Популярное сообщение Barmaley 3 609 Опубликовано: 1 февраля 2018 Популярное сообщение Поделиться Опубликовано: 1 февраля 2018 (изменено) Восстановление оригинальных требований по охлаждающим жидкостям к советским и российским автомобилям на примере 'Москвича' и соответствие им современных антифризов Тосол у нас 'принято' ассоциировать исключительно со всеми советскими и российскими машинами. Но если в 'Жигулях' уже встречались, например, упоминание с 2000-х годов иностранных антифризов в руководстве по обслуживанию, причём требований к наличию или отсутствию компонентов вроде нитридов-аминов-фосфатов-боратов-силикатов не выдвигалось, то в 'Москвичах' с 80-х годов кроме как 'Тосол' ничего не писали. Но история данного вопроса далеко не прямолинейна и, зачастую, имеет много фактов, которые позволяют как поставить данное утверждение под сомнение, так и определить оптимальные требования, которые бы позволили подобрать адекватные современным требованиям жидкости. Начнём с того, что незамерзающие жидкости у нас имеют давнюю историю (страна-то холодная), поэтому необходимо начать с послевоенного времени, когда существовал вариант 'Антифриза В-2' (55% этиленгликоля и 45% воды, что давало температуру замерзания -40) или как вариант водно-глицерино-спиртовая смесь (60%+10%+30% соответственно, что давало температуру замерзания -18 градусов). Но этиленгликоль довольно агрессивен к металлам и в итоге на смену таким 'рецептурам' пришёл стандарт ГОСТ 159-52, где уже детально прописывались плотность, вязкость и зольность и даже химический состав, в который входили декстрин, динатрифосфат, молибденовокислый натрий. В принципе, стандарт 1952 года - 'Open Source' с открытой рецептурой, которую можно воспроизвести при наличии компонентов, что называется 'на столе'. Это, как бы мы выразились сейчас, простой 'фосфатник'. Следует отметить, что в этом мы близки основной массе тех же японских антифризов внутреннего рынка с невысокой ценой, простым составом и сроком службы до 40 000 км. Да, там есть LLC-SLLC OEM продукция, но основная масса продукции - такие антифризы, особенностью которых является отсутствие привязки к требованиям местных автопроизводителей. А если для сравнения посмотреть литературу по обслуживанию 'Москвичей' 1950-х...1960-х годов, то там есть только упоминание использования антифризов по данному ГОСТу в холодное время года, хотя речи о том, что нельзя использовать этот продукт летом нет. А ещё в справочниках тех лет много внимания уделяется фильтрации и умягчению воды. Отдельно продолжают существовать смеси этиленгликоля, воды и спирта, но их применение в тех же 'Москвичах' со 2-й половины 1950-х ЗАПРЕЩЕНО. Тем не менее, следует отметить, что простота изготовления данного типа охлаждающей жидкости приводит в современных условиях к тому, что появляется возможность выброса на рынок большого числа продуктов с разными рецептурами, причём зачастую не совместимыми между собой. Дело в том, что антифриз не просто жидкость для переноса тепла от рубашки охлаждения к радиатору. Современная антикоррозионная защита подразумевает собой электрохимические процессы с 'катодами' и 'анодами' в роли которых выступают внутренняя поверхность системы охлаждения и непосредственно жидкость, причём в разных продуктах используется разный механизм взаимодействия, поэтому и существуют запреты на смешивания разных антифризов. Да и заранее скажу, что единой системы цветовой маркировки этих продуктов в мире нет, а число используемых цветов в антифризах невелико и у каждого производителя свой набор соответствия цвета и 'химии', причём даже при выпуске официального клона расцветка не наследуется. Мало того - в ситуации , когда надо 'долить' по причине выкипания добавлять стоит даже не антифриз, а дистиллированную воду, поскольку именно она и 'уходит'. Ну а в случае 'пролива', вызванного разрывом патрубков или повреждением радиатора стоит уже добавлять антифриз, который используется. Ситуацию с 'доливом' описывают в справочниках начиная с 1950-х годов, когда по-факту кроме антифриза по ГОСТ 159-52 и некоторых суррогатных химсоставов со спиртом (причём с открытой рецептурой) ничего и не могло быть, но почему-то этот вопрос постоянно всплывает на автофорумах. Но вернёмся к основной теме данной статьи. Ситуация изменяется с начала 1970-х годов, а именно с 'пришествием' ВАЗа. В справочниках начинают публиковаться данные по антифризам нового поколения - Тосолам. Причём они не привязываются непосредственно к той или иной марке машин, а выступают наравне с продукцией по ГОСТу 159-52. В то же время отличаются тем, что в данных о составе, стоят пропуски. Мало того - вводится понятие 'пакет присадок', причём отдельно 'противовспенивающей' и отдельно 'антикоррозионный', чего не было раньше. Но эти странности не ограничиваются. По итогам раскопок в подшивке 'Автомобильной промышленности' данных об испытаниях 'промежуточных вариантов тосолов' нет, но есть, скажем данные по экспериментальным пробегам по Туркмении с использованием антифриза 'М40' (1972, № 12, с.5) и к тому же в справочниках 'антифриз' и 'тосол' существуют параллельно, вплоть до 80-х годов, причём даже в руководствах по эксплуатации 'Москвичей'. В итоге автору данной статьи удалось, не без некоторой помощи, выкупить исходный текст 'ТУ 6-02-619-70', на который часто ссылались в справочниках по автомобильным материалам. Данное ТУ не публиковали, ограничиваясь только выборочными сведениями в различной литературе. Непосредственно в тексте обращает на себя внимание следующий момент: декларировалось право на дополнительное проведение проверки автозаводом на соответствие 'нормали ВАЗ-ФИАТ 55523/1'. Отдельно отмечу, что в данном случае под 'нормалями' подразумевались иностранные стандарты материалов 'имплантированные' в нашу систему ГОСТов в связи с началом производства автомобиля 'Жигули'. Фактически же, речь может идти о том, что под видом ТУ может выступать OEM антифриз Fiat или пакеты присадок от иностранных производителей (суперконцентраты). Этим можно объяснить все вышесказанные 'странности' с сокрытием данных, причём речь идёт не только об общедоступных справочниках, но и о специализированных монографиях (Бурков В.В. Эксплуатация автомобильных радиаторов, М.'Транспорт', 1975). В итоге можно говорить о том, что т.н. 'Тосол' не является 'аутентичным' продуктом для советских машин, за исключением ВАЗ и его 'привязка' с 80-х годов и до настоящего времени носит конъюнктурный характер, усугубившийся нежеланием проводить самостоятельные исследования работы охлаждающих жидкостей в своей продукции и выработки как требований, так и системы сертификации соответствия им. Относительно продукции ВАЗ, отмечу, что по причине отсутствия доступа к тексту вышеописанной 'нормали', сделать формулировку требований не представляется возможным на нынешнем этапе исследований. Возможно, она изменялась, как исходные требования FIAT, возможно осталась неизменной.Это выходит за рамки данного исследования. Но вопрос остаётся открытым. В принципе, можно до окончательной 'отрисовки' требований ВАЗ использовать имеющуюся базу по АЗЛК (ссылка внизу статьи), тем более что в будущем оба массива данных в ней будут взаимно пересекаться и действительно несовместимых с двигателями 'Жигулей' продуктов там НЕТ, Возвращаясь к основной теме, можно говорить о том, что имело место принудительное насаждение 'Тосола', как единственно верной охлаждающей жидскости для автомобилей производства СССР в ущерб отечественным разработкам, которые существовали в то время. Например, в вышеописанной монографии Буркова В.В. приводятся данные по 'Полиэтиленлоксановой жидкости № 1'. Определённую роль сыграло в этом и массовое производство 'Жигулей' и 'Камазов'. Возможно, изначально преследовались благие цели вроде 'подхлёстывания' развития отечественных технологии, тем более что в это время наблюдался в некоторой степени застой. Так, например в 'Москвичах' не было даже расширительных бачков для антифриза, поскольку система была незамкнутой и излишек мог спокойно слиться на дорогу при увеличении давления через клапан крышки радиатора. Причём, судя по статьям в 'Автомобильной промышленности', касающихся экспериментальных разработок радиаторов в 'Москвичи' ('Новые радиаторы для автомобиля Москвич' . Автомобильная промышленность,1967 № 7, с.16 ) направления работы велись только в области дизайна радиатора, но не теплоносителя. Подобному анализу такого рода подвергались также и иностранные модели автомобилей, в частности 'Форд Таунус 12М' ('Исследование радиаторов для легковых автомобилей', 'Автомобильная промышленность' 1967 г. № 5, с. 20). В дальнейшем ситуацию усугубил и ГОСТ 28084-89, по факту калька с ASTM D 3306 и BS 6580, который привёл к тому, что рынок оказался завален откровенно опасными для систем охлаждения продуктами. Здесь следует указать, что на Западе и у нас несколько разное понимание того, что принято называть 'стандартом'. Если там описан антифриз 'в общем и целом', а автопроизводитель из этого выбирает безопасный для своей продукции диапазон значений параметров и набор компонентов, то у нас, если возвращаться к ГОСТу 1952 года, требования автопроизводителей и есть ГОСТ. В итоге имеет смысл вернуться к изначально сформулированным требованиям к антифризам советских автомобилей, тем более что в том же АЗЛК набор сплавов деталей системы охлаждения не изменялся с 1950-х годов. Это - АЛ7, АЛ9, СЧ 24-44. Финальная формулировка звучит одинаково, что для АЗЛК, что для ЗИЛ, что для МАЗ : 'Низкощелочная жидкость с Ph 7,5-8,5 [содержащая фосфаты]'. По поводу [содержащая фосфаты] отдельно отмечу, что это требование факультативно, поскольку даже близкие по схеме использования японские антифризы имеют силикатно-фосфатные позиции (Nutec). Другое дело, что сейчас существует понятие, как 'конвейерная' заливка на весь срок гарантии, которая может составлять до 250 000 км. пробега и там может использоваться антифриз с большим сроком службы, а дальше производитель ответственности не несёт, вплоть до того, что надо специальные 'заглушки' извлекать из стенки блока цилиндров двигателя, иначе сливается только небольшой процент. Ну и есть 'aftermarket' из жидкостей попроще с меньшим сроком использования. Но здесь всё зависит от конкретного производителя или модели. В чугунных блоках 'Москвичей' , например, 425-й серии (402-407-403) 'заглушки' в блоке тоже есть, но они служат для предотвращения разрыва при замерзании воды, а краники для слива находятся и внизу рубашки охлаждения и внизу радиатора. И относительно срока действия антифриза, поскольку официально такую информацию предоставляет автопроизводитель, совместно с рекомендациями, а в даннном случае о этим не занимался, необходимо обращаться непосредственно к описанию продукта на упаковке или на сайте производителя. А если задаться вопросом о том, какие компоненты в антифризе приемлемы для использования в продукции МЗМА-АЗЛК, то исходя из современной ситуации допустимо и даже желательно использование как HOAT (Hybrid Organic Acid Technology) - гибридной смеси неорганики и органики, так и 'чистой' органики (OAT), органики с фосфатами (P-OAT) или с силикатами (S-OAT). Речь идёт о вариантах нормы, поскольку развитие технологий продолжается и новые технологии способны выполнять необходимые задачи по теплоотводу и защите от коррозии и дольше по времени и эффективнее. Мало того, ни 'европейская' схема с антифризами долговременного использования, ни рассматриваемая в данной статье ранее 'азиатская' с продуктами, которые имеют период использования до 40 000 км. пробега (Esper, TCL) не являются монолитными. Так, есть целый набор европейских антифризов (Paraflu, Prisma), на небольшие пробеги и в тоже время есть азиатские вроде 'TCL LLC', 'Mitasu', которые расчитаны на 3-5 лет. Совместимы с требованиями на советские автомобили и OEM-продукты вроде Honda Type-2, Toyota (LLC и SLLC), Subaru, а также поставляемые на конвейеры 'CoolStream A-110' и 'CoolStream NRC'. Полная версия базы доступна по ссылке. Тем не менее, по причине длительного использования воды и некачественных антифризов в системе охлаждения, особенно на дне 'рубашки' вокруг цилиндров может скопиться большое число накипи, а стенки могут быть покрыты ржавчиной. В итоге перед использованием качественного антифриза в автомобиле необходимо проводить серьёзную промывку и удаление окислов и прочих отложений. Также имеет смысл добавить и расширительный бачок , если он не предусмотрен конструкцией. Ну и в качестве заключения хочу отметить, что технология применяемого антифриза не зависит от возраста машины и ограничена только конструктивными требованиями автопроизводителя, и пожелать читателям думать головой и читать документацию, а не довольствоваться пересказами чьих-то домыслов и фантазий.Barmaley Продолжение статьи Изменено 5 февраля 2018 пользователем ModeratorSigma 19 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 19 октября 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 19 октября 2020 (изменено) В общем, добавляю материалы по ОЖ 'Лена'. ТУ на который выкладывал ранее https://www.oil-club.ru/forum/topic/32331-esli-v-trebovaniyah-napisano-tosol/?do=findComment&comment=1209086 В базе советских патентов нашёл следующий документ: описание этой жижи с химсоставом. Скрытый текст Интересные места выделил. Итак, упоминается штатовский патент. 4382008 . Проверил его. Заявитель - английская фирма ICI (Imperial Chmical Industries). Состав схож..... Создан в 1981 году. Изменено 19 октября 2020 пользователем Barmaley Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 20 октября 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 20 октября 2020 (изменено) К вопросу о корнях нынешнего ДЕБИЛИЗМА (выделено красным на фото). Все фото банки здесь https://www.oil-club.ru/forum/topic/32331-esli-v-trebovaniyah-napisano-tosol/?do=findComment&comment=1659390 Изменено 20 октября 2020 пользователем Barmaley Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 20 октября 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 20 октября 2020 Анонсирую ещё одну интересную книгу с упоминанием антифризов 1940-х годов Карпенко В.Г. . Эксплуатация танков и автомобилей в зимних условиях . Москва ВОЕНИЗДАТ НКО СССР 1947г. 170с. Антифризы вполне себе..были. И, думаю, достаточно много материалов. Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 27 октября 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 27 октября 2020 (изменено) Итак, в одном из минских букинистических встретил данную книжку. 1978 год, но писана по делу и без всяких словословий на тему любви партии к народу в предисловии. Справочник механика гаража. Минск 'Беларусь' 1978. Интересно вот что Указываются компоненты (без процентного соотношения) химического состава Тосола по ТУ 6-02-219-73 (или это опечатка и имелся 6-02-619-73?). Получается.... ТУ 6-82-619-70 https://www.oil-club.ru/forum/topic/31476-baza-antifrizov-dlya-mzma-azlk-izh-i-lada-klassiki/?do=findComment&comment=1088169 имело... развитие. Итого Была '619-я линейка' и '751-я линейка' И в качестве приятного бонуса - состав жижи для термостата. 67% воды и 33% этилового спирта или эфира. Изменено 27 октября 2020 пользователем Barmaley Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 27 октября 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 27 октября 2020 Оттуда же. Данные по термостатам (начало и конец открытия) из того же справочника. Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 30 октября 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 30 октября 2020 (изменено) Продолжаем раскопки по истории вопроса.... Итак, перенесёмся в 2000-е годы. Дело в том, что откопал у себя в Орше за дровами интересную канистру тех лет. Фото в хорошем разрешении.. Интересно вот что (выделено красным на фото): 1) Упоминается 'всесезонная схема'. Заметим, что речь идёт про 2002 год... Иными словами, с конца 1980-х до начала 2000-х прогресс был..минимален. 2) Нету упоминания 'ГОСТ', а только ТУ... Скрытый текст Произведён 'продукт' ныне существующей конторой в Подмосковье, которая продолжает гнать откровенную 'бодягу' в тех же канистрах, что и 'БелХим Групп' https://himavto.ru/produce/alfa-krasnyj-sinij-zelenyj/ https://by.bizorg.su/zhidkosti-okhlazhdayuschie-r/p2610579-antifriz-shevrotex-krasnyy-5-kg Кстати, именно в то же время начали выпуск 'Тасол-А40' на Борисовском 'Лесохимике'. Изменено 30 октября 2020 пользователем Barmaley Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 4 ноября 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 4 ноября 2020 Ещё про антифризы (в т.ч. иностранные в СССР) в 1930-е годы. Смолин А., Гантман Н. Зимняя эксплоатация (эксплуатация) самолетов и моторов. М., Воениздат, 1935г. 168с. Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 27 ноября 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 27 ноября 2020 (изменено) Итак, ВНЕЗАПНО, выясняется, что отечественный антифриз 'ГГ-1' не является 'креативом' конца 1940-х..начала 1950-х Цитата https://www.oil-club.ru/forum/topic/32331-esli-v-trebovaniyah-napisano-tosol/?do=findComment&comment=1410547 упоминание в книге 1951 года, а существовал уже в 1943 году в виде готового продукта для массового применения. Во всяком случае для авиации. Ю.В. Осокин, Е.В.Розенович Основы технической эксплоатации самолётов и моторов., М., 1943 г. Скрытый текст Вопрос только, как соотносится ВТУ 05-59 с данным продуктом? Изменено 27 ноября 2020 пользователем Barmaley 1 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 27 ноября 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 27 ноября 2020 Итак, ещё из серии 'до Тосола ничего не было'. Книжка по доврачебной помощи 1961 года А.В.Хорошев. Первая доврачебная помощь, М., 1961 Скрытый текст Итак, на 1961 год антифризы очень даже были и на Севере по понятным всем причинам были вполне себе распространены. Попутно поднята одна СЕРЬЁЗНАЯ и откровенно СТРАШНАЯ проблема, которую при 'диком сталинизьме', да и при кукурузном троцкисте ПЫТАЛИСЬ РЕШИТЬ, а при 'дорогом Леониде Ильиче' даже упоминание об этом СТЁРЛИ. Дело в том, что до гликолевых антифризов хватало спиртовых 'химкострукторов', в том числе и на основе пищевого спирта. Ну и граждане, естественно, прикладывались. Причём даже после того, как 'в оборот' попали и гликолевые продукты И на эту тему есть и книжки конца 1940-х с медицинским разбором отравлений (ссылки видел, как 'всплывёт- выкуплю'). Судя по размаху публикаций, проблема была серьёзной. 2 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 1 декабря 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 1 декабря 2020 Вильямс В.Р. Топливо, смазочные материалы и вода. М., 1951 Про 'химконструкторы' рубежа 1940-х/1950-х и антифриз 159-41 (кратко). Скрытый текст Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 1 декабря 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 1 декабря 2020 (изменено) Ещё анонсирую интересную книжку (буду выкупать и может заполучу до НГ). Карпенко В.Г. Зимняя эксплуатация колесных и гусеничных машин. Москва. Военное издательство. Министерство обороны союза ССР. 1958 г. Думаю, это целая энциклопедия по данному вопросу. Мало того упомянуто...'Вебасто'. Скрытый текст Кстати, подобного уровня литературы не было даже..в 80-е годы. Естественно, всю литературу из своей коллекции оцифрую и выложу в отдельной теме. А вообще такое ощущение, что байки про 'железный занавес' относятся к концу 1970-х. Кстати, с рубежа 1950х.1960-х годов на подобную литературу для силобюджетников даже более убогого содержания стали ставить штамп 'не для продажи'. В общем, заметна разница между армией 'послехрущёвскореформенной' и послевоенной. Один экземпляр ещё в продаже есть. Если надо - дам ссылку. Изменено 1 декабря 2020 пользователем Barmaley Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 2 декабря 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 2 декабря 2020 Из учебника по подготовке автомехаников (с довольно-таки ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ по процессам производства, а не 'бери то, суй туда') 1954 года... Колесник П.А., Морозов Н.Д. Автомобильные материалы и шины (пособие автомеханику) М.: Научно-техническое издательство автотранспортной литературы, 1954. — 172 с. Кому интересно - https://www.twirpx.com/file/879246/ В принципе, в плане ГЛОБАЛЬНЫХ вещей, nihil novi, но есть интересные мелочи. 1) Термостаты ЗИС-150 и ГАЗ-51 наполняются смесью из 2/3 ЭТИЛОВОГО СПИРТА и 1/3 ВОДЫ. Объём - 8 куб. см. (пишу для всяких поисковых машин). 2) Информация по 'В-2' ГОСТ 159-41 на тему 'уходящая натура'. 3) Антифризы по ГОСТ 159-52 стали выпускаться с октября 1952 года. 4) Введена ЦВЕТОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ жидкостей. Пока красителем отмечаются только спецпродукты для Севера. 5) При замерзании антифриз НЕ ГРОБИТ БЛОК. Писали ещё тогда для примитивных смесей, но ДО СИХ ПОР НЕ ДОХОДИТ. 6) Выкипает ВОДА, а не этиленгликоль. До сих пор не доходит. 7) Антифриз- ЯД и пить его НЕЛЬЗЯ. 3 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 12 марта 2021 Автор Поделиться Опубликовано: 12 марта 2021 Итак, ранее уже говорилось, что спиртовые антифризы существовали даже в такой стране как США в то же время, когда они были распространены в СССР в качестве, как говорят сейчас,'мэйнстрима'. Это 20-30-40 годы. В Европе было то же самое. Во всяком случае, в журнале русскоязычных эмигрантов-таксистов наткнулся на следующее: Типичный 'химкоструктор' тех лет. Брал здесь https://booktracker.org/viewtopic.php?t=4248 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 3 апреля 2021 Автор Поделиться Опубликовано: 3 апреля 2021 1950-е. В.П.Тарасенков. Охлаждение двигателей., М., 1955. Военное издательство министерства обороны СССР. Наверное, САМАЯ АДЕКВАТНАЯ КНИЖКА ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ. Без сюси-пуси и петросянщины. Скрытый текст Спиртоконструкторы НЕ УПОМЯНУТЫ СОВСЕМ. Рассмотрено приспособление (гидрометр) для определения температуры замерзания по плотности антифриза. Ссылка на сообщение
Barmaley 3 609 Опубликовано: 4 апреля 2021 Автор Поделиться Опубликовано: 4 апреля 2021 Итак, глава про антифриз из адекватного учебника по топливам и смазочным материалам 1959 года. А.С.Ирисов, Н.И.Итинская Топливо и смазочные материалы. Москва, 1959 Скрытый текст Рассказано про: 1) Производство этиленгликоля из нефтяных газов (этилена), получаемых при коксовании/крекинге/пиролизе нефтепродуктов. 2) Про то что из антифриза при эксплуатации выкипает вода (до многих до сих пор не доходит) 3) как подбирается концентрация под нужную температуру эксплуатации 4) Про то что даже при замерзании антифриз не гробит не блок, ни радиатор, превращаясь в кашу (до многих до сих пор не доходит) 5) Про ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ прибор разработки Л.И.Беренца (гидрометр) для измерения плотности антифриза и предположтельной (+/-3 градуса цельсия) температуры застывания. Кстати, вполне себе продаётся, но почему-то взрослые дяди заняты мастубацией с китайской хренью и словесным поносом на эту тему 6) На 1950-егоды ещё не отошли от полигликолевой схемы и допускалось наличие других гликолей в этиленгликоле антифризов. 1 Ссылка на сообщение
Рекомендованные сообщения
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас