Jump to content

Recommended Posts

UnPinned posts

Barmaley , в другом форуме дал ссылку на эту статью-тему - человек попросил спросить кое-что - ответь, будь добр, если нетрудно - цитирую его сообщение:

------------------

Paulson, можно вас попросить узнать у автора статьи некоторые моменты? Автор указывает что для алюминиевых блоков необходим антифриз с минимальным щелочным числом и ограничивает его величиной 8.5. Данному ограничению соответствуют в основном силикатники вроде G11, MB 325.0, т.е. "синие" и "зелёные". Однако производители антифризов указывают что для алюминиевых двигателей специально разработаны G12++. А синие и зелёные для чугуна. Однако их щелочное число, по данным автора статьи, в основном ближе к верхней границе нормы - 10.5-10.8. Единственными подходящими под нормы автора по щелочному числу, и в то же время являющиеся лобридными антифризами, является запрещённый к упоминанию на ойл-клубе Равенол и ещё один или два антифриза. Интересно мнение автора статьи по поводу его самоличного запрета на антифризы с высоким щелочным числом (в пределах нормы) в алюминиевых блоках, которые по заявлениям производителей являются как раз таки созданными для алюминия.
---------------
 
 
Link to post
7 минут назад, Paulson сказал:

Данному ограничению соответствуют в основном силикатники вроде G11, MB 325.0, т.е. "синие" и "зелёные".

 

Данному ограничению соответствуют антифризы со стандарта 1941 года как минимум. И цвет здесь ни при чём.

8 минут назад, Paulson сказал:

Однако производители антифризов указывают что для алюминиевых двигателей специально разработаны G12++. А синие и зелёные для чугуна.

Какие производители и каких антифризов?  Аллюминиевые блоки были ещё за 20 лет до 'G11', а ГБЦ и того раньше. 

 

9 минут назад, Paulson сказал:

Однако их щелочное число, по данным автора статьи, в основном ближе к верхней границе нормы - 10.5-10.8.

Здесь речь идёт исключительно о XLC и его разновидностях. В США несколько иные исторически границы нормы. Европейские и отечественные антифризы имеют ph 7,5-8,5

 

11 минут назад, Paulson сказал:

Единственными подходящими под нормы автора по щелочному числу, и в то же время являющиеся лобридными антифризами, является запрещённый к упоминанию на ойл-клубе Равенол и ещё один или два антифриза.

1) Лобридная технология слишком ещё молода  и, скажем так, высокотехнологична, чтобы её много где воспроизводили.

2) Я не слышал про запрет Ravenol

 

13 минут назад, Paulson сказал:

Интересно мнение автора статьи по поводу его самоличного запрета на антифризы с высоким щелочным числом (в пределах нормы) в алюминиевых блоках, которые по заявлениям производителей являются как раз таки созданными для алюминия.

 

1) Я уже писал выше, что высокое щелочное число у  антифризов, как раз для американских машин и их европейских вассалов вроде Opel

2) При чём здесь МОЙ запрет. Я следовал исторически стандартам. А последний ГОСТ 1989  года есть навязанный американский норматив, который стремились сделать мировым. Мало того, у нас и у Запада исторически РАЗНОЕ понимание стандарта. Если у нас стандарт регламентирует ВСЁ вплоть до состава и параметров (ГОСТ 159-52 или 159-41), то на Западе стандарт это границы нормы 'в общем и целом', где производители выбирают для своих изделий приемлемый диапазон.

Link to post
1 час назад, Barmaley сказал:

2) Я не слышал про запрет Ravenol

 

Пункт 13 по ссылке

http://www.oil-club.ru/forum/guidelines/

Link to post
3 минуты назад, Paulson сказал:

 

Пункт 13 по ссылке

http://www.oil-club.ru/forum/guidelines/

 

Цитата

13) Запрещено обсуждение:масел: Totachi, Polymerium. Ravenol. Без комментариев! 

 

Про антифризы не сказано НИЧЕГО. Ravenol HJC и OTC упоминаются довольно часто.  Особенно в связи с азиатомобилями.

Link to post
17 минут назад, Barmaley сказал:

Про антифризы не сказано НИЧЕГО. Ravenol HJC и OTC упоминаются довольно часто.  Особенно в связи с азиатомобилями.

 

Ну это не ко мне :)

Link to post

По истории отечественных антифризов вообще надо целую серию статей писать, про разные периоды отдельно. Проблема в том, что по 60-м годам вообще ни хрена материалов в общем-то НЕТУ, а то что тогда произошло в общем-то предопределило развитие ситуации до сегодняшнего дня. Сейчас более-менее ясна ситуация по 70-м и 80-м. Что-то есть по 30-м и 40-м, но  там надо много документов выкупать и некоторые редкие книги с аукционов. Проблема в том, чтобы оформить поиск, надо знать точное название документа. А с этим зачастую сложно. Некоторые ТУ так и не нашли.

 

Кстати, последняя книга отечественная по антифризам была издана .. в 1948 году. Так что делайте выводы.

 

Историю того, как у нас появился т.н 'Тосол'  вообще придётся писать заново. Просто поднимать все документы по архивам через конторы, которые этим занимаются. Цена вопроса? Over 200 usd минимум. Там  этим занималось 2 ''номерных' завода. И вообще производство антифризов было тесно связно с химоружием ('Иприт Зайкова').

 

Может быть, ещё пару документов откопаю и до НГ, наверное, пока всё. 

 

Писать историю того, что было в 90-е и 'нулевые' я не знаю, кто будет. Там реально много документов надо поднимать. Кстати после 1994 года ТУ являются собственностью разработчика и в архив не попадают.

Edited by Barmaley
Link to post

Итак, нашёл некоторые интересные материалы относительно истории антифризов в 40-е и 50-е годы XX века в нашей стране.

 

Итак, из учебника по судебной химии

1951 год.

Скрытый текст

obl.thumb.jpg.0280da7e33a9c029a89dd7325463a8b3.jpg

 

1.thumb.jpg.c95dbe7b8c7cce6450f74d2c3928a945.jpg

 

97.thumb.jpg.6218818e74dfd8481398527f22a66ea9.jpg

 

Итак, этиленгликолевые  антифризы существовали в СССР в 1940-е годы не только на бумаге (ГОСТ 159-41), но и вполне себе применялись. Зачастую не по назначению, по причине того, что до этиленгликоля данные  составы были исключительно водно-спиртовыми. Мало того - развитие технологии шло и выдавались патенты на готовые решения.

 

1959 год

Скрытый текст

1.thumb.jpg.a34575ad080e49aefb7df4f0b51bec41.jpg

113.thumb.jpg.fc43909b5748b911b1e26d3eda0b33fc.jpg

 

На конец 50-х  упоминается не просто разнообразие существовавших на рынке продуктов, но и приводится некоторая их классификация.

В частности существуют составы на основе:

 

1) Метилового спирта и глицерина

2) Винного спирта и глицерина

3) Этиленликоля с глицерином

4) Этиленгликоля с другими полигликолями

5) Этиленгликоля

 

Link to post

А вот учебник 1975 года той же М.Д.Швайковой.

Застой, не?

Скрытый текст

Obl.thumb.jpg.16f8d8e5cdef9baae72edf6537e22ee2.jpg

1.thumb.jpg.4202f99b52de3674477d69b1fb355b39.jpg

 

104.thumb.jpg.df92cd4098512cc64dc8f9ac28da5961.jpg

По-факту, текст не изменился с конца 1950-х.

Edited by Barmaley
Link to post

В общем, титульный лист одной интересной жижи. А именно ТУ 113-07-02-88  (ОЖ-К 'Лена', ОЖ-40 'Лена', ОЖ-65 'Лена').

Итак, эта жижа, скорее всего, отечественной разработки. Хотя... надо смотреть ТУ полностью. Но во всяком случае ВПЕРВЫЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ УПОМИНАНИЕ О НПО В ТИТУЛЬНОМ ЛИСТЕ.

 

Интересны согласования:

Зам. директора НАМИ по научной работе

Зам. директора НИИАТ

Директор Буйского химического завода (вот и ещё один производитель )

В/ч 74242

(http://www.vif2ne.org/nvk/forum/arhprint/173903

в/ч 74242 (25 НИИ) - Государственный научно-исследовательский институт топлив и масел (25 ГНИИ МО))

 

 

И разработчики:

НПО 'Кристалл'

+отдел стандартизации

+лаборатория коррозии

 

Собственно, вот пока что титульный лист

76384917_.thumb.jpg.95648dcaaf7880556aba94e768856144.jpg

Титульный лист.pdf

 

Так что придётся выкупить, думаю.

 

 

 

Edited by Barmaley
Link to post

Итак, ещё к вопросу о существовании антифризов в 30-е- 50-е годы.

Подборка сведений  из руководств по обслуживанию автомобилей тех лет.

 

1935 год.

 

ГАЗ-А 

Скрытый текст

obl.thumb.jpg.94170cd3484d6d104436e73b982e906b.jpg

35.thumb.jpg.a0f30e55414597c7050e60b83d29fcd8.jpg

В качестве антифриза прописаны:

- смесь этилового спирта с водой

-смесь глицерина с этиловым спиртом  водой

 

ЗИС-5 и АМО-3

Скрытый текст

obl.thumb.jpg.002928ac6f8dc28c15b917dc4b29dba1.jpg

104.thumb.jpg.30fd65fabdc222346e79e09c43c4b282.jpg

105.thumb.jpg.748a2a1efa6a81671177aa245b3c1b8a.jpg

106.thumb.jpg.0866d625010eef037b39891608029bf1.jpg

 

В качестве антифриза прописаны:

- смесь из 60% воды+15% глицерина+25%спирта

- 25% раствор соли (!!!!!)

 

 

1936 год

ЯГ-3,  ЯГ-4,  ЯГ-5

(для тех кто не в курсе, в  Ярославле производили и грузовики 'ЯГ' и даже троллейбусы 'ЯТБ')

Скрытый текст

obl.thumb.jpg.f1c532015e3c83d5757dd99f41916983.jpg

 

1.thumb.jpg.ade2183852289f90f3320dabb75ff46d.jpg

71.thumb.jpg.a210f41e90c1af6468a50e53c84c7da4.jpg

72.thumb.jpg.6f4432d6443a1604297e25ac3a89e62f.jpg

 

 

Итак, рабочая температура  двигателей 'ЯГ'ов - 70-80 градусов цельсия.

В качестве антифриза рекомендуется следующая смесь:

Спирт денатурированный 15%+глицерин 15%+вода.

 

 

1938 год

Зис-101 ('топовая' машина).

Скрытый текст

obl.thumb.jpg.0548d0990ddc100c1a8ab3aa5ec1fc77.jpg

1.thumb.jpg.40e27272b2a3509beb6f2e61dade8db4.jpg

148.thumb.jpg.fe49ede82499dd2c80c0a3c72c77bb1a.jpg

149.thumb.jpg.2031f8a15829bc433ee5208d025629f0.jpg

 

В качестве антифриза рекомендуется следующая смесь:

Спирт  15%+глицерин 15%+вода 70% . Фактически то же, что и 'ЯГ'.

Требования по антифризам для машин 'слуг народа' не отличались от требований машин, на которых народ трудился.

 

1939 год.

ГАЗ М-1

Скрытый текст

1.thumb.jpg.1aeb6769c152e622508c4e26b646fb94.jpg

203.thumb.jpg.dfa44b9d1e253dabc7c3a9e3e3889dd6.jpg

204.thumb.jpg.d313cb91cba49cd133d4ed7c05409e7c.jpg

В качестве антифриза использовалась смесь древесного или динатурированного спирта с водой. Даже график с пропорциями для разных температур окружающей среды прилагался.

 

Edited by Barmaley
Link to post

1940 год.

ЗИС-5

Скрытый текст

1.thumb.jpg.d67bc2ddf61d6f5b3becdd9d42b4d3b1.jpg

15.thumb.jpg.aa4595523b66f157c3416d2392ad2c7a.jpg

16.thumb.jpg.2bc6d0b28e47f12c9744eba9df40a0e8.jpg

В качестве антифриза рекомендуется следующая смесь:

Спирт  15%+глицерин 15%+вода 70% (то же, что и на ЗИС-101). И никакого жлобства.

 

(по танкам и бронетехнике буду выкладывать отдельно)

 

1948 год

ЗИС-110 (ещё одна 'топовая' машина)

Скрытый текст

1.thumb.jpg.8ee789bcaaab9bf1657ec938ff72f749.jpg

37.thumb.jpg.92d426a5d37880157771e2eabfc430f1.jpg

Pril_3.thumb.jpg.ab3a67aa132a22c13a44cba33efdc06b.jpg

 

В качестве антифриза рекомендовались следующие смеси:

1) Антифриз 'В-2' 159-41 (текст я заполучил , так что читайте http://www.oil-club.ru/forum/applications/core/interface/file/attachment.php?id=127892)

2) Импортный этиленгликоль (в конце 40-х годов были импортные антифризы, попавшие с 'Ленд-Лизом'?)

3) 45% [этилового спирта или спирта-ректификата]+15% глицерина+ [всё остальное] вода .

 

 

1949 год.

ГАЗ М-20 'Победа'

Скрытый текст

1.thumb.jpg.68887decff12316d0f2c2aa04054cf8b.jpg

276.thumb.jpg.79fe1ccd86c6d5a0e45f90d87a93a79d.jpg

 

В качестве антифриза рекомендовались этиленгликолевые антифризы.  Значит, был некоторый выбор?

 

1951 год

ГАЗ М-20 'Победа'

Скрытый текст

m20-pobeda-001.thumb.jpg.3d6e027fbec8e19d7822dce15bc07c15.jpg

m20-pobeda-030.thumb.jpg.0713b7ad9e45f50926074970f38a1ee9.jpg

В качестве антифриза рекомендовались этиленгликолевые смеси (интересно, какой был выбор). Спиртовые смеси ЗАПРЕЩАЛИСЬ.

 

1952 год.

ГАЗ 'М-12' ЗИМ

Скрытый текст

1.thumb.jpg.bfec83551e49eb294c30fd462edb5520.jpg

46.thumb.jpg.5b9b90a5ae0d4a10524e0938dff6f45a.jpg

47.thumb.jpg.4fe7a2376df8afcaca5471e2cb556923.jpg

В качестве антифриза прописаны:

-низкозамерзающие смеси (какие не указаны, текст явно подредактирован в последний момент)

-антифриз 'В-2'

Спиртовые смеси ЗАПРЕЩАЛИСЬ.

 

1954 год.

ГАЗ М-12 'ЗИМ'

Скрытый текст

1.thumb.jpg.cada942269a79b1d3f27dc1f3a114afb.jpg

35.thumb.jpg.320a6358aa35d46861c16e103bbe55aa.jpg

36.thumb.jpg.64fff01489e84d18f2dfc2d15dfe08ab.jpg

В качестве антифриза в зимнее время предлагалась описанная выше смесь 'В-2' (ГОСТ 159-41)

 

 

ЗИС-151

Скрытый текст

obl.thumb.jpg.62dae2b574b4d061d400ad4ceddb588f.jpg

18.thumb.jpg.a6d6648e8af52cadd789ba60c4cea606.jpg

19.thumb.jpg.257e64a1cac16247bdbd3d83e0b38c24.jpg

В качестве антифриза в зимнее время предлагался антифриз 'В-2', но разрешались смеси из воды и древесного или денатурированного спирта

 

1955 год.

ГАЗ М-20 'Победа'

Скрытый текст

1.thumb.jpg.5e1e79ed9d9eef055392b01f0766a64a.jpg

41.thumb.jpg.599794363a1bf0ea44f04c574f27f0f6.jpg

В качестве антифриза рекомендовались этиленгликолевые смеси (интересно, какой был выбор). Спиртовые смеси ЗАПРЕЩАЛИСЬ.

 

 

'Урал-ЗИС' 352

Скрытый текст

obl.thumb.jpg.cfa263342e3f5507a99187cdb7da405b.jpg

1.thumb.jpg.60d5b5cfa11a8240aa78287933708e59.jpg

28-29.thumb.jpg.ea85ce0872733353bba4c672b9734c7a.jpg

30-31.thumb.jpg.4e79ae3048f065f31b926bf8b04e1bf2.jpg

 

В качестве антифриза прописаны:

- смесь этилового спирта с водой

-смесь глицерина с этиловым спиртом  водой

 

1956 год.

ЗИС-5 (модернизированный)

Скрытый текст

obl.thumb.jpg.2d590cbfefe55d55ec8a6e1ca7d93a36.jpg

1.thumb.jpg.3906d3bf68012b572fd9c705dee58a2e.jpg

28.thumb.jpg.be52ca1b5fad00e2ec393d70ab783fa9.jpg

29.thumb.jpg.19eb3d09fa1a3ab29dba80513144bcc0.jpg

30.thumb.jpg.2464ccd10507e83a1188f81203b90142.jpg

124.thumb.jpg.799ab280e64c534867db98a5bec43c41.jpg

 

 

В качестве антифриза рекомендовались смеси:

- этиловый спирт+ вода

-этиловый спирт+глицерин+вода

-антифриз В-2

Отмечу, что никто не поднимал хай на тему "зачем лить в машину древней разработки (а ЗИС-5 это уровень 20-х годов)' современный антифриз.

 

 

Link to post

В общем, озвучу кое-какие мысли:

 

Сейчас вытащу ещё один документ и до конца осенили зимы буду в режиме низкой интенсивности что-то кпать по мелочи, ибо у нас тоже крызыс , по следние 'раскопки' и так дорого мне обошлись. Тем не менее, озвучу вопросы, по которым имеет смысл работать и  хотелось бы услышать по поводу них мнение читателей данной темы:

 

1) Антифризы 20-х..30-х годов. Существовали ли готовые спиртовые и прочие смеси или их изготовление было делом тех, кто непосредственно занимался техникой 'на местах'?

2) Генезис отечественного стандарта 159-41 и возможная связь с немецкими полигликолевыми разработками, которые в конечном итоге вылилились в 'Glysantin'

3) Кто разрабатывал антифризы в 30-е..50-е годы а таже предприятия, занятые в производстве данного продукта.

4) Иностранные антифризы в СССР в 1940-е годы.

5) Завод ГАЗ, как предприятие, внедряющее наиболее передовые наработки по антифризам в конце 1940-х и в 1950-е годы.

6) Резкий упадок развития разработок и применения антифризов в 1-й половине 1960-х годов

7) Разработки  антифризов в1960-е и 1970-е годы.

8) Сколько было 'тосолов' в  конце 1960-х  и 1970-е годы? Развитие 2-й линейки (619-70).

9) Проект нового стандарта конца 1970-х годов по антифризам и попытки реанимации отечественных разработок в 1980-х.

10) Какие предприятия были задействованы в производстве антифризов нетосольной группы в 1960-е..1980-е.

11) Протодопуски 2-й половины 1980-х годов и их эволюция.

12) Связи производителей антифризов нетосольной группы и автозаводов.

 

Список сюжетов приблизительный. Можете предлагать свои.

Link to post

Выкладываю ТУ 113-07-02-88

ОЖ-К 'Лена',  ОЖ-40 'Лена',  ОЖ-65 'Лена'

ТУ 113-07-02-88.pdf

 

Пока читайте. Разбор будет позже. В общем, опять поворот в неожиданную сторону.

Link to post

В общем, ситуация оказалась ещё хуже, чем я мог подумать. Вместо реальных разработок во 2-й половине 80-х годов решили обойтись заимствованием компонентов.

Итак, титульный лист с согласованиями. Как уже писал выше, есть разработчики и даже то что можно назвать 'протодопусками'.

1.thumb.jpg.963ef26faf808600f3e83de9815c0056.jpg

 

А теперь самое интересное. Вместо рецептуры, как в отечественных разработках, примером чему явлуется фосфатник от 'Капролактама' - упоминание о 'пакетах присадок', как в случае с 'Тосолом' , который являлся клоном Paraflu.

3.thumb.jpg.6f954fcbab64db4c11ab39b90ee4a99a.jpg4.thumb.jpg.9298c56cf16c1e6e043d494da34e945a.jpg

 

Cмотрим полный набор физико-химических показателей:

5.thumb.jpg.18b8313ef9a045f8d229305eb3852943.jpg

И среди них находим ответ:

6.thumb.jpg.32877dca3c0f93c419ec07ce2f441d1a.jpg

Кто внимательно читает данный форум, то в курсе, что высокий PH  имеют АМЕРИКАНСКИЕ антифризы.

Ну а дальше банальность - набор сплавов, типичных для отечественных автомобилей+ сталь (явно для промышленных трубопроводов ).

7.thumb.jpg.0f333c7c9707e6f3abd7f1d155e8fd41.jpg

 

Данный микс (слово запрещено в РБ) предлагалось использовать как вместо 'Тосола', так и на смену отечественных фосфатникам на основе ГОСТ 159-52

32.thumb.jpg.a7dff662436491661ff63dc50502c036.jpg

 Ну и напоследок из серии 'лейте, что хотите'. Как бы показывает 'высачайшы уравень'

35.thumb.jpg.890de6b1f4f56ac234f7dea6feeaa4cd.jpg

 

Мораль такова. Вместо того, чтобы заниматься разработками своих пакетов присадок, изучать заводской опыт создания 'протодопусков', не говоря о том, чтобы делать постоянные испытания с публикациями результатов в научных журналов в очередной раз решили сплагиатить, причём вместо 'Parаflu', который 'впихнули' вместе с ВАЗом, поскольку  отечественные антифризы находились в стадии глубокого упадка, решили явно 'подсесть' на амерохимию а-ля XLC. Мало того - печально известный ГОСТ 89-го года явно писался под такие вот 'изделия'. Здесь речь идёт уже об откровенной госизмене и угрозе обороноспособности, тем более что среди участников прописано и военное НИИ. 

 

Впору ставить вопрос о наличии с конца 60-х до конца 80-х откровенно теневой структуры, 'крышуемой' на самом верху, которая была заинтересована в поставке импортных компонентов для охлаждающей жидкости и  отсутствия адекватного развития отечественных продуктов.

 

Link to post

Итак, справочник по тестам неметаллических материалов 1949 года (автор- инж. Невяжская Л.М.). Расписана проверка ph и т.д. антифриза. В позднейших книжках я такого не встречал. Максимум - ссылки на ГОСТ или ТУ.

Скрытый текст

1.thumb.jpg.3c8fcf0fa6cabf9fe3eeca861ee7a456.jpg

 

210.thumb.jpg.ad76aefd5f13df822aaabb6aff45fbef.jpg

 

211.thumb.jpg.90a1a4a9f2280ae0bec71f706d40e236.jpg

 

212.thumb.jpg.3fa7e611a85912a72a3866a77339a599.jpg

 

213.thumb.jpg.396a4b2d1f441bb4c172e9fdd71b3ad4.jpg

 

214.thumb.jpg.44a5a90f33aff87336404f0155651f21.jpg

 

 

 

Сталинизм - это свобода знаний. И по-факту экономика Open Source.

 

Edited by Barmaley
Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...