Перейти к публикации

Счетчик моточасов.


Рекомендованные сообщения

День добрый! Начитавшись форума про масла и фильтры, задался вопросом, а как подсчитать моточасы? Не астрономические часы наработки двигателя, а, что то более реально отображающее интервал работы двигателя с учетом реальной работы. В машине есть мозги, но нет компьютера. Да и если бы он был, то одному Господу и программисту известно, что они считают. Пытался найти формулу, хоть,что нибудь. Кто во что горазд. Кто-то считает, астрономические моточасы. Кто-то по расходу. Кто-то на глаз.  Родилась идея собрать счетчик самому.  После "глубоких" размышлений пришел к выводу,  каждый проход поршня вызывает износ двигателя. Соответственно нужно построить прибор, который бы считал шевеления порней. Но считал их по особому, с учетом поправочного коэффициента. С учетом того, что минимальный износ у двигателя идет при развиваемой им номинальной мощности. Любое отклонение от номинальных оборотов вызывает ускоренный ход счетчика моточасов. Т.е. Если ваш мотор имеет при  трех тысячах оборотов номинальную мощность,считаем, что это идеальный режим работы двигателя и счетчик астрономических моточасов совпадает с математическим счетчиком. Если мотор работае на 1500 оборотах в минуту, то математические часы тикают в два раза быстрее. Аналогично, если мотор работает на 6000 вместо номинала, то часы, как и при 1500, должны идти в два раза быстрее.  Это было предположение. Порыв интернет нашел статью, в которой проводились работы по измерению степени износа двигателя в зависимости от оборотов. https://wiki.zr.ru/Износ_двигателя    Как видим из графиков износа, моя гипотеза подтвердилась. График зеркально отражается относительно номинальных оборотов.  Правда он больше похож на квадратиную зависимость, но в первом приближении можно применить линейную апроксимацию. Таким образом. Вырисовывается алгоритм работы двигателя.

1. Если обороты ниже 1200 - считаем это холостым ходом без нагрузки с минимальным износом, коэффициент ускорения хода счетчика равен 1. 

2. Если обороты больше 3000 - считаем коэффициент. Для этого измеряем частоту вращения коленвала двигателя и делим на номинальные обороты. Умножаем астрономические часы наработки на поправочный коэффициент.

3. Если обороты лежат от 1200 до 3000 - считаем коэффициент, как в пункте 2) и затем зеркалим его.  (получаем график, как в статье)

4. если обороты 0 - астрономические и математические часы стоят.

4. Суммируем показания. 

5. Записываем в память. 

6. Выводим показания числа оборотов, астрономические моточасы, математические моточасы на дисплей.

Таким образом мы получаем значения просто астрономического времени наработки двигателя, времени пересчитанного к оборотам мотора и, как следствие, приближенные к реальности математические моточасы. Бонусом отображаются обороты мотора. Исходя из выше сказанного был собран макет счетчика моточасов с двумя дисплеями. Один 4х рядный служебный для отладки, второй семисегментный основной. Схема была подключена к лабораторному генератору имитирующему работу мотора на различных оборотах.  Реализованы все вышеозначенные функции. На сегодняшний момент, виртуальный пробег составил 90 астрономических часов, 195 математических. Большую ч асть времени виртуальный мотор работал на 6000 оборотах. Соотвественно и ожидаемое математическое время в два раза выше астрономического. 

Пришло время внедрения сего устройства в реальный автомобиль. И вот здесь возникли вопросы. Откуда лучше всего зацепить сигнал оборотов мотора (минимальное вмешательство, минимальное повреждение существующих проводов и т.п. ), где размещать (в моторном отсеке или салоне)?  

На фото показания основного дисплея 5990 обороты в минуту, 89.4 -астрономические часы (отображаются 5 секунд), затем отображаются математические моточасы -192.8. На служебном дисплее левый нижний угол, значение  2,0 - коэффциент перечета астрономического в математическое. 

Спасибо!

 

 

 

 

IMG_20210726_124246.jpg

IMG_20210726_124258.jpg

Изменено пользователем Aeromash
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Другие ответы в этой теме

Илон Маск нервно курит в сторонке:good2:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Синхрофазотрон по факту получился:good2:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, Vasek555 сказал:

Синхрофазотрон по факту получился:good2:

Ну да. Великоват. Но это макет. Рабочий образец будет иметь только красный дисплей и размером чуть более дисплея. 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я не силен в авто электронике, потому и спрашиваю специалистов, где можно словить сигнал оборотов двигателя. Где-то читал, что можно с низковольной стороны катушки зажигания. 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С ЭБУ можно словить и с тахометра. Наверно точнее нигде больше не словишь

Изменено пользователем Vasek555
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
41 минуту назад, Aeromash сказал:

Масла? 

Ну да.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Vasek555 сказал:

С ЭБУ можно словить и с тахометра. Наверно точнее нигде больше не словишь

Спасибо! Буду думать. Таких коробок заказали несколько штук, машины разные, разных годов. Нужно решение универсальное. Напрашиваются такие варианты. 1. Датчик коленвала. Но там вроде 58 зубов. Т. е. частота в 58 раз выше. Амплитуда сигнала мне неизвестна, пока что. 2. Датчик распредвала, но не уверен, что он есть у меня. 3. Тахометр, даже не знаю где искать под капотом. 4. ЭБУ - самый, наверное, нудобный вариант.  5.  низкая сторона катушки зажигания. 6. Высокольтный провод (не у всех есть).  Интересно, на OBDII, случаем, нет полезных сигналов? 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я при упоминании ЭБУ  про ОБД и говорил - БК через ОБД все параметры считывает в том числе и обороты. Вот только незнаю по отдельному проводу или по к-линии все идёт

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К линия не подойдет, там информационные пакеты шуруют, чисто для справки. Нужен сигнал в реальном времени. Посмотрел, у Тоет, есть на 9 ноге. Правда не у всех. У меня в наличии Авенсис и старушка Нубира.  Если у Авенсиса есть сигнал на ОБД, то тогда даже под капот лезть не надо. Устройство можно прямо к ОБД и подключить. А у Нубиры ОБД загадочный. Там все пины корейцы перепутали на заводе.  Спасибо за совет. Будем исследовать обе машины. 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
26.07.2021 в 14:00, Aeromash сказал:

 Т.е. Если ваш мотор имеет при  трех тысячах оборотов номинальную мощность,считаем, что это идеальный режим работы двигателя и счетчик астрономических моточасов совпадает с математическим счетчиком.  

Я думаю, надо смотреть не на мощность, а на макс крутящий момент, если например у двигателя полка момента от 2500 до 4500, то эти обороты и принимать за идеальный режим, все остальное, в том числе и холостой ход, считать с поправками

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
28.07.2021 в 11:21, vervasnik сказал:

Я думаю, надо смотреть не на мощность, а на макс крутящий момент, если например у двигателя полка момента от 2500 до 4500, то эти обороты и принимать за идеальный режим, все остальное, в том числе и холостой ход, считать с поправками

Если посмотреть на график зависимости износа от оборотов, в то можно сделать предположение, что есть минимум у графика и этот минимум находится для экспериментального двигателя на 3000 оборотах в минуту. Понятно, что минимум будет зависить от модели двигателя. На Нубире с 1.6 литровым 100 км/ч соответствует 3000 оборотам. На Авенсисе 2400 с 2.4 литровым. Понятно, что мы не можем учесть загрузку авто. И математическое время лишь отдаленно пакажет правду. Но цель прибора, дать хотя бы приближенно понятие, о режиме работы и более менее адекватно представлять, когда менять масло. По крайней мере прибор выдаст два отсчета времени. Первое астрономическое - точное время работы, но которое не отображает реальную работу двигателя. Второе - математическое, с попыткой учесть зависимость износа от оборотов. Имея два времени, можо принимать решение, когда менять. Если ориентироваться на астрономическое, то срок службы мотора сократится. Если замену делать по математическому, то мотор скажет спасибо. Правда, это увеличит прямые расходы на покупках и заменах масла.  Но оттянит момент капиталки. Можно, как вы говорите сделать и полку в зависимости, можно ввести зависимость лобового сопротивления. Но это все условные зависимости. Ваша полка уменьшит разрыв между астро и математическим временем, поправка на лобовое увеличит. Если не изменяет память, как-то довелось считать лунный ровер, то крутящий момент и мощность не сильно связаны. 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В приборной панели взять сигнал тахометра. Или с мозгов сигнал форсунки. 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...