Перейти к содержанию
Антифризы Felix!
Моторные масла Kixx!
Задай вопросы специалисту Castrol!
seyona

Плотность масла. Гадание по графикам

Рекомендуемые сообщения

История вопроса.

Как-то, сравнивая два масла заметил незначительные различия в плотности. А это, по-моему важный показатель. У нас на форуме публиковалась такая таблица.

post-10536-0-85208600-1478958386_thumb.jpg

Заметна такая закономерность: в ряде ПАО-гр.3-гр.2-минералка возрастает удельный вес основы (в таблице это Specific gravity).

Решил сравнить с моим предпочтительным маслом, а в голове как-то не вырисовывается, разница в сотых не дает наглядности, пришлось рисовать график. Получилось очень интересно, увлекся, добавил еще разных масел.

По горизонтали - плотность масла. Синие линии - границы разных групп взяты из таблицы и, понятно, довольно условны т.к. у разных производителей основы могут быть небольшие различия. По вертикали вязкость масла при 100 градусах. На график попали масла для которых есть данные по плотности. Предпочтение отдавалось во-первых маслам, которые мне интересны, во-вторых для которых есть анализы отработок.

 

Вот что получилось. Обозначения сокращенные, легенда в файле Плотность масла.xls

post-10536-0-41384700-1478958442_thumb.jpg

 

Обозначения:

Mob ESP 5W-30          Mobil 1™ ESP Formula 5W-30

LM LL 5W-30               Liqui Moly Special LL 5W-30

ZIC FE 5W-30              ZIC XQ FE 5W-30

Prof SN 10W30             Profix 10W30 API SN

Prof SN 5W30               Profix 5W30 API SN

Luk Glide 5W-30           Lukoil Genesis Glidetech 5W-30

Luk Л.Син SL 5W-30    Лукойл Люкс Син-кое API SL/CF 5W-30

Luk Л.Син SN 5W-40   Лукойл Люкс Синт-ское 5W-40 API SN

Luk Armor 5W-30         Лукойл Genesis Armortech A5/B5 5W-30

Luk Std 10W-30            Лукойл Стандарт 10W-30

Luk Std 10W-40            Лукойл Стандарт 10W-40

Luk Std 15W-40            Лукойл Стандарт 15W-40

Luk Gen.Adv. 10W-40   Lukoil Genesis Advanced 10W-40

UAZ Prem. 5W-40         UAZ Motor Oil Premium 5W-40

Tot HKS 5W-30              Total QUARTZ 9000 ENERGY HKS 5W-30

Tot NFC 5W-30              Total QUARTZ 9000 FUTURE NFC 5W-30

ELF 900 NF 5W-40        ELF EVOLUTION 900 NF 5W-40

ELF EV STI 10W-40       ELF EVOLUTION 700 STI 10W-40

PC S 10W-30                 PetroCanada_Supreme 10W-30

PC S 5W-30                   PetroCanada_Supreme 5W-30

PC SS 5W-30                PetroCanada_Supreme Synthetic 5W-30

PC SS 10W-30              PetroCanada_Supreme Synthetic 10W-30

NGN P 5W-30               NGN Profi 5W-30

NGN N 5W-30               NGN Nord 5W-30 Api SM

NGN Syn 0W-40            NGN Synergy 0W-40 (Уже без эстеров)

NGN Syn+ 0W-30          NGN Synergy Plus 0W-30

 

График создался в MS Excel, а потом допиливался в Illustrator.

 

Плотность масла.xlsx

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Другие ответы в этой теме

Замеченные закономерности

1. Масла, изготовленные на гр.3 смещены вправо к гр. 2. Думаю, это результат добавления присадок.

Глубоко не рыл, посмотрел плотности пакетов присадок:

- HiTEC 9388X - 0,976

- HiTEC 9552 - 0,998

- HiTEC 9559 - 1,004

- HiTEC 11100 - 0,971

MOLYVAN® 3000 - 1,05

По загустителю нашел такую инфу:- Полиизобутилен низкомолекулярный П-20 - 0,88 г/см3 при 20° С. Вот, кстати, вопрос: как определить содержание загустителя в масле? Я бы предпочел масло с меньшим количеством загустителя.

 

Видим, что все присадки имеют плотность больше минералки. Очевидно, у полнозольных масел прирост плотности будет больше, чем у малозольников.

 

2. Синие линии, обозначающие границы групп масел, должны проходить не вертикально, а с небольшим наклоном вправо. Наверно при увеличении молекулярного веса основы возрастает ее вязкость.

 

3. Попробуем проанализировать получившиеся графики. Первым делом я выскажу крамольную мысль, что гр2. и гр.3 это одно и то же, только гр.3 чуть-чуть получше в индексе вязкости, но не спешите бросать в меня промасленными тряпками, сначала аргументация. Разница между гр.2 и гр.3 только в индексе вязкости, за границу принят ИВ=120. Если нам предложат масло, замешанное на гр.2 с индексом вязкости 119, мы что ли будем плеваться, типа фу-у-у-у, не хочу гр.2...

Разделение на группы по ИВ=120 преследует скорее всего маркетинговые цели, если производитель сделал шикарную гидрокрекинговую базу с хорошим ИВ, естественно он хочет выделить свой продукт из общей массы, отсюда и красивые названия типа VHVI и т.п. Я себе представлял некий нефтеперерабатывающий завод, у которого установка №1 дает на выходе гр.2, а установка №2 дает гр.3. Но если взглянуть на мировой рынок основ для масла то увидим большое разнообразие свойств, где индекс вязкости меняется в широких пределах и некоторые основы попадают в группу "больше 120", а некоторые нет, хотя они очень даже неплохи.

Вот еще, кстати, нюанс: попался здесь на форуме документ  под названием "Lubrication Technologies, Ink. Lube Base Oils Reference Center Data." В разделе " API Group III Lube Base Stocks" приводится список производителей баз и ассортимент вязкостей и там встречаются уточнения: "Yubase L3 & 3 technically are not Group III since their VI is less than 120" (Yubase L3 & 3 технически не являются гр.3 так как их ИВ меньше 120). Это примечание касается SK Lubricants, Korea, но такие примечания есть и других именитых производителей. Но эту тему закругляю, подвожу итог: гр.2 и гр.3 я рассматривал как единое целое и в голове держал мысль: левее по графику - ИВ больше - лучше низкотемпературные свойства - чуть хуже смазывающие свойства.

А что у нас с термоокислительной стабильностью? Пока не разобрался.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Попробуем рассмотреть Лукойл сороковки: Лукойл Стандарт 10W-40 значительно смещен вправо - естественно, это минералка. Лукойл Люкс Синт-ское 5W-40 API SN слева - все правильно, это честная гр.3. Между ними находится Lukoil Genesis Advanced 10W-40 при которую известно, что это смесь гр.3 и минералки. Сравниваем Лукойл Стандарт 10W-40 и 15W-40: при одинаковой вязкости 15W-40 находится правее. Более "минеральная"? Вряд ли, думается что в 15W-40 использованы более вязкие базы, а они имеют чуть бОльшую плотность.

 

Смотрим Mobil 1™ ESP Formula 5W-30. Про него мы знаем что это гр.3+ПАО+эстеры. Вроде ПАО должно сместить плотность влево, но эстеры смещают вправо, в результате плотность как бы на одном уровне с одноклассниками. Но тут из одноклассников только Liqui Moly Special LL 5W-30.

 

Теперь сравним Profix API SN 10W30 и Profix API SN 5W30. Вязкости почти равны, плотность 10W30 больше на 0,004 чем 5W30. Это понятно: при замесе использовались более вязкие базы, отсюда больше плотность масла.

Сравниваем PetroCanada Supreme Synthetic 10W-30 (PC SS 10W-30) и PetroCanada Supreme Synthetic 5W-30 (PC SS 5W-30) - аналогичная картина.

 

А теперь внимание! PetroCanada Supreme 10W-30 (PC S 10W-30) и PetroCanada Supreme 5W-30 (PC S 5W-30) - разница в плотности 0,011! По плотности PetroCanada Supreme 5W-30 совпадает с одноклассниками по вязкости, замешанными на гр.3. В ветке конференции "Масла Petro-Canada ОБЩАЯ" утверждалось, что Petro-Canada Supreme 5W30 замешана на минералка+кряк, глядя на плотности, хочется крикнуть "Не верю! (С)". Дополнительно смотрим тест на переворот банки:

Складывается впечатление, Petro-Canada Supreme 5W30 гораздо лучше, чем написано в спецификациях производителя. Почему так? Мне кажется это следствие попытки создать "линейку продуктов". В линейке Supreme вязкости 20W-50, 10W-40, 10W-30 (плотности 0,876, 0,863, 0,866) действительно минералка+кряк, а вязкости 5W30 и 5W20 (0,855, 0856) невозможно получить на такой базе, поэтому использовали кряк+ чайная ложка минералки, или, вероятнее всего гр.2 хорошего качества с высоким ИВ.

Итог: PetroCanada Supreme 5W-30 меня сильно заинтересовало. Жаль у нас на форуме нет ни одного анализа отработки. Попробую запытать сам, но это годика через 2, т.к. пробеги маленькие, и уже есть определенный план замены масла.


В результате глубокой медитации над графиками я определился с моими предпочтениями.

У меня KIA Spectra в расцвете сил - пробег 97 000км. Производителем рекомендовано 10W-30 GF-3.

В начале эксплуатации использовал ELF EVOLUTION 900 NF 5W-40, но тяжело двигателю.

Потом попробовал Liqui Moly Special LL 5W-30 субъективно не понравилось, на-холодную двигатель "дизелит".

Сейчас у меня плещется Total QUARTZ 9000 ENERGY HKS 5W-30 самые приятные впечатления.

Ну, как итог, полагаю, что мои масла лежат на графике в квадрате вязкость 10-11 стс, плотность 0,850-0860.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Но эту тему закругляю, подвожу итог: гр.2 и гр.3 я рассматривал как единое целое и в голове держал мысль: левее по графику - ИВ больше - лучше низкотемпературные свойства - чуть хуже смазывающие свойства.

А что у нас с термоокислительной стабильностью? Пока не разобрался.

С чего смазывающие свойства хуже? Чем выше Индекс Вязкости, тем масло лучше по всем пунктам. Поэтому сейчас и заморачиваются изготовлением базовых масел GroupIII+.

Вообще исследование конечно интересное, но не учитываются разные факторы, из-за чего некоторые выводы на мой взгляд не верны. Для начала я бы разделил масла на Группу 3 и минеральные масла Группы 2 и Группы 1, а потом посмотрел какие где применяются миксы и какие масла и почему называются полусинтетическими. Почему таких масел больше среди 10w и 15w. Ну и картинку приложу, чтобы про более густые базовые масла в 15w было понятнее.

base stock viscosity.png

Изменено пользователем Wald

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

С чего смазывающие свойства хуже? Чем выше Индекс Вязкости, тем масло лучше по всем пунктам. Поэтому сейчас и заморачиваются изготовлением базовых масел GroupIII+.

Вообще исследование конечно интересное, но не учитываются разные факторы, из-за чего некоторые выводы на мой взгляд не верны. Для начала я бы разделил масла на Группу 3 и минеральные масла Группы 2 и Группы 1, а потом посмотрел какие где применяются миксы и какие масла и почему называются полусинтетическими. Почему таких масел больше среди 10w и 15w. Ну и картинку приложу, чтобы про более густые базовые масла в 15w было понятнее.

 

С первым утверждением согласен.

По второму утверждению: вот как раз по составу/вязкости баз производитель не дает информации (есть редкие исключения) . Хорошо если в лаборатории сделали анализ, а если анализа нет? Вот здесь и пригодится информация по плотности, это всего лишь один дополнительный параметр к пониманию масла.

Приведу пример: представим себе некоторое абстрактное масло 5W-30, заявленное как "чистая синтетика", его плотность равна 0,865 при вязкости 11.  Берусь утверждать, что это вранье.

Написал и засомневался, а если оно на 50% состоит из эстеров? 

Пошел разбираться дальше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

@seyona, если нет анализов, всегда в наличии паспорт или лист безопасности, где обязательно указана плотность.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот что интересно, судя по SDS маловязких ПАО-масел Amsoil Signature Series, плотность у них лежит в диапазоне 0,855-0,8607: 0W-20 Amsoil MSDS.pdf

Т.е. это противоречит тезису про плотность ПАО в первой таблице. Выходит, эстеры добавляют плотность?

Кстати, у большинства 0W-20 плотность как, например, у 0W-20 Mobil1 AFE и Shell HU равна 0,841.

Может звучит некорректно, но не отсюда ли повышенный расход топлива, который я заметил на 0W-20 Amsoil SS?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Попробуем рассмотреть Лукойл сороковки: Лукойл Стандарт 10W-40 значительно смещен вправо - естественно, это минералка. Лукойл Люкс Синт-ское 5W-40 API SN слева - все правильно, это честная гр.3. Между ними находится Lukoil Genesis Advanced 10W-40 при которую известно, что это смесь гр.3 и минералки. Сравниваем Лукойл Стандарт 10W-40 и 15W-40: при одинаковой вязкости 15W-40 находится правее. Более "минеральная"? Вряд ли, думается что в 15W-40 использованы более вязкие базы, а они имеют чуть бОльшую плотность.

 

Смотрим Mobil 1™ ESP Formula 5W-30. Про него мы знаем что это гр.3+ПАО+эстеры. Вроде ПАО должно сместить плотность влево, но эстеры смещают вправо, в результате плотность как бы на одном уровне с одноклассниками. Но тут из одноклассников только Liqui Moly Special LL 5W-30.

 

Теперь сравним Profix API SN 10W30 и Profix API SN 5W30. Вязкости почти равны, плотность 10W30 больше на 0,004 чем 5W30. Это понятно: при замесе использовались более вязкие базы, отсюда больше плотность масла.

Сравниваем PetroCanada Supreme Synthetic 10W-30 (PC SS 10W-30) и PetroCanada Supreme Synthetic 5W-30 (PC SS 5W-30) - аналогичная картина.

 

А теперь внимание! PetroCanada Supreme 10W-30 (PC S 10W-30) и PetroCanada Supreme 5W-30 (PC S 5W-30) - разница в плотности 0,011! По плотности PetroCanada Supreme 5W-30 совпадает с одноклассниками по вязкости, замешанными на гр.3. В ветке конференции "Масла Petro-Canada ОБЩАЯ" утверждалось, что Petro-Canada Supreme 5W30 замешана на минералка+кряк, глядя на плотности, хочется крикнуть "Не верю! (С)". Дополнительно смотрим тест на переворот банки:

Складывается впечатление, Petro-Canada Supreme 5W30 гораздо лучше, чем написано в спецификациях производителя. Почему так? Мне кажется это следствие попытки создать "линейку продуктов". В линейке Supreme вязкости 20W-50, 10W-40, 10W-30 (плотности 0,876, 0,863, 0,866) действительно минералка+кряк, а вязкости 5W30 и 5W20 (0,855, 0856) невозможно получить на такой базе, поэтому использовали кряк+ чайная ложка минералки, или, вероятнее всего гр.2 хорошего качества с высоким ИВ.

Итог: PetroCanada Supreme 5W-30 меня сильно заинтересовало. Жаль у нас на форуме нет ни одного анализа отработки. Попробую запытать сам, но это годика через 2, т.к. пробеги маленькие, и уже есть определенный план замены масла.

 

В результате глубокой медитации над графиками я определился с моими предпочтениями.

У меня KIA Spectra в расцвете сил - пробег 97 000км. Производителем рекомендовано 10W-30 GF-3.

В начале эксплуатации использовал ELF EVOLUTION 900 NF 5W-40, но тяжело двигателю.

Потом попробовал Liqui Moly Special LL 5W-30 субъективно не понравилось, на-холодную двигатель "дизелит".

Сейчас у меня плещется Total QUARTZ 9000 ENERGY HKS 5W-30 самые приятные впечатления.

Ну, как итог, полагаю, что мои масла лежат на графике в квадрате вязкость 10-11 стс, плотность 0,850-0860.

Вот вы пишите(цитата)

"-Это понятно: при замесе использовались более вязкие базы, отсюда больше плотность масла."

Разве есть прямая связь между вязкостью и плотностью масла. Например, вода имеет плотность 1кг/литр и не имеет вязкости вообще. Тут большую роль играет размер молекул и их вес☺

Изменено пользователем wlh

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот вы пишите(цитата)

"-Это понятно: при замесе использовались более вязкие базы, отсюда больше плотность масла."

Разве есть прямая связь между вязкостью и плотностью масла. Например, вода имеет плотность 1кг/литр и не имеет вязкости вообще. Тут большую роль играет размер молекул и их вес☺

 

Есть связь между вязкостью основы и ее плотностью.

У нас на форуме публиковалась такая таблица свойств ПАО основ:

post-10536-0-41600300-1479151117_thumb.jpg

 

Ссылочка не сохранилась, поэтому просто повторю файлик.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×