Jump to content
Autobacs - моторное масло для любых дорог!
Моторные масла Kixx!
Премиальные моторные масла!
seyona

Плотность масла. Гадание по графикам

Recommended Posts

История вопроса.

Как-то, сравнивая два масла заметил незначительные различия в плотности. А это, по-моему важный показатель. У нас на форуме публиковалась такая таблица.

post-10536-0-85208600-1478958386_thumb.jpg

Заметна такая закономерность: в ряде ПАО-гр.3-гр.2-минералка возрастает удельный вес основы (в таблице это Specific gravity).

Решил сравнить с моим предпочтительным маслом, а в голове как-то не вырисовывается, разница в сотых не дает наглядности, пришлось рисовать график. Получилось очень интересно, увлекся, добавил еще разных масел.

По горизонтали - плотность масла. Синие линии - границы разных групп взяты из таблицы и, понятно, довольно условны т.к. у разных производителей основы могут быть небольшие различия. По вертикали вязкость масла при 100 градусах. На график попали масла для которых есть данные по плотности. Предпочтение отдавалось во-первых маслам, которые мне интересны, во-вторых для которых есть анализы отработок.

 

Вот что получилось. Обозначения сокращенные, легенда в файле Плотность масла.xls

post-10536-0-41384700-1478958442_thumb.jpg

 

Обозначения:

Mob ESP 5W-30          Mobil 1™ ESP Formula 5W-30

LM LL 5W-30               Liqui Moly Special LL 5W-30

ZIC FE 5W-30              ZIC XQ FE 5W-30

Prof SN 10W30             Profix 10W30 API SN

Prof SN 5W30               Profix 5W30 API SN

Luk Glide 5W-30           Lukoil Genesis Glidetech 5W-30

Luk Л.Син SL 5W-30    Лукойл Люкс Син-кое API SL/CF 5W-30

Luk Л.Син SN 5W-40   Лукойл Люкс Синт-ское 5W-40 API SN

Luk Armor 5W-30         Лукойл Genesis Armortech A5/B5 5W-30

Luk Std 10W-30            Лукойл Стандарт 10W-30

Luk Std 10W-40            Лукойл Стандарт 10W-40

Luk Std 15W-40            Лукойл Стандарт 15W-40

Luk Gen.Adv. 10W-40   Lukoil Genesis Advanced 10W-40

UAZ Prem. 5W-40         UAZ Motor Oil Premium 5W-40

Tot HKS 5W-30              Total QUARTZ 9000 ENERGY HKS 5W-30

Tot NFC 5W-30              Total QUARTZ 9000 FUTURE NFC 5W-30

ELF 900 NF 5W-40        ELF EVOLUTION 900 NF 5W-40

ELF EV STI 10W-40       ELF EVOLUTION 700 STI 10W-40

PC S 10W-30                 PetroCanada_Supreme 10W-30

PC S 5W-30                   PetroCanada_Supreme 5W-30

PC SS 5W-30                PetroCanada_Supreme Synthetic 5W-30

PC SS 10W-30              PetroCanada_Supreme Synthetic 10W-30

NGN P 5W-30               NGN Profi 5W-30

NGN N 5W-30               NGN Nord 5W-30 Api SM

NGN Syn 0W-40            NGN Synergy 0W-40 (Уже без эстеров)

NGN Syn+ 0W-30          NGN Synergy Plus 0W-30

 

График создался в MS Excel, а потом допиливался в Illustrator.

 

Плотность масла.xlsx

Share this post


Link to post
Share on other sites

Другие ответы в этой теме

Замеченные закономерности

1. Масла, изготовленные на гр.3 смещены вправо к гр. 2. Думаю, это результат добавления присадок.

Глубоко не рыл, посмотрел плотности пакетов присадок:

- HiTEC 9388X - 0,976

- HiTEC 9552 - 0,998

- HiTEC 9559 - 1,004

- HiTEC 11100 - 0,971

MOLYVAN® 3000 - 1,05

По загустителю нашел такую инфу:- Полиизобутилен низкомолекулярный П-20 - 0,88 г/см3 при 20° С. Вот, кстати, вопрос: как определить содержание загустителя в масле? Я бы предпочел масло с меньшим количеством загустителя.

 

Видим, что все присадки имеют плотность больше минералки. Очевидно, у полнозольных масел прирост плотности будет больше, чем у малозольников.

 

2. Синие линии, обозначающие границы групп масел, должны проходить не вертикально, а с небольшим наклоном вправо. Наверно при увеличении молекулярного веса основы возрастает ее вязкость.

 

3. Попробуем проанализировать получившиеся графики. Первым делом я выскажу крамольную мысль, что гр2. и гр.3 это одно и то же, только гр.3 чуть-чуть получше в индексе вязкости, но не спешите бросать в меня промасленными тряпками, сначала аргументация. Разница между гр.2 и гр.3 только в индексе вязкости, за границу принят ИВ=120. Если нам предложат масло, замешанное на гр.2 с индексом вязкости 119, мы что ли будем плеваться, типа фу-у-у-у, не хочу гр.2...

Разделение на группы по ИВ=120 преследует скорее всего маркетинговые цели, если производитель сделал шикарную гидрокрекинговую базу с хорошим ИВ, естественно он хочет выделить свой продукт из общей массы, отсюда и красивые названия типа VHVI и т.п. Я себе представлял некий нефтеперерабатывающий завод, у которого установка №1 дает на выходе гр.2, а установка №2 дает гр.3. Но если взглянуть на мировой рынок основ для масла то увидим большое разнообразие свойств, где индекс вязкости меняется в широких пределах и некоторые основы попадают в группу "больше 120", а некоторые нет, хотя они очень даже неплохи.

Вот еще, кстати, нюанс: попался здесь на форуме документ  под названием "Lubrication Technologies, Ink. Lube Base Oils Reference Center Data." В разделе " API Group III Lube Base Stocks" приводится список производителей баз и ассортимент вязкостей и там встречаются уточнения: "Yubase L3 & 3 technically are not Group III since their VI is less than 120" (Yubase L3 & 3 технически не являются гр.3 так как их ИВ меньше 120). Это примечание касается SK Lubricants, Korea, но такие примечания есть и других именитых производителей. Но эту тему закругляю, подвожу итог: гр.2 и гр.3 я рассматривал как единое целое и в голове держал мысль: левее по графику - ИВ больше - лучше низкотемпературные свойства - чуть хуже смазывающие свойства.

А что у нас с термоокислительной стабильностью? Пока не разобрался.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Попробуем рассмотреть Лукойл сороковки: Лукойл Стандарт 10W-40 значительно смещен вправо - естественно, это минералка. Лукойл Люкс Синт-ское 5W-40 API SN слева - все правильно, это честная гр.3. Между ними находится Lukoil Genesis Advanced 10W-40 при которую известно, что это смесь гр.3 и минералки. Сравниваем Лукойл Стандарт 10W-40 и 15W-40: при одинаковой вязкости 15W-40 находится правее. Более "минеральная"? Вряд ли, думается что в 15W-40 использованы более вязкие базы, а они имеют чуть бОльшую плотность.

 

Смотрим Mobil 1™ ESP Formula 5W-30. Про него мы знаем что это гр.3+ПАО+эстеры. Вроде ПАО должно сместить плотность влево, но эстеры смещают вправо, в результате плотность как бы на одном уровне с одноклассниками. Но тут из одноклассников только Liqui Moly Special LL 5W-30.

 

Теперь сравним Profix API SN 10W30 и Profix API SN 5W30. Вязкости почти равны, плотность 10W30 больше на 0,004 чем 5W30. Это понятно: при замесе использовались более вязкие базы, отсюда больше плотность масла.

Сравниваем PetroCanada Supreme Synthetic 10W-30 (PC SS 10W-30) и PetroCanada Supreme Synthetic 5W-30 (PC SS 5W-30) - аналогичная картина.

 

А теперь внимание! PetroCanada Supreme 10W-30 (PC S 10W-30) и PetroCanada Supreme 5W-30 (PC S 5W-30) - разница в плотности 0,011! По плотности PetroCanada Supreme 5W-30 совпадает с одноклассниками по вязкости, замешанными на гр.3. В ветке конференции "Масла Petro-Canada ОБЩАЯ" утверждалось, что Petro-Canada Supreme 5W30 замешана на минералка+кряк, глядя на плотности, хочется крикнуть "Не верю! (С)". Дополнительно смотрим тест на переворот банки:

Складывается впечатление, Petro-Canada Supreme 5W30 гораздо лучше, чем написано в спецификациях производителя. Почему так? Мне кажется это следствие попытки создать "линейку продуктов". В линейке Supreme вязкости 20W-50, 10W-40, 10W-30 (плотности 0,876, 0,863, 0,866) действительно минералка+кряк, а вязкости 5W30 и 5W20 (0,855, 0856) невозможно получить на такой базе, поэтому использовали кряк+ чайная ложка минералки, или, вероятнее всего гр.2 хорошего качества с высоким ИВ.

Итог: PetroCanada Supreme 5W-30 меня сильно заинтересовало. Жаль у нас на форуме нет ни одного анализа отработки. Попробую запытать сам, но это годика через 2, т.к. пробеги маленькие, и уже есть определенный план замены масла.


В результате глубокой медитации над графиками я определился с моими предпочтениями.

У меня KIA Spectra в расцвете сил - пробег 97 000км. Производителем рекомендовано 10W-30 GF-3.

В начале эксплуатации использовал ELF EVOLUTION 900 NF 5W-40, но тяжело двигателю.

Потом попробовал Liqui Moly Special LL 5W-30 субъективно не понравилось, на-холодную двигатель "дизелит".

Сейчас у меня плещется Total QUARTZ 9000 ENERGY HKS 5W-30 самые приятные впечатления.

Ну, как итог, полагаю, что мои масла лежат на графике в квадрате вязкость 10-11 стс, плотность 0,850-0860.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Но эту тему закругляю, подвожу итог: гр.2 и гр.3 я рассматривал как единое целое и в голове держал мысль: левее по графику - ИВ больше - лучше низкотемпературные свойства - чуть хуже смазывающие свойства.

А что у нас с термоокислительной стабильностью? Пока не разобрался.

С чего смазывающие свойства хуже? Чем выше Индекс Вязкости, тем масло лучше по всем пунктам. Поэтому сейчас и заморачиваются изготовлением базовых масел GroupIII+.

Вообще исследование конечно интересное, но не учитываются разные факторы, из-за чего некоторые выводы на мой взгляд не верны. Для начала я бы разделил масла на Группу 3 и минеральные масла Группы 2 и Группы 1, а потом посмотрел какие где применяются миксы и какие масла и почему называются полусинтетическими. Почему таких масел больше среди 10w и 15w. Ну и картинку приложу, чтобы про более густые базовые масла в 15w было понятнее.

base stock viscosity.png

Edited by Wald

Share this post


Link to post
Share on other sites

С чего смазывающие свойства хуже? Чем выше Индекс Вязкости, тем масло лучше по всем пунктам. Поэтому сейчас и заморачиваются изготовлением базовых масел GroupIII+.

Вообще исследование конечно интересное, но не учитываются разные факторы, из-за чего некоторые выводы на мой взгляд не верны. Для начала я бы разделил масла на Группу 3 и минеральные масла Группы 2 и Группы 1, а потом посмотрел какие где применяются миксы и какие масла и почему называются полусинтетическими. Почему таких масел больше среди 10w и 15w. Ну и картинку приложу, чтобы про более густые базовые масла в 15w было понятнее.

 

С первым утверждением согласен.

По второму утверждению: вот как раз по составу/вязкости баз производитель не дает информации (есть редкие исключения) . Хорошо если в лаборатории сделали анализ, а если анализа нет? Вот здесь и пригодится информация по плотности, это всего лишь один дополнительный параметр к пониманию масла.

Приведу пример: представим себе некоторое абстрактное масло 5W-30, заявленное как "чистая синтетика", его плотность равна 0,865 при вязкости 11.  Берусь утверждать, что это вранье.

Написал и засомневался, а если оно на 50% состоит из эстеров? 

Пошел разбираться дальше.

Share this post


Link to post
Share on other sites

@seyona, если нет анализов, всегда в наличии паспорт или лист безопасности, где обязательно указана плотность.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот что интересно, судя по SDS маловязких ПАО-масел Amsoil Signature Series, плотность у них лежит в диапазоне 0,855-0,8607: 0W-20 Amsoil MSDS.pdf

Т.е. это противоречит тезису про плотность ПАО в первой таблице. Выходит, эстеры добавляют плотность?

Кстати, у большинства 0W-20 плотность как, например, у 0W-20 Mobil1 AFE и Shell HU равна 0,841.

Может звучит некорректно, но не отсюда ли повышенный расход топлива, который я заметил на 0W-20 Amsoil SS?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Попробуем рассмотреть Лукойл сороковки: Лукойл Стандарт 10W-40 значительно смещен вправо - естественно, это минералка. Лукойл Люкс Синт-ское 5W-40 API SN слева - все правильно, это честная гр.3. Между ними находится Lukoil Genesis Advanced 10W-40 при которую известно, что это смесь гр.3 и минералки. Сравниваем Лукойл Стандарт 10W-40 и 15W-40: при одинаковой вязкости 15W-40 находится правее. Более "минеральная"? Вряд ли, думается что в 15W-40 использованы более вязкие базы, а они имеют чуть бОльшую плотность.

 

Смотрим Mobil 1™ ESP Formula 5W-30. Про него мы знаем что это гр.3+ПАО+эстеры. Вроде ПАО должно сместить плотность влево, но эстеры смещают вправо, в результате плотность как бы на одном уровне с одноклассниками. Но тут из одноклассников только Liqui Moly Special LL 5W-30.

 

Теперь сравним Profix API SN 10W30 и Profix API SN 5W30. Вязкости почти равны, плотность 10W30 больше на 0,004 чем 5W30. Это понятно: при замесе использовались более вязкие базы, отсюда больше плотность масла.

Сравниваем PetroCanada Supreme Synthetic 10W-30 (PC SS 10W-30) и PetroCanada Supreme Synthetic 5W-30 (PC SS 5W-30) - аналогичная картина.

 

А теперь внимание! PetroCanada Supreme 10W-30 (PC S 10W-30) и PetroCanada Supreme 5W-30 (PC S 5W-30) - разница в плотности 0,011! По плотности PetroCanada Supreme 5W-30 совпадает с одноклассниками по вязкости, замешанными на гр.3. В ветке конференции "Масла Petro-Canada ОБЩАЯ" утверждалось, что Petro-Canada Supreme 5W30 замешана на минералка+кряк, глядя на плотности, хочется крикнуть "Не верю! (С)". Дополнительно смотрим тест на переворот банки:

Складывается впечатление, Petro-Canada Supreme 5W30 гораздо лучше, чем написано в спецификациях производителя. Почему так? Мне кажется это следствие попытки создать "линейку продуктов". В линейке Supreme вязкости 20W-50, 10W-40, 10W-30 (плотности 0,876, 0,863, 0,866) действительно минералка+кряк, а вязкости 5W30 и 5W20 (0,855, 0856) невозможно получить на такой базе, поэтому использовали кряк+ чайная ложка минералки, или, вероятнее всего гр.2 хорошего качества с высоким ИВ.

Итог: PetroCanada Supreme 5W-30 меня сильно заинтересовало. Жаль у нас на форуме нет ни одного анализа отработки. Попробую запытать сам, но это годика через 2, т.к. пробеги маленькие, и уже есть определенный план замены масла.

 

В результате глубокой медитации над графиками я определился с моими предпочтениями.

У меня KIA Spectra в расцвете сил - пробег 97 000км. Производителем рекомендовано 10W-30 GF-3.

В начале эксплуатации использовал ELF EVOLUTION 900 NF 5W-40, но тяжело двигателю.

Потом попробовал Liqui Moly Special LL 5W-30 субъективно не понравилось, на-холодную двигатель "дизелит".

Сейчас у меня плещется Total QUARTZ 9000 ENERGY HKS 5W-30 самые приятные впечатления.

Ну, как итог, полагаю, что мои масла лежат на графике в квадрате вязкость 10-11 стс, плотность 0,850-0860.

Вот вы пишите(цитата)

"-Это понятно: при замесе использовались более вязкие базы, отсюда больше плотность масла."

Разве есть прямая связь между вязкостью и плотностью масла. Например, вода имеет плотность 1кг/литр и не имеет вязкости вообще. Тут большую роль играет размер молекул и их вес☺

Edited by wlh

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот вы пишите(цитата)

"-Это понятно: при замесе использовались более вязкие базы, отсюда больше плотность масла."

Разве есть прямая связь между вязкостью и плотностью масла. Например, вода имеет плотность 1кг/литр и не имеет вязкости вообще. Тут большую роль играет размер молекул и их вес☺

 

Есть связь между вязкостью основы и ее плотностью.

У нас на форуме публиковалась такая таблица свойств ПАО основ:

post-10536-0-41600300-1479151117_thumb.jpg

 

Ссылочка не сохранилась, поэтому просто повторю файлик.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×