Popular Post Barmaley 3,585 Posted February 1, 2018 Popular Post Share Posted February 1, 2018 (edited) Восстановление оригинальных требований по охлаждающим жидкостям к советским и российским автомобилям на примере 'Москвича' и соответствие им современных антифризов Тосол у нас 'принято' ассоциировать исключительно со всеми советскими и российскими машинами. Но если в 'Жигулях' уже встречались, например, упоминание с 2000-х годов иностранных антифризов в руководстве по обслуживанию, причём требований к наличию или отсутствию компонентов вроде нитридов-аминов-фосфатов-боратов-силикатов не выдвигалось, то в 'Москвичах' с 80-х годов кроме как 'Тосол' ничего не писали. Но история данного вопроса далеко не прямолинейна и, зачастую, имеет много фактов, которые позволяют как поставить данное утверждение под сомнение, так и определить оптимальные требования, которые бы позволили подобрать адекватные современным требованиям жидкости. Начнём с того, что незамерзающие жидкости у нас имеют давнюю историю (страна-то холодная), поэтому необходимо начать с послевоенного времени, когда существовал вариант 'Антифриза В-2' (55% этиленгликоля и 45% воды, что давало температуру замерзания -40) или как вариант водно-глицерино-спиртовая смесь (60%+10%+30% соответственно, что давало температуру замерзания -18 градусов). Но этиленгликоль довольно агрессивен к металлам и в итоге на смену таким 'рецептурам' пришёл стандарт ГОСТ 159-52, где уже детально прописывались плотность, вязкость и зольность и даже химический состав, в который входили декстрин, динатрифосфат, молибденовокислый натрий. В принципе, стандарт 1952 года - 'Open Source' с открытой рецептурой, которую можно воспроизвести при наличии компонентов, что называется 'на столе'. Это, как бы мы выразились сейчас, простой 'фосфатник'. Следует отметить, что в этом мы близки основной массе тех же японских антифризов внутреннего рынка с невысокой ценой, простым составом и сроком службы до 40 000 км. Да, там есть LLC-SLLC OEM продукция, но основная масса продукции - такие антифризы, особенностью которых является отсутствие привязки к требованиям местных автопроизводителей. А если для сравнения посмотреть литературу по обслуживанию 'Москвичей' 1950-х...1960-х годов, то там есть только упоминание использования антифризов по данному ГОСТу в холодное время года, хотя речи о том, что нельзя использовать этот продукт летом нет. А ещё в справочниках тех лет много внимания уделяется фильтрации и умягчению воды. Отдельно продолжают существовать смеси этиленгликоля, воды и спирта, но их применение в тех же 'Москвичах' со 2-й половины 1950-х ЗАПРЕЩЕНО. Тем не менее, следует отметить, что простота изготовления данного типа охлаждающей жидкости приводит в современных условиях к тому, что появляется возможность выброса на рынок большого числа продуктов с разными рецептурами, причём зачастую не совместимыми между собой. Дело в том, что антифриз не просто жидкость для переноса тепла от рубашки охлаждения к радиатору. Современная антикоррозионная защита подразумевает собой электрохимические процессы с 'катодами' и 'анодами' в роли которых выступают внутренняя поверхность системы охлаждения и непосредственно жидкость, причём в разных продуктах используется разный механизм взаимодействия, поэтому и существуют запреты на смешивания разных антифризов. Да и заранее скажу, что единой системы цветовой маркировки этих продуктов в мире нет, а число используемых цветов в антифризах невелико и у каждого производителя свой набор соответствия цвета и 'химии', причём даже при выпуске официального клона расцветка не наследуется. Мало того - в ситуации , когда надо 'долить' по причине выкипания добавлять стоит даже не антифриз, а дистиллированную воду, поскольку именно она и 'уходит'. Ну а в случае 'пролива', вызванного разрывом патрубков или повреждением радиатора стоит уже добавлять антифриз, который используется. Ситуацию с 'доливом' описывают в справочниках начиная с 1950-х годов, когда по-факту кроме антифриза по ГОСТ 159-52 и некоторых суррогатных химсоставов со спиртом (причём с открытой рецептурой) ничего и не могло быть, но почему-то этот вопрос постоянно всплывает на автофорумах. Но вернёмся к основной теме данной статьи. Ситуация изменяется с начала 1970-х годов, а именно с 'пришествием' ВАЗа. В справочниках начинают публиковаться данные по антифризам нового поколения - Тосолам. Причём они не привязываются непосредственно к той или иной марке машин, а выступают наравне с продукцией по ГОСТу 159-52. В то же время отличаются тем, что в данных о составе, стоят пропуски. Мало того - вводится понятие 'пакет присадок', причём отдельно 'противовспенивающей' и отдельно 'антикоррозионный', чего не было раньше. Но эти странности не ограничиваются. По итогам раскопок в подшивке 'Автомобильной промышленности' данных об испытаниях 'промежуточных вариантов тосолов' нет, но есть, скажем данные по экспериментальным пробегам по Туркмении с использованием антифриза 'М40' (1972, № 12, с.5) и к тому же в справочниках 'антифриз' и 'тосол' существуют параллельно, вплоть до 80-х годов, причём даже в руководствах по эксплуатации 'Москвичей'. В итоге автору данной статьи удалось, не без некоторой помощи, выкупить исходный текст 'ТУ 6-02-619-70', на который часто ссылались в справочниках по автомобильным материалам. Данное ТУ не публиковали, ограничиваясь только выборочными сведениями в различной литературе. Непосредственно в тексте обращает на себя внимание следующий момент: декларировалось право на дополнительное проведение проверки автозаводом на соответствие 'нормали ВАЗ-ФИАТ 55523/1'. Отдельно отмечу, что в данном случае под 'нормалями' подразумевались иностранные стандарты материалов 'имплантированные' в нашу систему ГОСТов в связи с началом производства автомобиля 'Жигули'. Фактически же, речь может идти о том, что под видом ТУ может выступать OEM антифриз Fiat или пакеты присадок от иностранных производителей (суперконцентраты). Этим можно объяснить все вышесказанные 'странности' с сокрытием данных, причём речь идёт не только об общедоступных справочниках, но и о специализированных монографиях (Бурков В.В. Эксплуатация автомобильных радиаторов, М.'Транспорт', 1975). В итоге можно говорить о том, что т.н. 'Тосол' не является 'аутентичным' продуктом для советских машин, за исключением ВАЗ и его 'привязка' с 80-х годов и до настоящего времени носит конъюнктурный характер, усугубившийся нежеланием проводить самостоятельные исследования работы охлаждающих жидкостей в своей продукции и выработки как требований, так и системы сертификации соответствия им. Относительно продукции ВАЗ, отмечу, что по причине отсутствия доступа к тексту вышеописанной 'нормали', сделать формулировку требований не представляется возможным на нынешнем этапе исследований. Возможно, она изменялась, как исходные требования FIAT, возможно осталась неизменной.Это выходит за рамки данного исследования. Но вопрос остаётся открытым. В принципе, можно до окончательной 'отрисовки' требований ВАЗ использовать имеющуюся базу по АЗЛК (ссылка внизу статьи), тем более что в будущем оба массива данных в ней будут взаимно пересекаться и действительно несовместимых с двигателями 'Жигулей' продуктов там НЕТ, Возвращаясь к основной теме, можно говорить о том, что имело место принудительное насаждение 'Тосола', как единственно верной охлаждающей жидскости для автомобилей производства СССР в ущерб отечественным разработкам, которые существовали в то время. Например, в вышеописанной монографии Буркова В.В. приводятся данные по 'Полиэтиленлоксановой жидкости № 1'. Определённую роль сыграло в этом и массовое производство 'Жигулей' и 'Камазов'. Возможно, изначально преследовались благие цели вроде 'подхлёстывания' развития отечественных технологии, тем более что в это время наблюдался в некоторой степени застой. Так, например в 'Москвичах' не было даже расширительных бачков для антифриза, поскольку система была незамкнутой и излишек мог спокойно слиться на дорогу при увеличении давления через клапан крышки радиатора. Причём, судя по статьям в 'Автомобильной промышленности', касающихся экспериментальных разработок радиаторов в 'Москвичи' ('Новые радиаторы для автомобиля Москвич' . Автомобильная промышленность,1967 № 7, с.16 ) направления работы велись только в области дизайна радиатора, но не теплоносителя. Подобному анализу такого рода подвергались также и иностранные модели автомобилей, в частности 'Форд Таунус 12М' ('Исследование радиаторов для легковых автомобилей', 'Автомобильная промышленность' 1967 г. № 5, с. 20). В дальнейшем ситуацию усугубил и ГОСТ 28084-89, по факту калька с ASTM D 3306 и BS 6580, который привёл к тому, что рынок оказался завален откровенно опасными для систем охлаждения продуктами. Здесь следует указать, что на Западе и у нас несколько разное понимание того, что принято называть 'стандартом'. Если там описан антифриз 'в общем и целом', а автопроизводитель из этого выбирает безопасный для своей продукции диапазон значений параметров и набор компонентов, то у нас, если возвращаться к ГОСТу 1952 года, требования автопроизводителей и есть ГОСТ. В итоге имеет смысл вернуться к изначально сформулированным требованиям к антифризам советских автомобилей, тем более что в том же АЗЛК набор сплавов деталей системы охлаждения не изменялся с 1950-х годов. Это - АЛ7, АЛ9, СЧ 24-44. Финальная формулировка звучит одинаково, что для АЗЛК, что для ЗИЛ, что для МАЗ : 'Низкощелочная жидкость с Ph 7,5-8,5 [содержащая фосфаты]'. По поводу [содержащая фосфаты] отдельно отмечу, что это требование факультативно, поскольку даже близкие по схеме использования японские антифризы имеют силикатно-фосфатные позиции (Nutec). Другое дело, что сейчас существует понятие, как 'конвейерная' заливка на весь срок гарантии, которая может составлять до 250 000 км. пробега и там может использоваться антифриз с большим сроком службы, а дальше производитель ответственности не несёт, вплоть до того, что надо специальные 'заглушки' извлекать из стенки блока цилиндров двигателя, иначе сливается только небольшой процент. Ну и есть 'aftermarket' из жидкостей попроще с меньшим сроком использования. Но здесь всё зависит от конкретного производителя или модели. В чугунных блоках 'Москвичей' , например, 425-й серии (402-407-403) 'заглушки' в блоке тоже есть, но они служат для предотвращения разрыва при замерзании воды, а краники для слива находятся и внизу рубашки охлаждения и внизу радиатора. И относительно срока действия антифриза, поскольку официально такую информацию предоставляет автопроизводитель, совместно с рекомендациями, а в даннном случае о этим не занимался, необходимо обращаться непосредственно к описанию продукта на упаковке или на сайте производителя. А если задаться вопросом о том, какие компоненты в антифризе приемлемы для использования в продукции МЗМА-АЗЛК, то исходя из современной ситуации допустимо и даже желательно использование как HOAT (Hybrid Organic Acid Technology) - гибридной смеси неорганики и органики, так и 'чистой' органики (OAT), органики с фосфатами (P-OAT) или с силикатами (S-OAT). Речь идёт о вариантах нормы, поскольку развитие технологий продолжается и новые технологии способны выполнять необходимые задачи по теплоотводу и защите от коррозии и дольше по времени и эффективнее. Мало того, ни 'европейская' схема с антифризами долговременного использования, ни рассматриваемая в данной статье ранее 'азиатская' с продуктами, которые имеют период использования до 40 000 км. пробега (Esper, TCL) не являются монолитными. Так, есть целый набор европейских антифризов (Paraflu, Prisma), на небольшие пробеги и в тоже время есть азиатские вроде 'TCL LLC', 'Mitasu', которые расчитаны на 3-5 лет. Совместимы с требованиями на советские автомобили и OEM-продукты вроде Honda Type-2, Toyota (LLC и SLLC), Subaru, а также поставляемые на конвейеры 'CoolStream A-110' и 'CoolStream NRC'. Полная версия базы доступна по ссылке. Тем не менее, по причине длительного использования воды и некачественных антифризов в системе охлаждения, особенно на дне 'рубашки' вокруг цилиндров может скопиться большое число накипи, а стенки могут быть покрыты ржавчиной. В итоге перед использованием качественного антифриза в автомобиле необходимо проводить серьёзную промывку и удаление окислов и прочих отложений. Также имеет смысл добавить и расширительный бачок , если он не предусмотрен конструкцией. Ну и в качестве заключения хочу отметить, что технология применяемого антифриза не зависит от возраста машины и ограничена только конструктивными требованиями автопроизводителя, и пожелать читателям думать головой и читать документацию, а не довольствоваться пересказами чьих-то домыслов и фантазий.Barmaley Продолжение статьи Edited February 5, 2018 by ModeratorSigma 19 Quote Link to post
Paulson 8,393 Posted August 7, 2018 Share Posted August 7, 2018 Barmaley , в другом форуме дал ссылку на эту статью-тему - человек попросил спросить кое-что - ответь, будь добр, если нетрудно - цитирую его сообщение: ------------------ Paulson, можно вас попросить узнать у автора статьи некоторые моменты? Автор указывает что для алюминиевых блоков необходим антифриз с минимальным щелочным числом и ограничивает его величиной 8.5. Данному ограничению соответствуют в основном силикатники вроде G11, MB 325.0, т.е. "синие" и "зелёные". Однако производители антифризов указывают что для алюминиевых двигателей специально разработаны G12++. А синие и зелёные для чугуна. Однако их щелочное число, по данным автора статьи, в основном ближе к верхней границе нормы - 10.5-10.8. Единственными подходящими под нормы автора по щелочному числу, и в то же время являющиеся лобридными антифризами, является запрещённый к упоминанию на ойл-клубе Равенол и ещё один или два антифриза. Интересно мнение автора статьи по поводу его самоличного запрета на антифризы с высоким щелочным числом (в пределах нормы) в алюминиевых блоках, которые по заявлениям производителей являются как раз таки созданными для алюминия. --------------- 0 Quote Link to post
Barmaley 3,585 Posted August 7, 2018 Author Share Posted August 7, 2018 7 минут назад, Paulson сказал: Данному ограничению соответствуют в основном силикатники вроде G11, MB 325.0, т.е. "синие" и "зелёные". Данному ограничению соответствуют антифризы со стандарта 1941 года как минимум. И цвет здесь ни при чём. 8 минут назад, Paulson сказал: Однако производители антифризов указывают что для алюминиевых двигателей специально разработаны G12++. А синие и зелёные для чугуна. Какие производители и каких антифризов? Аллюминиевые блоки были ещё за 20 лет до 'G11', а ГБЦ и того раньше. 9 минут назад, Paulson сказал: Однако их щелочное число, по данным автора статьи, в основном ближе к верхней границе нормы - 10.5-10.8. Здесь речь идёт исключительно о XLC и его разновидностях. В США несколько иные исторически границы нормы. Европейские и отечественные антифризы имеют ph 7,5-8,5 11 минут назад, Paulson сказал: Единственными подходящими под нормы автора по щелочному числу, и в то же время являющиеся лобридными антифризами, является запрещённый к упоминанию на ойл-клубе Равенол и ещё один или два антифриза. 1) Лобридная технология слишком ещё молода и, скажем так, высокотехнологична, чтобы её много где воспроизводили. 2) Я не слышал про запрет Ravenol 13 минут назад, Paulson сказал: Интересно мнение автора статьи по поводу его самоличного запрета на антифризы с высоким щелочным числом (в пределах нормы) в алюминиевых блоках, которые по заявлениям производителей являются как раз таки созданными для алюминия. 1) Я уже писал выше, что высокое щелочное число у антифризов, как раз для американских машин и их европейских вассалов вроде Opel 2) При чём здесь МОЙ запрет. Я следовал исторически стандартам. А последний ГОСТ 1989 года есть навязанный американский норматив, который стремились сделать мировым. Мало того, у нас и у Запада исторически РАЗНОЕ понимание стандарта. Если у нас стандарт регламентирует ВСЁ вплоть до состава и параметров (ГОСТ 159-52 или 159-41), то на Западе стандарт это границы нормы 'в общем и целом', где производители выбирают для своих изделий приемлемый диапазон. 1 Quote Link to post
Paulson 8,393 Posted August 7, 2018 Share Posted August 7, 2018 1 час назад, Barmaley сказал: 2) Я не слышал про запрет Ravenol Пункт 13 по ссылке http://www.oil-club.ru/forum/guidelines/ 0 Quote Link to post
Barmaley 3,585 Posted August 7, 2018 Author Share Posted August 7, 2018 3 минуты назад, Paulson сказал: Пункт 13 по ссылке http://www.oil-club.ru/forum/guidelines/ Цитата 13) Запрещено обсуждение:масел: Totachi, Polymerium. Ravenol. Без комментариев! Про антифризы не сказано НИЧЕГО. Ravenol HJC и OTC упоминаются довольно часто. Особенно в связи с азиатомобилями. 0 Quote Link to post
Paulson 8,393 Posted August 7, 2018 Share Posted August 7, 2018 17 минут назад, Barmaley сказал: Про антифризы не сказано НИЧЕГО. Ravenol HJC и OTC упоминаются довольно часто. Особенно в связи с азиатомобилями. Ну это не ко мне 0 Quote Link to post
Barmaley 3,585 Posted August 7, 2018 Author Share Posted August 7, 2018 (edited) По истории отечественных антифризов вообще надо целую серию статей писать, про разные периоды отдельно. Проблема в том, что по 60-м годам вообще ни хрена материалов в общем-то НЕТУ, а то что тогда произошло в общем-то предопределило развитие ситуации до сегодняшнего дня. Сейчас более-менее ясна ситуация по 70-м и 80-м. Что-то есть по 30-м и 40-м, но там надо много документов выкупать и некоторые редкие книги с аукционов. Проблема в том, чтобы оформить поиск, надо знать точное название документа. А с этим зачастую сложно. Некоторые ТУ так и не нашли. Кстати, последняя книга отечественная по антифризам была издана .. в 1948 году. Так что делайте выводы. Историю того, как у нас появился т.н 'Тосол' вообще придётся писать заново. Просто поднимать все документы по архивам через конторы, которые этим занимаются. Цена вопроса? Over 200 usd минимум. Там этим занималось 2 ''номерных' завода. И вообще производство антифризов было тесно связно с химоружием ('Иприт Зайкова'). Может быть, ещё пару документов откопаю и до НГ, наверное, пока всё. Писать историю того, что было в 90-е и 'нулевые' я не знаю, кто будет. Там реально много документов надо поднимать. Кстати после 1994 года ТУ являются собственностью разработчика и в архив не попадают. Edited August 7, 2018 by Barmaley 1 Quote Link to post
Barmaley 3,585 Posted August 10, 2018 Author Share Posted August 10, 2018 Итак, нашёл некоторые интересные материалы относительно истории антифризов в 40-е и 50-е годы XX века в нашей стране. Итак, из учебника по судебной химии 1951 год. Скрытый текст Итак, этиленгликолевые антифризы существовали в СССР в 1940-е годы не только на бумаге (ГОСТ 159-41), но и вполне себе применялись. Зачастую не по назначению, по причине того, что до этиленгликоля данные составы были исключительно водно-спиртовыми. Мало того - развитие технологии шло и выдавались патенты на готовые решения. 1959 год Скрытый текст На конец 50-х упоминается не просто разнообразие существовавших на рынке продуктов, но и приводится некоторая их классификация. В частности существуют составы на основе: 1) Метилового спирта и глицерина 2) Винного спирта и глицерина 3) Этиленликоля с глицерином 4) Этиленгликоля с другими полигликолями 5) Этиленгликоля 0 Quote Link to post
Barmaley 3,585 Posted August 10, 2018 Author Share Posted August 10, 2018 (edited) А вот учебник 1975 года той же М.Д.Швайковой. Застой, не? Скрытый текст По-факту, текст не изменился с конца 1950-х. Edited August 10, 2018 by Barmaley 0 Quote Link to post
Barmaley 3,585 Posted August 13, 2018 Author Share Posted August 13, 2018 (edited) В общем, титульный лист одной интересной жижи. А именно ТУ 113-07-02-88 (ОЖ-К 'Лена', ОЖ-40 'Лена', ОЖ-65 'Лена'). Итак, эта жижа, скорее всего, отечественной разработки. Хотя... надо смотреть ТУ полностью. Но во всяком случае ВПЕРВЫЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ УПОМИНАНИЕ О НПО В ТИТУЛЬНОМ ЛИСТЕ. Интересны согласования: Зам. директора НАМИ по научной работе Зам. директора НИИАТ Директор Буйского химического завода (вот и ещё один производитель ) В/ч 74242 (http://www.vif2ne.org/nvk/forum/arhprint/173903 в/ч 74242 (25 НИИ) - Государственный научно-исследовательский институт топлив и масел (25 ГНИИ МО)) И разработчики: НПО 'Кристалл' +отдел стандартизации +лаборатория коррозии Собственно, вот пока что титульный лист Титульный лист.pdf Так что придётся выкупить, думаю. Edited August 13, 2018 by Barmaley 0 Quote Link to post
Barmaley 3,585 Posted August 13, 2018 Author Share Posted August 13, 2018 (edited) Итак, ещё к вопросу о существовании антифризов в 30-е- 50-е годы. Подборка сведений из руководств по обслуживанию автомобилей тех лет. 1935 год. ГАЗ-А Скрытый текст В качестве антифриза прописаны: - смесь этилового спирта с водой -смесь глицерина с этиловым спиртом водой ЗИС-5 и АМО-3 Скрытый текст В качестве антифриза прописаны: - смесь из 60% воды+15% глицерина+25%спирта - 25% раствор соли (!!!!!) 1936 год ЯГ-3, ЯГ-4, ЯГ-5 (для тех кто не в курсе, в Ярославле производили и грузовики 'ЯГ' и даже троллейбусы 'ЯТБ') Скрытый текст Итак, рабочая температура двигателей 'ЯГ'ов - 70-80 градусов цельсия. В качестве антифриза рекомендуется следующая смесь: Спирт денатурированный 15%+глицерин 15%+вода. 1938 год Зис-101 ('топовая' машина). Скрытый текст В качестве антифриза рекомендуется следующая смесь: Спирт 15%+глицерин 15%+вода 70% . Фактически то же, что и 'ЯГ'. Требования по антифризам для машин 'слуг народа' не отличались от требований машин, на которых народ трудился. 1939 год. ГАЗ М-1 Скрытый текст В качестве антифриза использовалась смесь древесного или динатурированного спирта с водой. Даже график с пропорциями для разных температур окружающей среды прилагался. Edited August 13, 2018 by Barmaley 0 Quote Link to post
Barmaley 3,585 Posted August 13, 2018 Author Share Posted August 13, 2018 1940 год. ЗИС-5 Скрытый текст В качестве антифриза рекомендуется следующая смесь: Спирт 15%+глицерин 15%+вода 70% (то же, что и на ЗИС-101). И никакого жлобства. (по танкам и бронетехнике буду выкладывать отдельно) 1948 год ЗИС-110 (ещё одна 'топовая' машина) Скрытый текст В качестве антифриза рекомендовались следующие смеси: 1) Антифриз 'В-2' 159-41 (текст я заполучил , так что читайте http://www.oil-club.ru/forum/applications/core/interface/file/attachment.php?id=127892) 2) Импортный этиленгликоль (в конце 40-х годов были импортные антифризы, попавшие с 'Ленд-Лизом'?) 3) 45% [этилового спирта или спирта-ректификата]+15% глицерина+ [всё остальное] вода . 1949 год. ГАЗ М-20 'Победа' Скрытый текст В качестве антифриза рекомендовались этиленгликолевые антифризы. Значит, был некоторый выбор? 1951 год ГАЗ М-20 'Победа' Скрытый текст В качестве антифриза рекомендовались этиленгликолевые смеси (интересно, какой был выбор). Спиртовые смеси ЗАПРЕЩАЛИСЬ. 1952 год. ГАЗ 'М-12' ЗИМ Скрытый текст В качестве антифриза прописаны: -низкозамерзающие смеси (какие не указаны, текст явно подредактирован в последний момент) -антифриз 'В-2' Спиртовые смеси ЗАПРЕЩАЛИСЬ. 1954 год. ГАЗ М-12 'ЗИМ' Скрытый текст В качестве антифриза в зимнее время предлагалась описанная выше смесь 'В-2' (ГОСТ 159-41) ЗИС-151 Скрытый текст В качестве антифриза в зимнее время предлагался антифриз 'В-2', но разрешались смеси из воды и древесного или денатурированного спирта 1955 год. ГАЗ М-20 'Победа' Скрытый текст В качестве антифриза рекомендовались этиленгликолевые смеси (интересно, какой был выбор). Спиртовые смеси ЗАПРЕЩАЛИСЬ. 'Урал-ЗИС' 352 Скрытый текст В качестве антифриза прописаны: - смесь этилового спирта с водой -смесь глицерина с этиловым спиртом водой 1956 год. ЗИС-5 (модернизированный) Скрытый текст В качестве антифриза рекомендовались смеси: - этиловый спирт+ вода -этиловый спирт+глицерин+вода -антифриз В-2 Отмечу, что никто не поднимал хай на тему "зачем лить в машину древней разработки (а ЗИС-5 это уровень 20-х годов)' современный антифриз. 0 Quote Link to post
Barmaley 3,585 Posted August 14, 2018 Author Share Posted August 14, 2018 В общем, озвучу кое-какие мысли: Сейчас вытащу ещё один документ и до конца осенили зимы буду в режиме низкой интенсивности что-то кпать по мелочи, ибо у нас тоже крызыс , по следние 'раскопки' и так дорого мне обошлись. Тем не менее, озвучу вопросы, по которым имеет смысл работать и хотелось бы услышать по поводу них мнение читателей данной темы: 1) Антифризы 20-х..30-х годов. Существовали ли готовые спиртовые и прочие смеси или их изготовление было делом тех, кто непосредственно занимался техникой 'на местах'? 2) Генезис отечественного стандарта 159-41 и возможная связь с немецкими полигликолевыми разработками, которые в конечном итоге вылилились в 'Glysantin' 3) Кто разрабатывал антифризы в 30-е..50-е годы а таже предприятия, занятые в производстве данного продукта. 4) Иностранные антифризы в СССР в 1940-е годы. 5) Завод ГАЗ, как предприятие, внедряющее наиболее передовые наработки по антифризам в конце 1940-х и в 1950-е годы. 6) Резкий упадок развития разработок и применения антифризов в 1-й половине 1960-х годов 7) Разработки антифризов в1960-е и 1970-е годы. 8) Сколько было 'тосолов' в конце 1960-х и 1970-е годы? Развитие 2-й линейки (619-70). 9) Проект нового стандарта конца 1970-х годов по антифризам и попытки реанимации отечественных разработок в 1980-х. 10) Какие предприятия были задействованы в производстве антифризов нетосольной группы в 1960-е..1980-е. 11) Протодопуски 2-й половины 1980-х годов и их эволюция. 12) Связи производителей антифризов нетосольной группы и автозаводов. Список сюжетов приблизительный. Можете предлагать свои. 0 Quote Link to post
Barmaley 3,585 Posted August 22, 2018 Author Share Posted August 22, 2018 Выкладываю ТУ 113-07-02-88 ОЖ-К 'Лена', ОЖ-40 'Лена', ОЖ-65 'Лена' ТУ 113-07-02-88.pdf Пока читайте. Разбор будет позже. В общем, опять поворот в неожиданную сторону. 1 Quote Link to post
Barmaley 3,585 Posted August 22, 2018 Author Share Posted August 22, 2018 В общем, ситуация оказалась ещё хуже, чем я мог подумать. Вместо реальных разработок во 2-й половине 80-х годов решили обойтись заимствованием компонентов. Итак, титульный лист с согласованиями. Как уже писал выше, есть разработчики и даже то что можно назвать 'протодопусками'. А теперь самое интересное. Вместо рецептуры, как в отечественных разработках, примером чему явлуется фосфатник от 'Капролактама' - упоминание о 'пакетах присадок', как в случае с 'Тосолом' , который являлся клоном Paraflu. Cмотрим полный набор физико-химических показателей: И среди них находим ответ: Кто внимательно читает данный форум, то в курсе, что высокий PH имеют АМЕРИКАНСКИЕ антифризы. Ну а дальше банальность - набор сплавов, типичных для отечественных автомобилей+ сталь (явно для промышленных трубопроводов ). Данный микс (слово запрещено в РБ) предлагалось использовать как вместо 'Тосола', так и на смену отечественных фосфатникам на основе ГОСТ 159-52 Ну и напоследок из серии 'лейте, что хотите'. Как бы показывает 'высачайшы уравень' Мораль такова. Вместо того, чтобы заниматься разработками своих пакетов присадок, изучать заводской опыт создания 'протодопусков', не говоря о том, чтобы делать постоянные испытания с публикациями результатов в научных журналов в очередной раз решили сплагиатить, причём вместо 'Parаflu', который 'впихнули' вместе с ВАЗом, поскольку отечественные антифризы находились в стадии глубокого упадка, решили явно 'подсесть' на амерохимию а-ля XLC. Мало того - печально известный ГОСТ 89-го года явно писался под такие вот 'изделия'. Здесь речь идёт уже об откровенной госизмене и угрозе обороноспособности, тем более что среди участников прописано и военное НИИ. Впору ставить вопрос о наличии с конца 60-х до конца 80-х откровенно теневой структуры, 'крышуемой' на самом верху, которая была заинтересована в поставке импортных компонентов для охлаждающей жидкости и отсутствия адекватного развития отечественных продуктов. 1 Quote Link to post
Barmaley 3,585 Posted September 11, 2018 Author Share Posted September 11, 2018 (edited) Итак, справочник по тестам неметаллических материалов 1949 года (автор- инж. Невяжская Л.М.). Расписана проверка ph и т.д. антифриза. В позднейших книжках я такого не встречал. Максимум - ссылки на ГОСТ или ТУ. Скрытый текст Сталинизм - это свобода знаний. И по-факту экономика Open Source. Edited September 11, 2018 by Barmaley 0 Quote Link to post
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.