Перейти к публикации

Американские масла для Европы


Рекомендованные сообщения

любопытно

 

АМЕРИКАНСКИЕ МАСЛА ДЛЯ ЕВРОПЫ: МНЕНИЯ РАЗДЕЛИЛИСЬ

 

Тема наличия или отсутствия каких-либо особенностей применения заокеанских моторных масел в европейских транспортных средствах обсуждалась в автомобильной прессе уже не раз. Но, как правило, в рамках такой публикации обычно выступали сторонники только одной из существующих точек зрения. Сегодня «Автоцентр» предлагает взглянуть на эту проблему с двух разных сторон.

 

 

Масла даже одной торговой марки, произведенные в Америке и Европе, — это принципиально разные продукты

 

 

Вопрос о возможности применения моторных масел, произведенных в США, в автомобилях Европейского производства и связанных с этим технических аспектов поднимался неоднократно. В данной статье мы хотели бы еще раз вернуться к этой теме и более детально ознакомиться с особенностями применения масел в двигателях европейских и американских машин.

 

 

Основными действующими на практике системами классификации моторных масел являются API (Американский институт нефти) и АСЕА (Европейская ассоциация производителей автомобилей). Различия в подходах и основных принципах разработок новых видов масел в Америке и Европе обнаруживаются уже на этом этапе. Попытки создания единого стандарта для обоих континентов, а также для Японии, которая является третьим мировым центром автомобилестроения, пока закончились неудачей, хотя работы в этом направлении ведутся постоянно. Следует обратить внимание, что данные различия обусловлены в первую очередь отличием требований законодательных органов Европы и Америки, а также основными подходами «школ» автомобилестроения.

 

 

Новый и Старый Свет, являясь крупнейшими центрами мирового автомобилестроения, имеют свои концепции и традиции в разработке и производстве автомобилей и соответственно смазочных материалов к ним. И если Европа ставит во главу угла сроки замены и защиту двигателя от износа, то Америка – экологичность.

 

 

Эти концепции в сочетании с другими факторами имеют огромное влияние на состав масел, их вязкостные характеристики и многое другое. Например, традиционно в Америке отдают предпочтение гидрокрекинговым базовым маслам группы ГК-I (с испаряемостью на уровне масел селективной очистки и индексом вязкости порядка 100), а в Европе используют в основном гидрокрекинговые базы групп ГК–II/III (с пониженной испаряемостью и индексом вязкости 132-145)*. Но разберем все по порядку.

 

 

Конструктивные особенности. Для того чтобы удовлетворять требования законодательства США, производители автомобилей для Америки внесли ряд изменений в конструкцию двигателей, основными из которых являются: изменение профиля поршневых колец, их размещение, уменьшение зазоров (поршень-кольцо). Для американских двигателей характерно размещение верхнего компрессионного кольца почти на уровне плоскости днища поршня (см. рис.). Так паразитный объем сводится к минимуму, уменьшается разница между геометрической и физической степенью сжатия. За счет этого продувка и смесеобразование в цилиндре значительно улучшаются, что ведет к более полному сгоранию топлива и, как следствие, резкому снижению уровня выбросов несгоревшего топлива (СН). Такие конструктивные особенности сопряжены с тем, что верхние поршневые кольца работают при более высоких температурах и критические температурные нагрузки в двигателях одного класса американского и европейского производства различны.

 

 

Повышенные температуры требуют применения масел с пониженной зольностью, чтобы избежать залегания колец и детонации. Поэтому в американских маслах используются так называемые «малозольные присадки» и снижено общее их содержание. Так например, если взять общее щелочное число, которое является опосредованным показателем количества моющих присадок в масле, то для Америки характерно для большинства масел значение 5 мгКОН/г, в то время как для Европы этот показатель составляет 8-12 мгКОН/г. Это означает, что в европейских маслах содержится в 1,5-2 раза больше моющих присадок, чем в американских.

 

 

В условиях Украины этот фактор приобретает особое значение, так как моющие присадки – это именно тот компонент, который нейтрализует кислоты, образующиеся в процессе работы двигателя. Одним из основных источников поступления кислот в масло является содержащаяся в топливе сера, которая после сгорания и реакции с водяными парами образует серную кислоту. Сера в топливе, что для Украины является постоянной проблемой, а также тот факт, что большинство автомобилей не получает сервис на фирменных СТО, приводят к тому, что процесс сгорания в двигателях таких автомобилей организован далеко не оптимально, а это требует масел с максимально высоким содержанием моющих присадок.

 

 

Вязкостные характеристики. Американские производители автомобилей традиционно рекомендуют к применению менее вязкие масла (классов 5W-30, 10W-30), в то время как европейские обычно рекомендуют 15W-40, 10W-40. Это обусловлено не только конструктивно, но также и климатическими особенностями Европы и Америки. Применение маловязких масел дает экономию топлива, а применение масел более высоких вязкостей обеспечивает повышенную защиту от износа. Оптимальный баланс необходимо искать с учетом местных условий и особенностей эксплуатации конкретного транспортного средства.

 

 

Факторами за применение более вязких масел (назовем их «европейских классов вязкости») являются:

 

- отсутствие обслуживания на фирменной СТО,

 

- не очень качественный бензин, склонный к детонации,

 

- спортивный стиль вождения,

 

- частая езда на короткие расстояния (разбавление масла топливом),

 

- езда с максимальной загрузкой (городской транспорт, прицеп),

 

- климатические условия.

 

 

Сроки замены. Одним из аргументов, который используют продавцы масел американского производства, является тот факт, что европейские автомобили продаются в Америке и в них используют местные масла. Это так, но необходимо помнить, что автомобили эти адаптированы и сроки замены масел у них снижены до американских норм. У нас же потребители стремятся покупать масла по американским ценам, но эксплуатировать их как европейские.

 

 

Суммируя вышеуказанное неизбежно напрашивается вывод, что масла одной и той же фирмы, произведенные в Америке и Европе, – это принципиально разные продукты. Это подтверждается уже тем, что названия масел для Америки и Европы отличаются. Они очень похожи и обычно рядовой потребитель не замечает этого, но присмотревшись можно легко обнаружить этот факт.

 

 

Данная статья не имеет целью убеждать, что какие-то масла лучше, а какие-то хуже. Цель – показать, что они разные, и утверждения некоторых продавцов, что «масла все импортные, все одинаковые», являются по меньшей мере некомпетентными.

 

 

В заключение необходимо еще раз отметить, что наилучшей рекомендацией по применению масла в конкретном автомобиле является указание в инструкции по эксплуатации и консультация у опытных работников фирменных станций техобслуживания. По практическому опыту можно сказать, что необдуманное использование непроверенных масел, которые приобретаются исходя только из ценовых соображений, может привести к потере (и как правило приводит) всей кажущейся выгоды.

 

Александр Бодня

Представительство Mobil Oil в Украине

 

 

 

Масла американского производства можно смело применять в автомобилях, выпущенных в Европе.

 

Каждый раз, когда поднимается вопрос: «Можно ли применять автомобильные масла американского производства в европейских автомобилях?», мы даем утвердительный ответ — ДА, МОЖНО! И чтобы расставить все точки над «і», предоставляем следующую информацию.

 

 

Начиная с 1998 года все ведущие производители масел на Американском континенте сертифицируют свою продукцию по европейской системе ACEA (Mobil, Pennzoil-Quaker State, Castrol). Обусловлено это в первую очередь тем, что за последние годы значительно вырос импорт европейских автомобилей на территорию Америки, а вместе с ними «эмигрировали» и технические требования к этим автомобилям. Если говорить конкретно о марках масел, то, например, Mobil 1 Tri-Synthetic Formula 0W-30, 5W-30, 10W-30 соответствует спецификации A1/B1-98 европейской классификации ACEA, Quaker State Synchron Ultra Premium 5W-50 — A3-96, Quaker State Synchron Ultra Premium 5W-30, 10W-30 — ACEA A1-96, Castrol Syntec 5W-50 — ACEA A3-96. Информация эта абсолютно открыта, и любой потребитель с помощью Интернет может лично убедиться в вышесказанном на сайтах этих компаний.

 

 

Cлухи о том, что европейские производители автомобилей адаптируют свои автомобили под американский рынок, касаются скорее «фаршировки» и подбора материалов для отделки салона, уровня его комфорта, но никак не конструкции двигателя. Можно ли представить, что завод Mercedes или BMW, затрачивая многие годы и огромные средства на разработку, вдруг переделывает свои моторы под американский рынок? Ведь подобрать параметры масла под требования двигателя намного дешевле, чем переделывать его конструкцию!

 

 

Многие утверждают, что в Америке меняют масло через каждые 5 тыс. км. На самом деле — масло там меняют каждые 7 тысяч, но не километров, а миль, что составляет более 10 тыс. км. Это касается минеральных масел. Синтетику же рекомендовано менять через каждые 7,5 тысячи миль или 12 тыс. км. В Америке, так же как и в Европе, требования к маслам и сроки замены масла устанавливает производитель автомобиля, а не производитель масла.

 

 

Кстати говоря — в автомобиле BMW с мотором 2.5, на котором производились испытания на пробег в 1.000.000 (!) миль, использовалось именно американское синтетическое масло Mobil 1 Advanced Formula 5W-30, и сам тест проводился также в Америке. Напомним, что даже после такого фантастического пробега допуски в размерах на коленчатом и распределительных валах, а также в поршневой группе соответствовали заводским (подробности — на сайте www.mobil.com ).

 

 

Что же касается климатических условий, то вряд ли относительно мягкий климат Украины и тем более Европы может сравниться с морозами Аляски или с жарой Техаса. Почему же тогда в штате Техас при жаре + 400С автомобиль BMW может использовать масло Mobil 1 Advanced Formula 5W-30, а в Украине при температуре даже +300С для того же автомобиля это масло оказывается, как многие говорят, жидковатым?

 

 

Информацию об отличиях конструкции американских и европейских двигателей можно отнести скорее к исторической, нежели к технологической, поскольку эту разницу можно обнаружить в двигателях автомобилей 10-12-летней давности.

 

 

На сегодняшний же день экологические нормы, установленные в Европе (Евро-3), в некоторых аспектах превосходят даже жесткие Калифорнийские стандарты. А отличие в расположении колец на поршне на полмиллиметра не создает большой разницы в чистоте выхлопа, и тем более в работе масла в двигателе.

 

 

О химических свойствах автомобильных масел хотелось бы поговорить подробнее. Известно, что любое автомобильное масло должно не только надежно смазывать двигатель, но и выполнять массу других не менее важных функций: не допускать образования шлаковых отложений в высокотемпературных точках, вымывать смолянистые налипания на подшипниках, удерживать продукты сгорания в подвешенном состоянии, нейтрализовывать продукты окисления и т.д. Но если в бензиновых двигателях любое более-менее качественное масло с этими задачами справляется, то дизельные моторы требуют к себе особого внимания, тем более что в последнее время как экологические, так и технологические требования к ним ужесточились.

 

 

На этой почве также возникло немало споров по поводу пригодности американских масел. Основной аргумент — в американских маслах в 1,5-2 раза присадки слабее, они не способны обеспечивать должной защиты двигателя, а также не могут удерживать его в чистом состоянии. Что же, давайте рассмотрим два однотипных продукта, один из них — европейский Mobil Delvac Super 1300, другой американский Mobil Delvac 1300 Super. К рассмотрению предлагаются два основных параметра: зольность и общещелочное число (TBN — Total Base Number) — пакет присадок, отвечающий за вымывающие способности масла:

 

 

Как влияет общещелочное число на работу масла? Ответ один — чем выше это число, тем сильнее моющие способности масла.

 

 

Как влияет зольность на работу масла? Ответ один — чем выше процент зольности, тем больше вероятность появления высокотемпературных шлаков в поршневой группе и как следствие залегание колец. Хочется также отметить, что зола содержится в базовой нефти, и от нее стараются очистить конечный продукт, а не ввести с «малозольными присадками». Американская нефть изначально чище, поэтому и конечный продукт получается чище и дешевле. Что же касается индекса вязкости, то очевидно, что чем выше индекс, тем лучше смазывающие способности масла. Исходя из этой информации, решайте сами, какой продукт лучше. В одном можем заверить вас точно: американское масло не хуже в 1,5-2 раза, а дешевле на те же цифры.

 

 

Следующий камень преткновения — экология и дизельное топливо. Мнение о том, что американское дизельное топливо содержит меньше серы, чем европейское топливо, — ошибочно. Украинскую солярку мы не будем затрагивать вообще, поскольку ни американским, ни тем более европейским, стандартам она и близко не отвечает.

 

 

Итак, аргумент — в Америке требования к чистоте выхлопа выше, поэтому там производят дизтопливо с низким содержанием серы, и как следствие в дизельные масла вводят мало присадок.

 

 

Если говорить о чистоте выхлопа, то стандарт Евро3 в некоторой степени выше, чем американские стандарты, поэтому сразу возникает противоречие. Но вернемся к маслу — в связи с увеличением сроков между заменами масел в тяжелых «дизелях» в среднем с 30-45 тыс. до 60-100 тыс. км ужесточается и требование к используемому маслу, это очевидно. Сроки эти увеличиваются в большей степени с целью сбережения нефтяных ресурсов нашей планеты, и тенденция эта происходит во всем мире, не только в Америке.

 

 

Что же касается американских экологически чистых дизельных моторов, то чистые они не потому, что используется высокоочищенное дизтопливо, а потому что используется система рециркуляции выхлопных газов. Так экономится чистый воздух. Если вы не знакомы с системой рециркуляции выхлопных газов, то сообщим, что часть этих газов принудительно проходит через картер двигателя, очищается от гари и копоти и поступает в цилиндры для повторного сгорания. Как вы думаете, что их очищает? Ответ один — моторное масло. Какими же свойствами должно обладать такое масло, когда требования к срокам между заменами 60,000-100,000 км. Конечно же, никто не ввозит в Америку масла с такими сильными свойствами. Эти масла выпускаются в самой Америке.

 

 

Поднимая вопрос о легкотекучести американских масел, хочется отметить, что действительно большинство американских масел имеют градации SAE 0W-30, 5W-30, 10W-30. Но высоковязкостные продукты с градацией SAE 5W-40, 5W-50, 10W-40, 15W-50, 20W-50 также составляют огромную часть рынка и пользуются спросом как раз за счет большого количества европейской техники.

 

 

Давайте заглянем и на европейский масляный рынок — передовые продукты основных производителей не назовешь высоковязкостными: Castrol SLX Formula SAE 0W-30; Esso Ultron 0W-30; Shell Ultra X 0W-30; BP Visco 7000 FE 0W-30. Данный список можно пополнять, но здесь речь идет не о том, какие масла лучше: высоковязкостные или масла с низкой вязкостью, речь скорее идет о том, что все больше автопроизводителей в Европе выдвигают новые требования к маслам, в частности и к их вязкости. Но идея остается одна и та же, глобальная — уменьшить потребление земных ресурсов.

 

 

Одним из первых такие требования выдвинул концерн Volkswagen. Стандарт VW 503.00 предусматривает применение масла с удлиненными до 30000 км сроками между заменами, при этом вязкость масла должна быть только 0W-30 и, конечно, синтетика.

 

 

Глядя на общую картину развития автомобильных технологий, а вслед за ней и на развитие технологий производства и применения автомобильных масел, поднимать вопрос о том, какое же масло лучше — американское или европейское, &md

 

http://camion.com.ua/article/full/id=319

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Другие ответы в этой теме

Довольно интересное и грамотное обобщение. Заслуживает отдельной темы. HARD спасибо!

 

Значит что хочу сказать, первая половина статьи написана представителем евро-mobil1 в Украине, человек старалься написать максимально непредвзято, но в силу своей должности и ежедневной работы, немного всетаки одеяло на свою сторону потянул.

 

Заблуждения:

1) Американцы меняют масло по разному. Если взглянуть на форумы типа boboil это 3-5 милль в среднем. Бывает и по 7 тыс миль - но нельзя говорить что большинство меняют через 7 тыс миль - скорее 30%.

 

2) якобы американцы в большинстве используют минералку I группы :( Забудьте ее там нет давно. Минералка II/II+, Гидрокрекинг III, и Синтетика ПАО. Точно также как в европе.

 

3)

Факторами за применение более вязких масел (назовем их «европейских классов вязкости») являются:

 

- отсутствие обслуживания на фирменной СТО,

 

- не очень качественный бензин, склонный к детонации,

 

- спортивный стиль вождения,

 

- частая езда на короткие расстояния (разбавление масла топливом),

 

- езда с максимальной загрузкой (городской транспорт, прицеп),

 

- климатические условия.

Все эти пункты очень характерны и для америки! У них также кто как попало обслуживает машины, стиль вождения также не пенсионерский, также частая езда на короткие растояния до маркета и обратно, так же езда с нагрузкой (чего у них в машине только с собой постоянно не ездит.)

 

Весомым аргументом считаю наш плохой бензин и низкое щелочное американское масло, НО на практике после вскрытия мы видим что движки даже очень чистые после американского масла, сами американские масла постоянно ростут в щелочном числе - сначала 6 потом 7 теперь 8 (взгляните на Valvoline Maxlife).

 

Что же мы наблюдаем при использовании евромасел с большими сроками смены? В теории высокое щелочное хорошо нейтрализует сернистый бензин, на нем можно ездить подольше. Вскрываем движки и что видим на практике? Каждый второй в отложениях.

 

Так может частота интервалов смены всетаки более весомый фактор, чем разница между щелочным 7(США) и 9(Евро) ? :up:

 

Вспомнить сколько машин америки прошло 1 000 000 миль на американских маслах с "низким" щелочным и "минеральными" базами - просто диву даешься. И после этого у кого то возникает утверждение что американские масла больше заточены под экологию, нежели защиту от износа как европейские?

 

Вообщем со второй половиной статьи я более чем согласен, фактически это то о чем я всегда и говорил везде, просто грамотно обобщено в одну статью.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Истина где то рядом..

Первая часть статьи кажется устаревшей, Торкон верно подметил про ГК 1 группы, интервалы смены тоже от 5000 миль и выше. Интересная информация об отложениях в камере сгорания и зольностью... нужно подтверждение..

Ну и забыли про новые требования АСЕА С1/С2/С3 - европейские "уродцы" :)

Вообще между API SM/GF-4 и АСЕА С2 можно знак равенства поставить - как по вязкости, так и по зольности/щелочности.

Ну а с появлением АСЕА 2008 думаю европейцы сильно вырвутся вперед, судя по паутинке Лубризол.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тут слышал мнение одного неглупого человека, так вот , он считает , что в старые двигателя 10-15 и более лет , смысла лить новые , суперские и дорогие и синтетические масла не то что НЕ НУЖНО - ВРЕДНО !!! типа чем больше присадок , тем быстрее масло схавает движок (сальники , резиночки и пр. )

типа Лить надо ТО , что было актуально на момент выпуска авто , даже типа Лукойл не грех, НО МЕНЯТЬ - раз в 5-6 тыкм . ВОТ ТАК .

В чем то понимаю и даже принимаю мнение его + еще нужно делать прикидку на климат наш и износ и пробег двига.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

......за счет этого продувка и смесеобразование в цилиндре значительно улучшаются, что ведет к более полному сгоранию топлива и, как следствие, резкому снижению уровня выбросов несгоревшего топлива (СН). Такие конструктивные особенности сопряжены с тем, что верхние поршневые кольца работают при более высоких температурах и критические температурные нагрузки в двигателях одного класса американского и европейского производства различны.....

 

Где-то в инете читал, что как раз от ACEA A3 с их большой зольностью и присадками залегают колечки, тем более если с вязкостью переборщил...... :) Может и не так, но как мысль ..

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Но вернемся к маслу — в связи с увеличением сроков между заменами масел в тяжелых «дизелях» в среднем с 30-45 тыс. до 60-100 тыс. км ужесточается и требование к используемому маслу, это очевидно. Сроки эти увеличиваются в большей степени с целью сбережения нефтяных ресурсов нашей планеты, и тенденция эта происходит во всем мире, не только в Америке.

 

Что-то жутко сомневаюсь, что увеличение сроков замены масла - это дань природе в части сбережения её ресурсов. На мой взгляд - это маркетинговый ход, с помощью которого заинтересовывают все больше и больше покупателей авто. Иными словами - это минимизации расходов на сервисное обслуживание. Чем больше межсервисный интервал гарантийного обслуживание - тем дешевле сервисное обслуживание. А это большой козырь в борьбе за клиента. Думаю, кто бывал в салонах Форда или Рено, тот обязательно вспомнит, как манагеры по продажам авто гордо заявляю: «А у нас межсервисное обслуживание аж через каждые 20000 км, что Вам сэкономит не мало денег при гарантийном обслуживании купленного у нас авто». Вот и все))))

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Что-то жутко сомневаюсь, что увеличение сроков замены масла - это дань природе в части сбережения её ресурсов. На мой взгляд - это маркетинговый ход, с помощью которого заинтересовывают все больше и больше покупателей авто.

С одной стороны это и маркетинг (это наверное нами так воспринимается пока, мы же в России :) ), но с другой стороны увеличение сроков замены масла напрямую влияеет на экологию, ведь отработка сливаться будет в два раза реже, а соответственно утилизация и пр. Это у нас в России сливают куда попало, места много, а в Европе они себе такого позволить не могут... вот и ведут к длинным интевалам.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Тут слышал мнение одного неглупого человека, так вот , он считает , что в старые двигателя 10-15 и более лет , смысла лить новые , суперские и дорогие и синтетические масла не то что НЕ НУЖНО - ВРЕДНО !!! типа чем больше присадок , тем быстрее масло схавает движок (сальники , резиночки и пр. )

типа Лить надо ТО , что было актуально на момент выпуска авто , даже типа Лукойл не грех, НО МЕНЯТЬ - раз в 5-6 тыкм . ВОТ ТАК .

В чем то понимаю и даже принимаю мнение его + еще нужно делать прикидку на климат наш и износ и пробег двига.

у моего друга Скайлайн турбовый с движком 86 года (что-то около 300 л.с.). Предлагаешь туда плеснуть минералочки которая в 86 году продавалась???

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Zver ? где ты такую найдешь ? предлагаю не гонятся за суперпуперами , а полусинтетики РС или Шеврон, Маннол, - ЗАГЛАЗА БУДЕТ даже турбовому аппарату.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Zver

у моего друга Скайлайн турбовый с движком 86 года (что-то около 300 л.с.). Предлагаешь туда плеснуть минералочки которая в 86 году продавалась???

Ну когда его выпустили в 86 году в этот двигатель что то лили ведь? :D И он прекрасно на этом ходил... Костян правильно отметил сейчас такое при всем желании уже не купить. А минералки II ему будет за глаза. Нужно просто изходить из климатической зоны, не всем и не всегда минералка подойдет.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Нужно просто изходить из климатической зоны, не всем и не всегда минералка подойдет.

вот с этого места поподробней пожайлуста

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Zver ну найди минералку II группы на которой можно заводить в -40 :D Убивать машину... А в целом где нибудь в москве можно ее лить круглый год раз в 5000км и этот двиг если он изначально в таком режиме эксплуатировался запросто отходит свой милион км.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Zver ну найди минералку II группы на которой можно заводить в -30 :D Убивать машину... А в целом где нибудь в москве можно ее лить круглый год раз в 5000км и этот двиг если он изначально в таком режиме эксплуатировался запросто отходит свой милион км.

pc supreme 5 w 30 - это масло разве не подходит для -30?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

provinggrounds конечно подходит, я хотел -40 написать, думаю одно пишу другое :D

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я заметил, что у нас у большинства людей негативное отношение к американским маслам. Типа, что масло 600р? неее такое лить - убивать машину) лучше залью за 2000 шелл.

а многие про такие бренды как pc и шеврон даже не слышали.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...