Перейти к публикации

Индекс вязкости и HTHS - что это такое?


Рекомендованные сообщения

Предлагаю разобраться что же такое индекс вязкости.

На повестке. Что такое? от чего зависит? для чего нужен?

Понятно, что это вязкостно-температурная характеристика, и чем более пологая кривая, тем лучше.

Но почему именно при 40 и при 100 градусах определяется? При 100 понятно, рабочая температура и все такое. А 40? это к чему вообше? кому интересна температура в 40 градусов? почему не 60 или 70 что более интересно. или не -45? Просвятите, кто владеет информацией.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Другие ответы в этой теме

@kommers, кроме моторных, ещё много других масел, а вот для их применения 40 гр. может быть актуально (те же редуктора или гидравлика). Почему именно 40... хз, могло быть и 50 и 20, но кому-то больше понравилась цифра 40.

Изменено пользователем tabachka
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Предлагаю разобраться что же такое индекс вязкости.
Это условный показатель, дающий представление об изменении вязкостных свойств масел в широком температурном диапазоне.

 

Но почему именно при 40 и при 100 градусах определяется?
100 С считается нормальной Т масла в картере типичного автомотора. Поэтому и принята за ориентир.

Откуда -40, в какой стране принята?

По нашим гостам насколько помню для нижней температурной границы принято -18 С.

 

А вобще на пальцах: если имеется несколько брендов масла с одинаковой маркировкой но с разными ИВ, например 5w-40, то при нагреве более 100 С вязкость будет снижаться быстрее у масел с меньшим ИВ.

Или еще нагляднее, если допустим взять масла 0w-40 и 10w-40, то при 100 С значениие их вязкости будет одинаково, но при Т более 100 С кинематическая вязкость первого станет выше, чем второго, и чем больше Т, тем больше будет разница в вязкости.

Такой же результат получится при сравнении, допустим, 0w-20 и 10w-40, при какой-то Т более 100 С их вязкость сравняется, и при дальнейшем увеличении Т вязкость двадцатки уже будет выше, чем сороковки.

Обычно чем больше разница между первой и второй цифрой в маркировке масла, тем выше ИВ

Это как бы обще-упрощенно, не вдаваясь в нюансы

Изменено пользователем Lew
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Lew,

100 С считается нормальной Т масла в картере типичного автомотора. Поэтому и принята за ориентир.
Когда эта цифра появилась, это была не типичная Т масла. Возможно, просто круглая цифра, тем не менее, близкая к реальным температурам массовых узлов и механизмов, +- километр, так удобней. И, ещё раз- кроме моторки есть ещё масса других масел, со своим назначением, но у всех них, в общем случае, вязкость измеряется при 40 и 100 гр.
Откуда -40, в какой стране принята?

По нашим гостам насколько помню для нижней температурной границы принято -18 С.

не, знаю, откуда ты взял -40, мы говорим, подразумевая +40. Изменено пользователем tabachka
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Когда эта цифра появилась, это была не типичная Т масла.

 

 

рабочая температура масла двигателя запорожец ЗАЗ-968 965 80-110С, масла М12Г, М8Г М10ГИ

машина на то время довольно массовая ...

Изменено пользователем Nordman
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Воз

можно, просто круглая цифра,
Все круглые цифры в технике взятые для определения показателей физико-химических свойств жидкостей всегда берутся не по принципу "круглости", а как наиболее типичные для эксплуатационных условий, в которых они работают в технике. Т.е. это усредненная рабочая температура

 

не, знаю, откуда ты взял -40, мы говорим, подразумевая +40.
-40 очень часто берут для определения вязкости в тестах масел.

Встречный вопрос: откуда вы взяли +40 для моторных масел?

+40 считается усредненной рабочей Т индустриальных масел, при такой Т определяется их кинем. вязкость по ГОСТ

Изменено пользователем Lew
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Встречный вопрос: откуда вы взяли +40 для моторных масел?

+40 считается усредненной рабочей Т индустриальных масел, при такой Т определяется их кинем. вязкость по ГОСТ

@Lew, мож тебе матчасть поучить,а? А потом уже спорить?Зайди в техдоки ЛЮБЮГО моторного масла, там увидишь вязкость при +100 и (внимание!)+40град, по ним выводится индекс вязкости. При -40 у многих масел вязкость не измерить, ибо их уже ножиком резать можно. Все ясно,какой ты спец по маслам.

Изменено пользователем skorp777
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Все ясно,какой ты спец по маслам.

А я и не утверждаю, что спец по маслам. Я лишь худо-бедно знаю условия работы масел в ДВС, а тонкости их физико-химического состава мне не особо интересны. Из масла фетиш не делаю, и его свойства знаю в общих чертах. Если нужно глубже - есть где посмотреть.

Буду дома полистаю старые книги, м.б. найду разгадку тайны про +40

Могу лишь предположить: если сов. госты предписывали определять вязкость индустриальных масел при +40, значит лаборатории имели оборудование для данного испытания, где масла нагревались точно до 40. А также имелось оборудование позволяющее их нагревать до 100 (возможно одно и тоже оборудование использовалось для двух этих случаев). А поскольку вязкость масел изменяется линейно, то видимо и решили для определения ИВ снимать вязкость моторных маслел при 100 и 40, раз имелось соответствующее обурудование. По разнице в вязкости расчитывался ИВ.

Т.е. 40 приняли еще в мохнатые годы с позиции "так проще", а не по каким-то соображениям характера работы масла в моторе при 40, т.к. 40 С для работы моторного масла температура не типичная и знать какая вязкость будет при такой Т никому не интересно.

ИМХО

Изменено пользователем Lew
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Предлагаю разобраться что же такое индекс вязкости.

здесь да, Lew практически угадал - эти две точки температуры используются для расщета индекса вязкости, так- как вне этого диапазона вязкость масла (относительно температуры) очень нелинейна (normales Maßstab)

 

53crrtr9.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
40 С для работы моторного масла температура не типичная и знать какая вязкость будет при такой Т никому не интересно.
Если известен ИВ? Да. А если нет? :) Потом... типичная или нет, но часть своей жизни мотор работает при подобной температуре. И даже больше- зимой в хорошие морозы, да при коротких поездках (до нескольких км.) на современном моторе масло больше не прогревается.

 

А поскольку вязкость масел изменяется линейно...

Нарисуй по этому графику линейную функцию, любопытно

post-3427-0-62479500-1402488217_thumb.jpg

Изменено пользователем tabachka
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

здесь да, Lew практически угадал - эти две точки температуры используются для расщета индекса вязкости, так- как вне этого диапазона вязкость масла (относительно температуры) очень нелинейна (normales Maßstab)

 

53crrtr9.jpg

Как я понял 40 С берут не потому, что это границы диапазона, а потому, что есть построенная методика расчета при которой для вычисления ИВ берут вязкость 40 и 100, подставляют в формулы - и вперед http://www.norm-load.ru/SNiP/Data1/6/6154/index.htm

А впринципе ничто не мешает взять для расчета, например, вязкости при 0 С и 50 С, или какой-то др. диапазон, и выработать соответствующую методу и в итоге выйти на такой же ИВ, как расчитывается по ГОСТ.

Конечно с определенной долей погрешности.

 

 

Нарисуй по этому графику линейную функцию
Я имел в виду линейность когда масштаб сСт по ординате построен неравными по величине отрезками, и изменение вязкости масел с различными ИВ с изменением температуры (отложенной по абсциссе) представляют собой прямые линии, пересекающиеся в одной точке.

Например, линии отражающие изменения вязкости масел 0w-40 и 10w-40 будут изображены в виде 2-х прямых с точкой пересечения напротив значения 100 С.

Если же по ординате значение вязкости откладывать через равные промежутки, то получатся не прямые, а кривые круто восходящие вверх в левой части графика

Короче гворя наверное слишком туманно выразился

Изменено пользователем Lew
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Т.е. получается,что нулевка лучше чем 5-40? Тот же мобил 1 с ИВ 180?

 

Вроде тут наоборот всегда советуют по крайней мере на лето выбрать 5-40,а не 0-40. Не логично получается.

Я не говорю что это лучше, но могу сказать что если сравнивать 0-40 и 5-40 и 10-40, то теоретически при нагреве более 100 С вязкость будет больше у 0-40, затем идет 5-40 и далее 10-40.

ИВ дает представление как "просядет" вязкость двух масел с одинаковой вязкостью100 при их нагреве более 100 С.

Это теоретически, т.к. всегда может найтись какое-то масло с интересным составом, вязкость кот. при нагреве будет снижаться менее интенсивно несмотря на относительно невысокий ИВ.

Опять же это рассуждения о свежем неработавшем масле, при работе в моторе через н-е кол-во моточасов его свойства могут сильно измениться и как оно поведет себя при нагреве можно лишь гдать.

Точнее при нагреве вязкост будет снижаться, но интенсивность этого снижения будет зависить от изменения в его хим. составе

Изменено пользователем Lew
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Lew,

Короче гворя наверное слишком туманно выразился
а я понял тебя буквально, как ты любишь :)
...и как оно поведет себя при нагреве можно лишь гдать...
учитывая, что, в реале, все происходит в динамике, причём на разных скоростях сдвига, то... лучше замять эту тему :) Изменено пользователем tabachka
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...