Интернет площадки (Emex,Exist, Autodoc и пр) зло?
Время чтения 10 минут
Интернет площадки (Emex,Exist, Autodoc и пр) зло?
Каждый из нас пользуется услугами интернет порталов или хотя бы знает о них. Но мало кто знает, как они работают изнутри и какие есть нюансы.
Сейчас для розничных покупателей в формате интернет площадок работает много компаний, например: Exist, Emex, Автопитер, Adeo.Pro, Автостэлс, AVTOTO и другие.
Приобретать на интернет площадках все что необходимо для обслуживания автомобиля удобно: огромный ассортимент, множество поставщиков, минимальные сроки и цены, пункты самовывоза в шаговой доступности или хотя бы есть в городе (актуально для небольших населенных пунктов).
Поставщики сами активно стремятся стать партнёром подобных структур, для некоторых компаний это вообще единственный канал продаж. Покупатель же при заказе чаще всего выбирает из всех предложений по одному и тому же наименованию товара минимальную цену и срок поставки (гораздо реже самую минимальную цену – как правило она имеет большой срок поставки и может доходить до 30-40 дней). Отсюда и большая конкуренция среди поставщиков и появление минимальных цен на продукцию, а также высокий процент выполняемости заказов (по срокам и почти отсутствием отмен заказанных позиций).
У поставщика чьё предложение (при прочих равных условиях) дороже на 5 – 10 % не будет пользоваться спросом вообще. А некоторые поставщики «бодаются» даже не за проценты, а за считанные рубли. И правда зачем переплачивать за один и тот же товар – покупателю который голосует рублём как правило безразлично кто поставщик, главное сэкономить.
Таким образом для розничных покупателей и не опытных закупщиков автопарков / СТО и магазинов появление интернет площадок — это классно. Действительно с их приходом уровень наценок и розничных цен значительно снизился, а качество сервиса повысилось.
Здесь здорово подходит одно высказывание:
"Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продукции и развивает наихудшие качества людей" (Д. Сарнофф) – к «продукции» в голове держим и услуги.
На первый взгляд все радужно, но есть у этой медали и оборотная сторона. И она совсем не радужная как для автовладельца, так и для автобизнеса.
Прежде чем продолжить поясню суть и принципиальные моменты в работе интернет площадок. Каждая площадка не имеет своего склад запчастей (склады крупные, но операционного, логистического назначения – грубо говоря перевалочные пункты), не занимается импортом от производителей и длительным хранением. Каждая площадка — это «прилавок» который является посредником при доставке товара со складов поставщиков до рук покупателя. Как это работает? – автолюбитель заказывает запчасти через интернет портал или отделение (при этом не видит кто истинный поставщик – видит только его код), далее площадка размещает данный заказ у поставщика. Этот поставщик доставляет запчасти до логистического склада площадки. Интернет площадки уже по средствам своей отлаженной логистики доставляют этот заказ до конкретного своего же пункта (или франчизи – партнера который работает под их логотипом) и выдают заказ покупателю.
То есть это просто «руки» передачи запчастей и интернет площадка несет минимум затрат. Не бьется за привлечение клиента, получила заказа – передала поставщику, пользуется деньгами поставщика (доставка и отсрочка за поставленные запчасти) и покупателя - если взяли предоплату. Поэтому площадки делают минимальные наценки и сейчас они варьируются от 3 % и до 18 % (это в среднем и частные случаи конечно есть). Уровень наценки площадки определяют по множеству факторов: категория товара, стоимость, спрос, сезонность, география поставки, сроки доставки и прочее. Алгоритмы ценообразования не раскрываются.
Принимая во внимание все вышесказанное на примере NGN-shop поясню почему в фирменном магазине стоимость продукции выше (популярный вопрос, часто на него приходится давать пояснение), чем на интернет площадки.
Прочие дистрибьюторы NGN поставляют продукцию на площадки по минимально возможной стоимости (зарабатывают на обороте и поставляют не только NGN, но и множество другой продукции), сама площадка как мы выяснили довольствуется скромной наценкой. Издержки на логистику по доставке покупателю минимальные. А NGN-shop розничный магазин и не может себе позвонить жить на обороте (просто нет такого спроса), что бы демпинговать на рынке. Да есть обязательства перед представительством NGN работать по рекомендованным розничным ценам.
Классические продавцы всегда несут много издержек (аренда, персонал, транспорт и пр), оказывают консультации, информируют покупателя (попробуйте площадку помочь с подбором масла или проверить срок годности) оказывают комплекс услуг. А на площадке покупатель все делает сам – выбрал товар, выбрал где заберет, заказал и т.д.
Поэтому в розничных магазинах, СТО, фирменных магазинах цены всегда будут выше интернет площадок.
В чем минусы от интернет площадок для автобизнеса?
1. Вылетели с рынка оптовики и розничные магазины
После прихода на рынок площадок, их признания и обретения популярности многие магазины и даже региональные оптовые компании не смогли с ними конкурировать и были вынуждены или закрыться, или перепрофилироваться. Потому что товар клали на склад (замораживали деньги), имели свои площади и сотрудников и согласно всем издержкам наценка должна составлять минимум от 30%. Как только у покупателя появилась возможность купить товар дешевле он сразу ушел в другое место.
2. Дестабилизировали рынок
Оптовые компании (импортёры и фирмы, которые вкладывают деньги в товар и держат солидное наличие на своих складах) и так не жировали, примерно к 2010 году средняя оптовая наценка установилась на уровне 18-20 %. С приходом площадок наценки начали падать и на сегодняшний день 15% считается достойной наценкой, а некоторые товары торгуются с куда меньшими аппетитами.
Много седых волос добавило и даже обернулось разорением оптовиков развал Экзиста (поругались учредители), а далее и банкротство Isnext (не хватило оборотных средств). Вместе с ними пропали бешеные суммы многих фирм по России.
3. Выросли издержки поставщиков
Вместе со снижением наценок выросли издержки поставщиков в интернет площадки. По мере укрепления позиций площадок на рынке и осознания своего значимого статуса они начали «выкручивать руки» поставщикам. А именно:
а) требовать большие отсрочки (не две недели, а месяц и больше).
б) обязывать принимать любые возвраты в течение больших периодов времени (до 6 месяцев) – причем некоторые запчасти возвращаются некондиционными.
Живые примеры: - вернули крышку багажника с дикой вмятиной, такой что пришлось списать – поставщик под угрозой отключения от площадки этот момент «проглотил» и взял все убытки на себя.
- автолюбитель заказал зеркала с подогревом – быстренько поставил на свою машину, а без подогрева положил в коробку и сдал обратно площадке, площадка конечно вернула первому поставщику. На все претензии поставщика в адрес площадки он получил только вежливый посыл на лесную поляну и снова пришлось покрывать убытки за свой счет.
И подобных примеров масса.
в) штрафовать поставщиков буквально за каждый чих: не поставили товар, не корректно оформили документы, пересорт и многое другое.
г) доставлять продукцию не только за свой счет, но и в указанное время. Но и в этом случае нет гарантии своевременного приема товара и можно в очереди простоять несколько часов.
То есть интернет площадки все пользуются деньгами поставщика (отсрочка платежа), а также на него перекладывают все издержки (доставка, оформление документов) и риски (возвраты, не заборы продукции).
В чем минусы от интернет площадок для автолюбителей?
1. Подделки
Площадки стали удобным инструментом для продажи контрафакта и сейчас через них продаётся огромное количество подделок во всех категориях товаров. Некоторые площадки вообще не контролируют поставляемый товар, других устраивает любой сертификат – фантик с печатью получить можно запросто на что угодно. Некоторые пытаются что-то контролировать, но это просто невозможно при нынешнем уровне товарооборота. Да и надо отдать должное жуликам, очень здорово копируют упаковку и продукцию, выглядит качественно, но конечно не отвечает никаким требованиям. Сейчас очень много подделок прежде всего на оригинальные запчасти, да и на именитые марки тоже достаточно. Про масла ситуацию каждый на этом форуме и сам знает.
2. Низкопробные частные марки
Автобизнес вынужден работать или эффективнее и/или искать новые пути заработка, поэтому рынок заполнили частные марки. Для некоторых компаний это единственный способ выжить в нынешних условиях. Но не все при этом достойно ведут бизнес, не мало умников, которые умышленно заказывают продукцию низкого качества позиционируют как премиальную и без зазрения совести продают с высоким заработком. Рынок и спрос конечно «чистит» таких дельцов, но за это время страдает и необоснованно переплачивает множество автомобилистов.
Про частные марки напишу отдельную статью позже.
Так интернет площадка — это зло или добро?
На мой взгляд это и ни зло и ни добро, это просто данность нашего времени и уровня развития технологий. Интернет площадки принесли с собой как положительные, так и отрицательные веяния в автобизнес.
Предложений и возможностей для продажи и покупки стало больше, стоимость запчастей для конечного потребителя снизилась, качество сервиса наоборот выросло.
Какие-то компании были вынуждены уйти с рынка, но для кого-то это напротив дало возможность реализовать новую бизнес модель. Например, проект подобный NOVUS был не возможен еще несколько лет назад.
И на сегодняшний день рынок и автобизнес продолжает трансформацию. Уменьшается путь от производителя к покупателю, предложения становятся персонифицированными.
Если раньше производители диктовали что, кому и по каким ценам продают, то сейчас ситуация изменилась кардинально. Рынок перенасыщен предложениями и теперь тот кто имеет выход на покупателя (ритейлеры, дистрибьюторы, интернет площадки или производитель который научился продавать свой товар на прямую) сам диктует что и как будет продавать.
Так что запасаемся попкорном и ждём что будет дальше!
Справка для полноты раскрытия темы:
На данный момент и многие крупные игроки, импортёры, которые имеют собственные большие оптовые склады и массу филиалов-складов по России, тоже имеют признаки интернет площадок (на своих сайтах размещают предложения сторонних складов / компаний), но они ориентированы на автобизнес (оптовики, магазины / СТО) и почти не работаю с розничным покупателем. К таким фирмам можно отнести: Армтек, Авто-Евро, Москворечье, Берг, Форум-Авто, Росско, Смартек, Шате-М и прочие.
Есть еще одна обособленная модель бизнеса – агрегатор поставщиков запчастей, один из самых успешных примеров это: ZZap.ru
Принципиальный момент агрегаторов – они не участвуют в процессе поставки товара, а оказывают информационную поддержку. При поиске конкретной запчасти мы видим кто нам её может продать, где находится какие условия и т.д. (вспоминаем принцип работы интернет площадки – гонят запчасти только через себя и истинный продавец не известен). И покупатель может оформить заказ через сайт агрегатора или обратившись к продавцу на прямую.
Агрегаторы зарабатывают не на продаже, они берут деньги с продавцов (например фиксированную сумму в месяц) за размещение информации о продавце и его предложении у себя на сайте.
Еще один любопытный пример про ценообразование и про то как ломаются ценовые политики (если они вообще есть) по разным маркам и категориям товаров. Рассмотрим на примере Castrol – по моим данным одна из самых обесцененных марок для оптовиков. Марка известная, спрос высокий – многие компании не находят ничего лучше кроме как конкурировать ценой и снижать её до критического минимума. А еще эта продукция может продаваться даже ниже себестоимости. Кажется бред да? Что за бизнес такой, где купил за 10 рублей, а продал за 9 рублей? Дело в том, что некоторые производители за выполнение годового плана платят дистрибьюторам очень большие бонусы. Так вот подходит отчетный период к концу, а до выполнения плана не хватает, вот тут и переходят к плану действий «слив». По любой цене выставляют лишь бы продать, обернуть деньги и выбрать необходимый объем для выполнения плана.
На сегодняшний день это уже устоявшийся факт – некоторые марки торгуются буквально в ноль и дистрибьютор зарабатывает на только на бонусах от поставщика.
Товарищи, пишите свой комментарии что думаете по данной теме. А также что вам интересно узнать о автобизнесе – постараюсь раскрыть любой актуальный вопрос.
16 комментариев
Рекомендованные комментарии
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас