Перейти к публикации

Страшен ли молибден для двигателя?


Рекомендованные сообщения

Привет всем любителям этого очень полезного сайта! ))

 

Регулярно просматривал анализы масел, но вот зарегиться меня сподвиг вопрос после одного случая.

Первое сообщение на форуме будет с очень обширным вопросом. Ну что ж поделать.

 

Ну так вот. Сам я заливаю это масло, т.к. оно идёт как основное рекомендуеомое производителем для моего авто. http://www.oil-club.ru/forum/topic/8833-idemitsu-zepro-0w-20-api-sn-svezhee/

 

Но помимо вязкости 0-20, так же допускается 0-30, 5-30, 5-40. На зиму 0-20 считаю будет то, что надо.

 

Суть вопроса начнётся с этого. На профильном форуме один товарищ жаловался на то, что двигатель как-то хреново заводится.

Ему посоветовали проверить один датчик. Когда датчик был откручен, товарищ написал вот про это http://forums.drom.ru/subaru/t1151358480-p887.html#post1147999414

 

Тут конечно я сразу задумался действительно ли виновно масло в этом отложении и начал искать инфу по инету про масла с молибденом.

Нашёл две абсолютно противоположные статьи про моторные масла с молибденом. По одной статье всё ОК, по другой вообще не ОК.

 

Не поможете рассудить, где есть правда и стоит ли соскавить с такого масла, пока не поздно?

 

Статья по которой молибден есть хорошо.

 

В настоящее время есть как положительные отзывы автолюбителей о применении моторных масел с дисульфидом молибдена, так и отрицательные. Попытаемся разобраться, что это за вещество и как оно работает в смазочных материалах?

 

Все более жесткое регламентирование в отношении автомобильных выбросов и эффективности использования топлива приводит к возрастающим требованиям как к изготовителям двигателей, так и к разработчикам рецептур смазочных масел. Применение модификаторов трения, создающих антифрикционные слои в зонах нарушения масляной пленки, является одним из способов придания моторным маслам энергосберегающих свойств.

 

Дисульфид молибдена является классической противозадирной противоизносной присадкой в масла и смазки. Все производители моторных масел так или иначе добавляют в состав своих продуктов антифрикционные соединения — как жидкие, так и твердые: эстеры, дисульфид молибдена, керамика, графит. Механизм действия добавки MoS2 сходен с действием графитовых добавок и основан на ее слоистой, пластинчатой структуре.

 

Молекулы дисульфида молибдена MoS2 состоят из одного атома молибдена, который прочно связан с двумя атомами серы. Размеры атомов серы сопоставимы с атомами металлов, поэтому сера прочно прикрепляется к металлической поверхности трущейся детали (поршня или подшипника). Соединение серы с молибденом очень крепкое, а соединение между частицами серы в прилегающих молекулах наоборот, слабое.

 

При добавлении дисульфида молибдена в смазочные материалы обе трущиеся металлические поверхности покрываются защитными слоями молекул дисульфида молибдена, которые свободно скользят относительно друг друга. Таким образом, исключается непосредственный контакт металла с металлом. Значительно уменьшается трение и перегрев деталей в зонах трения, особенно при экстремальных нагрузках, и замедляется износ металлических деталей.

 

Дисульфид молибдена хорошо стабилизируется в моторном масле, что удерживает его во взвешенном состоянии на протяжении всего срока эксплуатации, не позволяя самопроизвольно осаждаться на поверхностях двигателя, в том числе и в гидрокомпенсаторах. Защитная пленка MoS2 имеет ничтожно малую толщину по сравнению с рабочими зазорами двигателя, поэтому она не нарушает свободную циркуляцию масла в двигателе. Пленка формируется не бесконечно. После первого ее образования наступает равновесие, когда скорость наращивания и скорость изнашивания защитного слоя уравниваются. Это происходит только тогда, когда маслом с молибденовой присадкой пользуются постоянно, потому что только перманентное его присутствие в масляной системе поддерживает это равновесие, способствуя снижению трения и износа двигателя. При переходе на традиционное масло молибденовая пленка снашивается, а с ней пропадают все антифрикционные, противоизносные и противозадирные свойства присадки. С 2010 года моторное масло Eneos выпускается с новейшим пакетом присадок, содержащим дисульфид молибдена.

 

Добавление дисульфида молибдена в консистентные смазки, например, на литиевой основе, дает синергетический эффект: молекулы дисульфида создают на поверхности металла второй смазочный слой, который вступает в действие, когда обычная смазка уже не работает, например, при ударных нагрузках. В свое время такое техническое решение, как ШРУС, было реализовано благодаря введению в смазку MoS2.

 

Молибденовые присадки, кроме того, выпускаются как отдельный продукт автомобильной химии, например присадка в масло на основе молибдена (AUG), присадка в масло 5 в 1 (AUG). Область применения MoS2, кроме автомобильных моторных масел и смазок: благодаря высокой термостойкости, дисульфид молибдена применяют в областях, где обычные масла и смазки не могут работать из-за высоких температур, давления или использования необычных средств. Смазка на основе молибдена может служить при температурах до 400 oС. Применяется для долговременной смазки в точной механике, в виде порошкообразной смазки в процессах прокатки и волочения, в виде жидкой смазки, как добавка к пластическим массам для увеличения их плотности.

 

 

Статья по которой молибден - не есть хорошо.

 

Да уж, с молибденом надо быть поосторожней, как никак устаревшая технология, которую почему то никак не оставит Liqui Moly... Как говорится от греха подальше... А чтобы понятно было о чем мы тут переживаем, человек высказал основное про присадку дисульфид молибдена:

Какие преимущества у масел с молибденом?

Речь идёт о твёрдом смазочном материале, вводимом в моторное масло и образующем на металлических поверхностях слои, уменьшающие трение. Исследования показали, что такого рода добавки в масла эффективны, прежде всего, в таких промышленных агрегатах как лебёдка и редукторы с цилиндрическими зубьями. Для высокооборотных бензиновых двигателей в большинстве случаев результаты отрицательные.

Моторное масло с дисульфидом молибдена - это физическая смесь, а не химический раствор. Размеры твёрдых частиц дисульфида молибдена достаточно велики. При работе в двигателе эти частицы попадают не только в желаемые зоны трения, но и туда, где такие добавки не желательны, например - в зону поршневых колец.

Смазочные материалы, содержащие дисульфид молибдена, при высоких температурах не редко ведут к закоксовыванию или отложению твёрдых продуктов сгорания в зоне поршневых колец, что отрицательно влияет на работу ЦПГ (цилиндро-поршневой группы). Происходящий вследствие этого прорыв газов в масло через зону поршневых колец в значительной степени ведёт к высоким термическим нагрузкам и, следовательно, к усиленному образованию нежелательных отложений. Этот факт объясняет, почему моторные масла, содержащие дисульфид молибдена, не рекомендуются к применению крупными автомобильными фирмами.

Уменьшение трения в настоящее время возможно с помощью специальных синтетических базовых компонентов. Речь идёт о так называемых сложных синтетических эфирах - продуктах, по своей полярности и смазочной способности, сравнимых с касторовым маслом. Последнее в настоящее время до сих пор частично применяется в гоночных автомобилях. Сложные эфиры имеют высокую адгезионную способность и образуют очень стабильную смазочную плёнку. Достоинством синтетических масел является их чрезвычайно высокая термическая стабильность.

 

Во многих продуктах в качестве присадок используют дисульфид молибдена и тефлон (твердые вещества). Удельный вес молибдена равен приблизительно 5 и он имеет очень хорошую структуру для смазывания. Молекулы дисульфид молибдена (МoS2) движутся друг относительно друга, как например, листы книги. Графит имеет круглую форму, а молибден - пластинчатую. Использование молибдена было бы оправдано, если бы в двигателе использовалось масло без моющих присадок.

В Германии во время второй мировой войны дисульфид молибдена использовался в танковых войсках. Если происходила утечка масла, двигатель мог еще какое-то время работать благодаря молибденовым отложениям. Американцы во время войны во Вьетнаме смазывали молибденовыми маслами трансмиссии вертолетов, чтобы в случае повреждения не упасть как камень, а какое-то время продержаться в воздухе и приземлиться.

Недостаток современных моторных масел в том, что они содержат большое количество кальция. Кальциевые присадки реакционноспособны и они атакуют присадки молибдена до того, как те соприкоснутся с поверхностью металла. В результате образуется крупная молекула, которая оседает на фильтре. Если бы в современных маслах не использовался кальций и к чистоте двигателя не предъявлялись столь высокие требования, то дисульфид молибдена до сих пор был бы современной и хорошей присадкой. При использовании дисульфид молибдена, во-первых, истрачиваются кальциевые присадки, поддерживающие чистоту двигателя, во-вторых, засоряется фильтр и тем самым происходит загрязнение двигателя.

Молибденовые присадки от Liqui Moly могут успешно применяться в давно сформулированных российских маслах, не содержащих цинка и кальция.

В своей маркетинговой деятельности Liqui Moly оперирует старой информацией и не заостряет внимание клиентов на том, что у современных масел уже сбалансированный пакет присадок.

Собственник Liqui Moly, уйдя из фирмы, не желающей учитывать особенности современных масел, основал новую фирму под названием Meguin, которая ничего общего с молибденовыми присадками не имеет.

Изучая спецификации или, например, листы Mercedes-Benz, можно увидеть, что продукты Liqui Moly, содержащие дисульфид молибдена, не имеют лицензий, поскольку из-за этих присадок сульфатная зольность повышается настолько, что не укладывается в норму.

 

И тут - http://www.svong-1.com/MoS2/index.htm :

Источник: Svong

 

Теория.

Измельчённый, химически чистый MoS2, казалось бы, является уникальной, классической противозадирной, противоизносной присадкой в масла и смазки. Всё из-за слоистой структуры. По идеологии MoS2 прямой родственник графита (кстати Россия лидировала в мире по производству уникальных графитовых присадок на основе вермикулярного графита, сейчас многие технологии потеряны - брошены), то есть слоистые структуры позволяют держать огромные нагрузки в узле трения. Такое техническое решение, как ШРУС, я думаю было бы невозможно реализовать в своё время без MoS2.

 

Практика.

MoS2 (дисульфид молибдена)- очень уникальная вещь, которая держит громадные нагрузки в узле трения. Но, только наивный человек может лить молибден себе в двигатель. Ведь прозевал чуть-чуть момент замены масла и двигателю каюк. Почему? Потому что продукты окисления дисульфида молибдена состоят из окиси молибдена (MoO3), обладающей высокой абразивностью и серы - коррозионно-опасного агента. Очень наглядно это видно, когда рвётся пыльник на ШРУСе. ШРУС выходит из строя, не потому, что грязь попала внутрь, а потому, что под воздействием кислорода происходит распад дисульфида. Попадающая влага усугубляет ситуацию, так как при этом образуется серная кислота (H2SO4). Кислота размягчает металл, абразив приводит к износу. В итоге - хруст. Но, ШРУС можно и поменять, а вот двигатель менять хлопотно. Я, кстати, знаю много случаев, когда ранее популярная присадка Liqui-Moly (жидкий молибден) ускоряла путь к капремонту двигателя. И это была весьма высокая плата за ощущения ложного ремонта на 2000-3000 км. Аналогично некоторые умельцы догадываются смазкой ШРУС-4 забивать ступичные подшипники. Категорически опасно!

 

Выводы.

Во многих странах производство, или импорт масел с добавками дисульфида молибдена (MoS2) обложено повышенными пошлинами (следующий шаг - запрет). Именно из-за этого Liqui-Moly практически отказались от производства препаратов с MoS2. Казалось бы, мы ничего нового не открыли, всё это известные факты, но иногда приходится сталкиваться с некоторыми нечистыми на руку коммерсантами, которые пытаются переписать историю с MoS2 и решить свои материальные проблемы путём обмана покупателей.

Изменено пользователем SWORD
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Другие ответы в этой теме

Спасибо. Но, что по поводу отложений на датчике по ссылке?

И почему Идемитсу Зепро 0-20 пичкается органическим молибденом нааамного больше, чем Идемитсу Зепро 5-30 и 5-40?

И в евро масле Тойота 0-20 его тоже в разы меньше.

 

начал разбираться по понемногу ))

 

Существует 2 типа молибденовых присадок - дисульфид молибдена и органический молибден.

 

В первом случае речь идёт о твёрдом смазочном материале, вводимом в моторное масло и образующем на металлических поверхностях слои, уменьшающие трение. Исследования показали, что такого рода добавки в масла эффективны, прежде всего, в таких промышленных агрегатах как лебёдка и редукторы с цилиндрическими зубьями. Для высокооборотных бензиновых двигателей в большинстве случаев результаты отрицательные.

Моторное масло с дисульфидом молибдена - это физическая смесь, а не химический раствор. Размеры твёрдых частиц дисульфида молибдена достаточно велики. При работе в двигателе эти частицы попадают не только в желаемые зоны трения, но и туда, где такие добавки не желательны, например - в зону поршневых колец. Смазочные материалы, содержащие дисульфид молибдена, при высоких температурах не редко ведут к закоксовыванию или отложению твёрдых продуктов сгорания в зоне поршневых колец, что отрицательно влияет на работу ЦПГ (цилиндропоршневой группы). Происходящий вследствие этого прорыв газов в масло через зону поршневых колец в значительной степени ведёт к высоким термическим нагрузкам и, следовательно, к усиленному образованию нежелательных отложений. Этот факт объясняет, почему моторные масла, содержащие дисульфид молибдена, не рекомендуются к применению крупными автомобильными фирмами.

 

 

Многие производителя энергосберегающих маловязких масел (0w20, 5w20) прибегают к технологии органического молибдена, например в маслах Idemitsu ECO Medalist 0w20 применена именна эта технология! Данный вид антифрикционной присадки полностью растворим в масле, однако выполняет все те же функции, присущие молибдену. Добавление органического молибдена в состав масла обусловлено малой высокотемпературной вязкостью (тонкой масляной пленки) масла, из-за чего могут возникнуть задиры в особо нагруженных парах трения. Для предотвращения усиленного износа и преждевременного выхода из строя механизмов, но в то же время дабы сохранить и увеличить энергосбережение, и стал применяться органический молибден, как более безопасный модификатор трения. Масла с органическим молибденом легко распознать - в силу химических связей они имеют зеленоватый оттенок.

 

Но уменьшение трения в настоящее время возможно также с помощью специальных синтетических базовых компонентов. Речь идёт о так называемых сложных синтетических эфирах - продуктах, по своей полярности и смазочной способности, сравнимых с касторовым маслом. Последнее в настоящее время до сих пор частично применяется в гоночных автомобилях. Сложные эфиры (эстеры) имеют высокую адгезионную способность и образуют очень стабильную смазочную плёнку. Достоинством таких синтетических масел является их чрезвычайно высокая термическая стабильность

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@SWORD, у тебя изначальная ошибка в понятиях.

 

Есть десулфид молибдена MOS2 - который черный сажеобразный и способен откладываться и окислять масло. Который по уму должен применятся в подшипниках, шрусах как густая консистентная смазка, а не в маслах. Применяет в маслах Liqui Moly - мастер из обычного делать конфетку посредством пиара.

 

А есть органический молибден MoDTC - который безопасен двигателю. Именно такой и применяется в азиатских 0W-20 - его боятся не нужно, он дает снижение трения, побочно защиту от износа, экономию топлива.

 

Это разный молибден... Вы пытаетесь найти проблему там где ее нет...

 

а вообще существует ли органический молибден в виде присадки? Я бы залил ее в свое масло.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а вообще существует ли органический молибден в виде присадки? Я бы залил ее в свое масло.

 

нашел вот такие

AUG ENGINE R 5 в 1

пять компонентов - комплексная добавка, тефлон, керамика, MoDTP, полимер.

хрен знает тефлон и керамика как будут себя вести.

 

есть еще такая - Molyfight

Присадка для черного масла с графитом и твердым сероуглеродом молибдена.

тут уже неорганика.

 

А вот здесь он чистый как я понял

http://joypetrochemical.en.ec21.com/MoDTP_Molybdenum_Dialkyldithiophosphate--4549465_4549466.html

ну и объем поставки от производителя - 200 кг в стальной бочке.

 

Интересно что в описании растворимости указано

Растворим в минеральных маслах и эфирных маслах, слабо растворим в группе II, III, IV базовых масел и нерастворим в воде.

 

 

Может закажем на весь форум:)

Изменено пользователем Damirus
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

дело в том что большее добавление органического молибдена чем есть тебе не даст улучшений.

 

Если это к примеру трехядерный органический молибден то его содержание 75-100 ppm в масле, нальешь больше смысла уже не будет коэфициэнт не снизится.

 

почитай изучи вот этот пост

http://www.oil-club.ru/forum/topic/1856-protivoiznosnie-prisadki-zddp-modtc-mos2-itd/page__view__findpost__p__165427

 

У Idemitsu просто 2х валентный молибден поэтому его много в нем, и больше нет смысл.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А у меня была такая же ерунда) Я тут и описывал. Машина плохо заводилась, тяги небыло - выкрутили датчик коленвала - а он весь покрыт такой-же слизью)) почистили - поменяли масло и всё хорошо, езжу уже почти год и ничего)) Тогда было залито мотюль 300v 5w-30. Я тогда тоже на масло подумал...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А я тут загорелся Liqui Moly Oil Additiv с молибденом добавить, что не надо? Стоит не дорого, неужели будет плохо чему то в двигателе от нее?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А я тут загорелся Liqui Moly Oil Additiv с молибденом добавить, что не надо? Стоит не дорого, неужели будет плохо чему то в двигателе от нее?

А почему не стоит? Я лью несколько десятков лет и не вижу тех страхов, что описываются в СМИ и интернете (это просто конкуренция и борьба за потребителя). Кстати все публикации о вреде дисульфида молибдена написаны теми, кто сам никогда не только не сталкивался с этим, но даже не использовал MoS2. Конечно надо смотреть реально на все это и, к примеру, масла с MoS2 надо менять чуть чаще, чем обычные (это и производители масел и присадок не скрывают).

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я зализ себе Pro-Line Motor-Verschleiss-Schutz.

Взял такую упаковка, т.к. она в 2 раза выгодней по цене, а внутри думаю, что тоже самое, что Oil Additiv. Батьку также досталось в Калину и движек и коробку. Я проехал 250 км, изменений не каких пока не чувствую, скоро проведу земеры на шумность и на время разгона до 100 км/ч. Замерял до заливки.

У меня масло Mobil1 x1 5w-30, оно и так уже с молибденом, получается, добавлять смысла нет, а у бати новый Shell на GTL и он тоже с молибденом. Скоро наверно, приду к выводу, что если в масле уже есть молибден, то еще доза нифиг не нужна.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня масло Mobil1 x1 5w-30, оно и так уже с молибденом, получается, добавлять смысла нет, а у бати новый Shell на GTL и он тоже с молибденом. Скоро наверно, приду к выводу, что если в масле уже есть молибден, то еще доза нифиг не нужна.

Мало того, там разный молибден: в присадке двухядерный, а у Mobil1 и Shell - трехядерный от Infineum. Мешать смысла нет, даже лучше не мешать...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я зализ себе Pro-Line Motor-Verschleiss-Schutz.

Взял такую упаковка, т.к. она в 2 раза выгодней по цене, а внутри думаю, что тоже самое, что Oil Additiv. Батьку также досталось в Калину и движек и коробку. Я проехал 250 км, изменений не каких пока не чувствую, скоро проведу земеры на шумность и на время разгона до 100 км/ч. Замерял до заливки.

Хочу вас разуверить. Ничего явного и моментального вы от дисульфида молибдена наблюдать не сможете. Подумайте сами какие основные свойства MoS2 - это антифрикционные. А как вы это заметите - никак. Если точнее, то результат можно наблюдать через несколько сотен тысяч километров пробега, так как эта присадка увеличивает ресурс (и существенно).

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

товарищ написал вот про это:

по ссылке: "...IMHO это из масла присадка прилипает к магниту, а так как она сама магнитная, то зазор уменьшается..."

к ферромагнетикам относятся Fe, Co, Ni + несколько соединений различных

у товарища шуба была из продуктов износа двигателя, а не из металлов в присадке

Изменено пользователем novichek
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а вообще существует ли органический молибден в виде присадки? Я бы залил ее в свое масло.

Конечно существует - вот она http://liquimoly.ru/product_view2.php?id=2166

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Апнем тему. Сколько ни читал, но так нигде и не увидел конкретных рекламаций по движкам "убитых и загаженных молибденом". :unknw: В инте полно всякого стереотипного бреда, который гуляет годами и не обновляется. Нет желания его комментировать. Но вкратце. То что молибден где-то и что-то там забивает, вроде фильтров и т.п., проезжаем сразу. Этого так никто и не подтвердил. Про отложения на поршнях и кольцах и т.п., по-моему ерунда полная. Есть куча моторов с подобными отложениями и причиной тому: состояние двигателя, затянутые интервалы, несоответствующее масло или его низкое качество. Версия про кальций, который якобы блокирует молибден, мне тоже кажется несостоятельной. Тогда бы он, по идее, блокировал любые присадки в масле как "инородные". Ну я не химик, сорри, просто мысли вслух.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...