые байки

 A.R. Lansdown, профессор, доктор технических наук, так не считает. Он считает, что при температуре 300 градусов дисульфид молибдена разлагается на оксид молибдена и серную кислоту. Вы можете ознакомиться с этой тупорылой байкой в его книге, любезно выложенной SL1 чуть выше в теме.

То, что вблизи камеры сгорания поверхность поршня и цилиндра прогревается гораздо выше 300 градусов, сомнения, я надеюсь, нет?

 

50 минут назад, Ямахин сан сказал:

Цель -не докопаться до истины

Да уж с вашими аргументами, к сожалению, глубоко не копнешь.

 

50 минут назад, Ямахин сан сказал:

Все, вылезаю из вашей выгребной ямы.

:

3 часа назад, Screwdriver78 сказал:

-скатертью дорога.

 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 минут назад, psnsergey сказал:

А что заставляет Вас считать, что диоксид серы образует серную кислоту?

 

В 15.08.2019 в 20:42, SL1 сказал:

A.R. Lansdown "Molybdenum Disulphide Lubrication". Раздел 4.7

 

Есть сомнения в квалификации А.Р. Лансдоуна?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, Screwdriver78 сказал:

 

 

Есть сомнения в квалификации А.Р. Лансдоуна?

Да, есть. Ни одного случая. 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, Screwdriver78 сказал:

Есть сомнения в квалификации А.Р. Лансдоуна?

Есть сомнения в квалификации читателей. :) По большей части там речь про образование диоксида серы, читай сернистой кислоты. На с. 44 в конце сказано, что термодинамически выгодно образование серной кислоты, но оно в общем выгодно уже при комнатной температуре, однако промышленное производство серной кислоты включает использование катализатора и высокой температуры, а иначе диоксид серы до триоксида окисляться не хочет, как его ни убеждают, что ему это выгодно. ;)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Ямахин сан сказал:

Да, есть. Ни одного случая. 

Здравствуйте, вы снова с нами? Мне показалось, что вы уже дважды "ушли из темы", нахамив и громко хлопнув дверью.

 

2 часа назад, psnsergey сказал:

По большей части там речь про образование диоксида серы, читай сернистой кислоты. На с. 44 в конце сказано, что термодинамически выгодно образование серной кислоты, но оно в общем выгодно уже при комнатной температуре, однако промышленное производство серной кислоты включает использование катализатора и высокой температуры, а иначе диоксид серы до триоксида окисляться не хочет, как его ни убеждают, что ему это выгодно.

Вот это как раз то, про что я говорил. Теоретически про дисульфид молибдена знают оч много. А какие именно химические процессы происходят с ним в области развития задира - достоверно не знает никто. Потому что в область задира масс-спектрограф не сунешь.

Однако на выходе мы имеем непреложный факт - узел с поработавшим дисульфидом молибдена, даже без поршневых температур, в присутствии воды и влаги оржавливается практически мгновенно, а с обычной смазкой - только когда ее всю вымоет полностью.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, psnsergey сказал:

промышленное производство серной кислоты включает использование катализатора и высокой температуры,

Я не совсем понял, причем тут производство серной кислоты и читатели. Если Лансдоун постулирует, что термодинамическо образование серной кислоты выгоднее, но производства используют катализаторы, при чем тут читатели?

Вопрос либо тогда к Лансдоуну - на какие практические опыты он опирался, или к производителям или к вопросу промышленного производства вообще.

Например соль растворяется в воде, как и сахар. Причем делает это уже даже при комнатной температуре. И я могу его так растворять. Но если я захочу на промышленной основе делать соляной или сахарный раствор, то мне для достижения большей производительности на тех же площадях может оказаться выгодным греть воду, чтобы процесс растворения происходил быстрее.

 

Поэтому, чтобы не скатываться к беспредметному вышеприведенному "я езжу уже 30тык и все вроде ок",  попросил бы вас разъяснить нам,  почему вы две совсем разные проблемы - потенциальное образование следовых количеств серной кислоты, ускоряющей коррозионные процессы или просто меняющей поверхность металла И промышленное производство серной кислоты, где нужны не следовые количества, а много, быстро, операционно дешево - сводите к одному решению уравнения.

 

 

Да, я не могу сказать что двигатель моей девятки от общения с молибденовым ликвимолем истлел до дыр - но я этого и не говорю. В то же время, я не могу конкретно опровергнуть ни

1) дисульфид молибдена в масла в каких-то частях двигателя сокращал задирный износ

2) мог провоцировать ускоренный износ в других частях двигателя

ни подтвердить.

 

Будь все однозначно иначе, существенно большее количество смазок бы применяло его как твердый антифрикционный резерв смазки. А так - зачем-то морочатся с органомолибденами, терпят низкие значения сварки или вваливают конские дозы EP присадок.

А вот дешманский ШРУС4м WEGO с молибденом сходу показывает нагрузку сваривания 550кг, до которой множеству остальных смазок как раком до парижу )

 

Далее, есть ряд достаточно современных работ, которые показывают, что добавление твердых присадок в смазки в шариковых например подшипниках, может сокращать их долговечность (правда при этом уменьшая дисперсию сроков износа). Также есть работы, в которых применяют в качестве добавок достаточно экзотичные силикаты оксида магния (емнип) - а не такой надежный дисульфид молибдена.

 

И есть как-бы намеки, что появление дисульфида молибдена, как и его друга дисульфида вольфрама берет корни из смазочных разработок для космоса - где обычные смазки теряют смазочную способность по причине отсутствия влаги, атмосферы и сверхнизких температур, а также параллельно сверхвысоких температур около двигателей например. А у нас, на Земле, очень любят позаимствовать "космические технологии" для пеару. И там где надо и где не надо.

 

Например, многие знают про чудесные свойства графитки. Весь экс-ссср ее пихает в всевозможных количествах. И действительно, графит - хороший природный антифрикционный агент, за счет формирования скольжения по чешуйкам. Но вот что интересно - если чешуйки имеют молекулы воды (сиречь мокроватый графит) скольжение существенно улучшается, а в сухом виде сам графит имеет не особо впечатляющий коэффициент трения.

Всегда содержащиеся в воздухе молекулы воды адсорбируются на чешуйках графита, обеспечивая легкое относительное скольжение. Поэтому коэффициент трения графита по металлам во влажном воздухе составляет 0,03–0,05, а в вакууме или сухой атмосфере инертных газов — 0,3–0,4.

А в то же время вода в узлах трения не нужна автомобильных. Вот такая вот диалектика.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, Screwdriver78 сказал:

Однако на выходе мы имеем непреложный факт - узел с поработавшим дисульфидом молибдена, даже без поршневых температур, в присутствии воды и влаги оржавливается практически мгновенно

Я чувствую здесь нужен натурный эксперимент )

Но в душе не представляю, ни где выделить бабла на покупку лишнего шруса, ни на то как его испытать в разумные сроки, да и еще сделать это в несколько образцов для репрезентативности.

 

Самое интересное тут, что я допускаю, что если ШРУС эксплуатировался "в тепличных" условиях, даже попадание влаги не вызовет столь молниеносной реакции. Самый страшный однодневной оржавевший шрус мне показали от внедорожника на запредельных колесах, т.е. где ШРУС по умолчанию работает на грани и за гранью возможностей. И наоборот, я видел на разборках ШРУС от легковушек с дырками и отсутствием ржавого ада. И вот гадай,  то ли там смазка заложена была безмолибденовая, то-ли в процессе работы условия для термического воздействия на дисульфид практически не создавались.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 минуты назад, D'AVerk сказал:

И наоборот, я видел на разборках ШРУС от легковушек с дырками и отсутствием ржавого ада. И вот гадай,  то ли там смазка заложена была безмолибденовая, то-ли в процессе работы условия для термического воздействия на дисульфид практически не создавались.

Или дыра в пыльнике появилась уже после окончания эксплуатации машины, или дыра появилась в сухую погоду, а до дождей узел не доехал...

Тут действительно слишком много факторов, которые надо учитывать.

5 минут назад, D'AVerk сказал:

где ШРУС по умолчанию работает на грани и за гранью возможностей

Наверняка это все негативные процессы по разложению дисульфида ускорило.

 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Screwdriver78 сказал:

Или дыра в пыльнике появилась уже после окончания эксплуатации машины, или дыра появилась в сухую погоду, а до дождей узел не доехал...

Тут действительно слишком много факторов, которые надо учитывать.

Наверняка это все негативные процессы по разложению дисульфида ускорило.

 

Вы опять гоните. Я проехал с порваны вкруг пыльником 2000 км. Мне вообще наплевать на этот ШРУС было. Надеялся заменить его целиком. Когда руки дошли-я всего лишь поменял пыльник. Смазку не обновлял. Добавил под пыльник немного свежей и все. И самое главное-я так проездил март-апрель. Опять ваши страшилки  не подтвердились. Езжу на нем до сих пор. Ну что, когда заржавеет?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...