Перейти к публикации

Что влияет на противоизносные свойства масел


Рекомендованные сообщения

Предлагаю обсудить что влияет на противоизносные свойства масел при обычной (не гоночной) эксплуатации автомобиля.

Столкнулся с тем, что мифов много и далеко не все из них соответствуют истине.

 

Миф 1. Эстеры улучшают противоизносные свойства. Читал ещё пару лет у Mobil, что они отказались от эстеров, вместо которых добавляют другие присадки, лучшие по противоизносным свойствам. Аналогично изучение множества анализов на Битоге (bobistheoilguy.com) масла Motul 300V показал, что значения металлов в отработке не меньше, чем на других маслах (а меди обычно даже больше, видимо цветные металлы не очень любят эстеры).

 

Миф 2. PAO улучшают противоизносные свойства. Однако присадки растворяются в PAO очень плохо, а на Битоге множество масел 5W-30 без PAO с минимальым содержанием металлов в отработке.

 

Миф 3. Износ у масел 0W-30 меньше, чем у 5W-30 из-за содержания эстеров. Однако если не брать сильные морозы, эстеры не уменьшают износ. А вот меньшее содержание ZDDP высоких температур (для большего содержание ZDDP низких температур при общем ограничении содержания ZDDP в масле) теоретически может привести к увеличению износа на трассе... (Учитывая, что ZDDP - это целое семейство соединений, рассчитанных на разную температуру)

 

Миф 4. Класс SN лучше SM и лучше SL, ILSAC GF5 лучше GF4. Однако если не учитывать улучшенные требования по чистоте и нагару (а просто чуть чаще менять масло), меньшее содержание ZDDP в SN и SM (800ppm), чем в SL(1300ppm) не может настораживать, хотя анализы Motorcraft 5W-20 SM показывают, что износ минимальный (вероятно, новые боровые добавки компенсируют недостаток ZDDP)

 

Миф 5. Большое содержание молибдена в масле уменьшает износ. Однако износ на этих маслах не меньше (см. анализы MOTUL 300V и Redline с 800ppm молибдена), а вот молибденовые присадки потенциально могут разлагаться под действием воды и большого срока на абразивные и кислотные соединения, что крайне опасно.

 

Ваше мнение? Могу (при необходимости) дополнительно аргументировать несостоятельность каждого мифа...

Ссылка на сообщение
Другие ответы в этой теме

Ну при определённых обстоятельствах, видимо это может случаться, не зря, наверное, это лохотроном прозвали.

Эт как же они в ОЕМ попали? с такой склонностью.

Всё же нечестно посылать к яндексу и делать прочие намёки, типа ищите и обрящите. Я практически всегда даю несколько прямых ссылок на источники. откуда я беру информацию. Иначе пустой трёп получается.

У некоторых товарищей на том месте, где совесть была, банан вырос. ;)

Ссылка на сообщение

@MIG-31, а как я тебе дам ссылку на печатное издание на моем столе!? Книгу к монитору приложить? Кстати там есть и материалы из того файлика, что ты выкладывал по присадкам. И по FM там тоже есть. В сети гуляет книжка Гаркунова, там многое есть. А чтобы ты был совсем в курсе. MoS2 как и графит и вольфрам относятся к механическим модификаторам и работают между поверхностями трения, а не С.

Изменено пользователем Dmitriy67
Ссылка на сообщение

Эт как же они в ОЕМ попали? с такой склонностью.

Кто именно? Ты про МоDTC или МоS2.

 

Dmitriy67

MoS2 как и графит и вольфрам относятся к механическим модификаторам и работают между поверхностями трения, а не С.

А где я говорил обратное?

Для тебя выделил жирным основной тезис в конце.

"The effect of ZDDP and MoDTC additives in engine oil on the friction properties of DLC-coated and steel cam followers"

Abstract

Friction tests simulating cam follower sliding conditions were conducted using a pin-on-disc test rig. In the case of SAE 5W-30 class engine oil, the friction coefficient of the combination of steel pins sliding on a steel disc increased from 0.11 to 0.12, while that of steel pins sliding on a diamond-like carbon (DLC)-coated disc decreased from 0.12 to 0.10. For 5W-20 oil containing the friction modifier MoDTC (molybdenum dithio-carbamates), the friction coefficient of steel pins sliding on a steel disc decreased markedly from 0.12 to 0.04. In contrast, that of steel pins sliding on a DLC-coated disc decreased more moderately, from 0.11 to 0.08. In both cases, Zn, P, S, and Mo elements derived from ZDDP (zinc dialkyldithiophosphate) and MoDTC additives were not detected on the DLC-coated disc, while these elements were detected on the steel disc and pins using electron probe microanalysis and X-ray photo-electron spectroscopy surface analysis. It appears that a tribochemical reaction film did not form on the DLC material due to its inactive chemical properties. Therefore, an increase in friction due to the formation of the film derived from ZDDP and a decrease in friction due to the formation of the film derived from MoDTC were clearly suppressed in the case of the steel pins sliding on the DLC-coated disc. It is thought that the tribo-chemical reaction film was instrumental in reducing friction substantially. The lateral force of the film formed on the steel disc was then measured using an atomic force microscopy lateral force microscopy test. The lateral force of the film resulting from the 5W-30 oil was much higher than that of the film formed from the 5W-20 oil with MoDTC. This result coincided well with the results of the friction tests. Judging from these results, it is thought that the high friction coefficient observed for the steel pins on the steel disc for the 5W-30 oil was caused by the higher shear strength of the film formed from ZDDP. On the other hand, the very low friction coefficient observed for the steel pin-steel disc combination for the 5W-20 oil was presumably caused by the formation of a solid MoS2 lubricant from the MoDTC additive.

Изменено пользователем MIG-31
Ссылка на сообщение

Не пойму что ты там нашёл не то. У меня есть иллюстрации и по графиту и по МоS2 и как это работает.

А книжка Горкунова не слишком ли стара для современных реалий? 1985 год всё же. Но уже скачал. почитаю на досуге. Хотя вот переработанное нашёл 2001года.

Триботехника. Износ и безизносность.Оно?

Изменено пользователем MIG-31
Ссылка на сообщение

Изволим шутить?, естесно МоDTC. ;)

Да понятия не имею. Истерию в инете наблюдал только по поводу дисульфида. Может дитиокарбамат не так страшен, всё-таки большая его часть находится в растворённом виде. Но наверное к концу замены масла из него может образоваться достаточное кол-во МоS2 и тут уж фиг знает. Ясно одно, что МоDTC вступив в реакцию в паре трения превращается в МоS2. А вот куда потом девается МоS2? В реакцию с поверхностью он не вступает и значит вероятно может быть смыт с поверхности в объём масла. А дальше....возвращаемся к истерии в инете.

Ссылка на сообщение

Скажите, а бесцинковый пакет присадок это хорошо или плохо?

В частности, Фукс заявил о переходе на такие присадки.

Ссылка на сообщение

Скажите, а бесцинковый пакет присадок это хорошо или плохо?

Пока малоизученный вопрос. Везде есть свои плюсы и минусы.

Анализы отработки показали неплохие результаты эксплуатации на американских просторах, а у нас :unknw: х.з.

Ссылка на сообщение

Затем входит в соединение с водой, образуя кислоту?

 

Долго всех пытаю при каких же условиях дисульфид молибдена может в дигателе превратиться в (сильную) кислоту. Что-то как-то уравнение и условия протекания реакции так не озвучили. Ровно как и страшный абразивный эффект от частиц размером в единицы микрон

Ссылка на сообщение

Да формулы то опубликованы разные. Вот одна из них

"MoS2 + O2 = Mo(SO4)2

Затем происходит гидролиз сульфата молибдена (соль сильной кислоты и слабого основания):

Mo(SO4)2 + H2O = Mo(OH)4 + H(+) + SO4(2-) "

 

Но пройдут ли реально реакции, судить не берусь. Известно только, что температура для этого нужна до 400-600С. Но также известно, что при граничном трении локальные температуры могут достигать куда высших значений, ведь чтобы образовать фосфатную цинковую плёнку из ZDDP температура нужна не меньшая. То есть ZDDP работает тоже только при граничном трении и высокой локальной температуре в точках соприкосновения.

Вот что отвечал Борода про свои присадки МоS2 на форуме ЛМ:

- И как опровергните некоторые утверждения о том, что Mos2 от температуры и кислорода со временем окисляется, образуя очень вредные кислоту и абразив?

- Мы уже много раз писали об этом на форуме. MoS2 окисляется в воздухе примерно при 450 оС (на стенках температура всегда меньше)

Однако воздух есть всегда, когда поршень внизу. А уж высокие локальные температуры точно имеют место быть и при сгорании(тем более с кратковременной детонацией) и при трении.

 

Ровно как и страшный абразивный эффект от частиц размером в единицы микрон

Дак и износ в микронах исчисляется.

Изменено пользователем MIG-31
Ссылка на сообщение

Скажите, а бесцинковый пакет присадок это хорошо или плохо?

В частности, Фукс заявил о переходе на такие присадки.

 

А когда заявил?

Знаю только, что 10 лет назад они запустили пару масел GT1 0W-20 и 5W-30, причём 5W-30 через несколько лет перестали выпускать, под предлогом, что новое цинковое GT1 PPO C3 превосходит старое бесцинковое.

Ссылка на сообщение

Да формулы то опубликованы разные. Вот одна из них

"MoS2 + O2 = Mo(SO4)2

Затем происходит гидролиз сульфата молибдена (соль сильной кислоты и слабого основания):

Mo(SO4)2 + H2O = Mo(OH)4 + H(+) + SO4(2-) "

 

Но пройдут ли реально реакции, судить не берусь.

 

 

Дак и износ в микронах исчисляется.

 

Человеку открывшему способ получения сульфатов из сульфидов прямым окислением крупнотонажная химия памятник воздвигнет нерукотворный.

Потому как обычно данная реация дает оксид (в данном случае молибдена) и сернистый ангидрид. Он конечно растворяется в холодной воде образуя сернистую кислоту, но эта кислота крайне нестойкая при нагреве и главное является восстановителем что как-то подкашивает корозионную версию.

Ссылка на сообщение

Вот табличка интересная.

42ee8cd79cdd.jpg

 

"MoS2 generally has a higher load-carrying capability than

graphite. Yet, at service temperatures above 400°C, MoS2 degrades and loses its lubricating capacity.

MoS2 is, therefore, eliminated from consideration if the service temperature is above 400°C."

 

А вообще неспроста МоS2 в основном применяют в трансмиссиях. И видно, что нитрид бора температуры не боится.

Изменено пользователем MIG-31
Ссылка на сообщение

А когда заявил?

Знаю только, что 10 лет назад они запустили пару масел GT1 0W-20 и 5W-30, причём 5W-30 через несколько лет перестали выпускать, под предлогом, что новое цинковое GT1 PPO C3 превосходит старое бесцинковое.

Я когда масло Fuchs выбирал, читал всё, что находил. Где-то видел статью, что Fuchs считает перспективной XTL-технологию с бесцинковым пакетом присадок, приводилось их самое крутое масло TITAN GT1 SAE 0W-20 XTL-technology. А также отмечалась тенденция полного перехода на гидрокряк.

Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...